Конспект урока географии для 8 класса по теме «Почва-особое природное тело»
Объяснять причины различных условий образования почв, их плодородия.
Знать имя ученого-основоположника учения о почве. [П1]
Давать определения понятиям
Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей
Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами
Осуществлять контроль своей деятельности
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Интерпретировать данные, работать с информацией: владение приёмами работы с информацией естественнонаучного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем), критического анализа и оценки её достоверности
3 Этапы учебного занятия
Организационный момент
На контурной карте цифрами отмечены реки и озера России. Работа по вариантам на знание номенклатуры
Земля — кормилица, но и та есть просит
Учащиеся объясняют суть поговорки называют тему урока (Почва)
Каково строение почвы, как различаются почвы по механическому составу и структуре. Какие типы почв распространены в России.
Запись темы в тетрадь Почва-особое природное тело
Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский
Презентации обучающихся
Опираясь на знания предыдущих курсов.
Учащиеся дают определение «Почва- верхний плодородный слой земли .Результат взаимодействия живой и неживой природы» Запись в тетрадь
Как можно объяснить высказывание В.В. Докучаева « Почва-зеркало ландшафта»
(В почве как в зеркале отражаются все компоненты природы)
Составление схемы Почвообразующие факторы (самостоятельно)
Почва
Горные породы Климат Рельеф Вода Растения Животные Время
Ученики устанавливают, чем почва отличается от горной породы. Сравнивают образцы горных пород (песка и глины) и почвы. Работа с учебником: стр.122 рис.62. В тетрадях зарисовывают почвенный профиль, читают пояснение на стр.122. Чтобы различить почвы по механическому составу рассматривают образцы различных почв, зарисовывают схему:
Объяснение учителя о структуре почвы. Обучающиеся создают схему:
Работа с почвенной картой и текстом стр.123-125. Обучающиеся вспоминают закон широтной зональности, установленной В.В. Докучаевым. (Главная причина зональности почв – изменение климата и его важных характеристик – режима увлажнения и температуры). Обучающиеся составляют таблицу.
Источник
Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: «Почва-особое природное тело»
методическая разработка по географии (8 класс)
Разработка была представлена на городской конкурс «Мой лучший урок-2021» и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии «Полярная звезда». В уроке использованы современные педагогические технологии. Представлено подробное описание использованных педагогом методов обучения, прилагается маршрутный лист урока для школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока географии «Почва-особое природное тело» 8 кл | 143 КБ |
marshrut_lis_k_urokupochvy.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс профессионального мастерства
по теме «Почва — особое природное тело»
Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна,
учитель географии МБОУ гимназии №9
Тема урока: Почва — особое природное тело
УМК: «Полярная звезда» Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др., 8 класс. М.: Просвещение, 2018
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: комбинированный
ЦЕЛЬ: формирование представления о почве, как особом природном теле; выявление значения почвы, установление типов почв, распространённых в России; знакомство со строением почвенного профиля и способами определения особенностей механического состава и структуры почвы.
образовательные: сформировать понятие «почва»; сформировать представления о различии почвы и горной породы, о строении почвы, её механическом составе и структуре, причинно-следственных связях между факторами почвообразования и типами почв; о закономерностях распространения различных типов почв и их значении в природе и жизнедеятельности человека;
развивающие : способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить определять механический состав и структуру почвы; продолжить формирование умений работать с почвенной и другими картами, почвенными профилями;
воспитательные : обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.
Познавательные : сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками, тематическими картами); развивать логическое мышление (взаимосвязь между количеством гумуса и свойствами почв), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять характерные типы почв в каждой природной зоне.
Регулятивные: планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать причины его изменения, сформировать образное представление о свойствах почв, их влиянии на человека и наоборот-влиянии человека на свойства почвы); контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.
Метапредметные : формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.
Личностные: осознание значения плодородия почвы; осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ставропольского края).
Основное содержание: строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы, типы почв в России.
Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); карта «Почвы России», схема почвенного профиля и демонстрационный плакат «Типы почв России», коллекция минералов и горных пород, образцы почв, атлас 8 класса; учебник 8 класса; опорный конспект урока и презентация, видеофрагмент «Поговорим о почвах» Для опытов( для 5 групп): поднос, наборы из 3-х торфяных горшков с почвой, стакан с водой, резиновые перчатки.
Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: по источнику знания: словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Педагогические технологии: проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.
Организационная структура урока
*Сокращения: УУД познавательные- П, регулятивные-Р, коммуникативные-К, личностные-Л
Источник