Почва особое природное тело 8 класс полярная звезда

Конспект урока географии для 8 класса по теме «Почва-особое природное тело»

Объяснять причины различных условий образования почв, их плодородия.

Знать имя ученого-основоположника учения о почве. [П1]

Давать определения понятиям

Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами

Осуществлять контроль своей деятельности

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Интерпретировать данные, работать с информацией: владение приёмами работы с информацией естественнонаучного содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем), критического анализа и оценки её достоверности

3 Этапы учебного занятия

Организационный момент

На контурной карте цифрами отмечены реки и озера России. Работа по вариантам на знание номенклатуры

Земля — кормилица, но и та есть просит

Учащиеся объясняют суть поговорки называют тему урока (Почва)

Каково строение почвы, как различаются почвы по механическому составу и структуре. Какие типы почв распространены в России.

Запись темы в тетрадь Почва-особое природное тело

Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский

Презентации обучающихся

Опираясь на знания предыдущих курсов.

Учащиеся дают определение «Почва- верхний плодородный слой земли .Результат взаимодействия живой и неживой природы» Запись в тетрадь

Как можно объяснить высказывание В.В. Докучаева « Почва-зеркало ландшафта»

(В почве как в зеркале отражаются все компоненты природы)

Составление схемы Почвообразующие факторы (самостоятельно)

Почва

Горные породы Климат Рельеф Вода Растения Животные Время

Читайте также:  Группа исчерпаемых природных ресурсов

Ученики устанавливают, чем почва отличается от горной породы. Сравнивают образцы горных пород (песка и глины) и почвы. Работа с учебником: стр.122 рис.62. В тетрадях зарисовывают почвенный профиль, читают пояснение на стр.122. Чтобы различить почвы по механическому составу рассматривают образцы различных почв, зарисовывают схему:

Объяснение учителя о структуре почвы. Обучающиеся создают схему:

Работа с почвенной картой и текстом стр.123-125. Обучающиеся вспоминают закон широтной зональности, установленной В.В. Докучаевым. (Главная причина зональности почв – изменение климата и его важных характеристик – режима увлажнения и температуры). Обучающиеся составляют таблицу.

Источник

Методическая разработка урока географии с элементами исследования по теме: «Почва-особое природное тело»
методическая разработка по географии (8 класс)

Разработка была представлена на городской конкурс «Мой лучший урок-2021» и получила положительные отзывы комиссии. Разработана на основе УМК по географии «Полярная звезда». В уроке использованы современные педагогические технологии. Представлено подробное описание использованных педагогом методов обучения, прилагается маршрутный лист урока для школьников.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка урока географии «Почва-особое природное тело» 8 кл 143 КБ
marshrut_lis_k_urokupochvy.doc 365.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства

по теме «Почва — особое природное тело»

Автор: Шкиренок Людмила Григорьевна,

учитель географии МБОУ гимназии №9

Тема урока: Почва — особое природное тело

УМК: «Полярная звезда» Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др., 8 класс. М.: Просвещение, 2018

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный

ЦЕЛЬ: формирование представления о почве, как особом природном теле; выявление значения почвы, установление типов почв, распространённых в России; знакомство со строением почвенного профиля и способами определения особенностей механического состава и структуры почвы.

образовательные: сформировать понятие «почва»; сформировать представления о различии почвы и горной породы, о строении почвы, её механическом составе и структуре, причинно-следственных связях между факторами почвообразования и типами почв; о закономерностях распространения различных типов почв и их значении в природе и жизнедеятельности человека;

Читайте также:  Береги природу природа наш дом

развивающие : способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить определять механический состав и структуру почвы; продолжить формирование умений работать с почвенной и другими картами, почвенными профилями;

воспитательные : обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.

Познавательные : сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками, тематическими картами); развивать логическое мышление (взаимосвязь между количеством гумуса и свойствами почв), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять характерные типы почв в каждой природной зоне.

Регулятивные: планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать причины его изменения, сформировать образное представление о свойствах почв, их влиянии на человека и наоборот-влиянии человека на свойства почвы); контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Читайте также:  Календарь природы для 2 младшей группы

Предметные: формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.

Метапредметные : формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.

Личностные: осознание значения плодородия почвы; осознание целостности природы; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Ставропольского края).

Основное содержание: строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы, типы почв в России.

Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); карта «Почвы России», схема почвенного профиля и демонстрационный плакат «Типы почв России», коллекция минералов и горных пород, образцы почв, атлас 8 класса; учебник 8 класса; опорный конспект урока и презентация, видеофрагмент «Поговорим о почвах» Для опытов( для 5 групп): поднос, наборы из 3-х торфяных горшков с почвой, стакан с водой, резиновые перчатки.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: по источнику знания: словесные, наглядные, практические;
по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.

Педагогические технологии: проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Организационная структура урока

*Сокращения: УУД познавательные- П, регулятивные-Р, коммуникативные-К, личностные-Л

Источник

Оцените статью