Статья 20. Платность использования природных ресурсов
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов;
выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
4. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90 процентов — на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов, 10 процентов — в доход республиканского бюджета Российской Федерации для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды.
ГАРАНТ:
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ в бюджеты субъектов РФ и бюджеты ЗАТО в 2002 году зачисляется плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду в размере 81 процента доходов, а в доход федерального бюджета — в размере 19 процентов
О платежах за загрязнение окружающей природной среды см. письмо МНС РФ от 31 октября 2001 г. N ВТ-6-21/833
5. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
О порядке определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632
6. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
37.Платность использования (виды платежей)
1. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:
* за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
* за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
* на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
4. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Таким образом, взимание платы за ресурсы предполагает три основания:
пользование в пределах лимита;
сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Данная часть проводимого исследования касается проблем разработки и внедрения механизма платы за первое из перечисленных оснований — за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов.
Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем и взимается в виде налогов, арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством и решениями органов власти краев, областей, автономных образований. Состав и порядок применения весьма разветвленной системы платежей за пользование природными ресурсами (ресурсных платежей) уточняются по мере обобщения накапливаемого опыта. В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:
* земля (налог, средняя плата);
* лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);
* водные ресурсы (водный налог);
* животный мир (плата за пользование объектами животного мира);
* недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна).
Приведенный выше перечень видов платежей (налогов) за пользование природными ресурсами свидетельствует об отсутствии отработанных механизмов взимания платы за пользование природными рекреационными ресурсами, и вообще — единой методологии по установлению ресурсных платежей.
38.Плата за негативное воздействие на ос
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Виды негативного воздействия перечислены Это:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
— сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;
— размещение отходов производства и потребления;
Плата установлена не за все перечисленные виды вредного воздействия. что порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, поэтому необходимо руководствоваться постановлением Правительства.
Обязанность по внесению платы предусмотрена также специальными законами — Федеральным законом
Круг лиц, обязанных вносить плату: Это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации любые виды деятельности, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в отношении которого установлена плата. (В данном перечне не упоминаются индивидуальные предприниматели. Но это не значит, что на них не распространяется такая обязанность.)
Что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и признаются не налогом, а фискальным сбором.
Организации, имеющие филиалы или представительства, вносят плату за всю компанию в целом. Ведь обособленные подразделения юридического лица не являются самостоятельными плательщиками экологических платежей. Но они могут уплачивать платежи от имени головной организации, если подобные полномочия закреплены в положении об обособленном подразделении, а на имя его руководителя оформлена соответствующая доверенность.
Источник
Платность природопользования. Понятие и виды платежей. Плата за пользование природными ресурсами.
Платность природопользования — принцип использования природных ресурсов в РФ ю/л, исключения из которого предусмотрены законодательством. выражается в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на нее.
Взимается плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия в пределах (и сверх) установленных лимитов воздействия на окружающую среду.
размеры платы за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) и за сверхлимитные загрязнения окружающей среды отличаются.
Для определения размера платы используются базовые нормативы платы (разработаны в соответствии с постановлением Правительства), а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
За некоторыми исключениями, указанными в природоресурсном законодательстве, ресурсопользование осуществляется на платной основе. Плата за ресурсопользование включает в себя следующие составляющие.
1) Рента (плата за использование природных ресурсов) – доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве – лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата – при их аренде, водный налог – в водном законодательстве.
2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» – отчисления на воспроизводство минерально – сырьевой базы.
3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.
4) Иные платежи, связанные с ресурсопользованием, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ — сбор за выдачу лицензий на водопользование.
Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов. В случаях, установленных законодательством РФ и субъектов, размер платы может снижаться, ресурсопользователи могут быть освобождены от платы за использование ресурсов. Освобождение от платы и установление льгот производится с учетом правового положения субъекта ресурсопользования, а также с учетом местонахождения ресурса, его особенностей и иных факторов.
Источник