4. Почва как компонент ландшафта.
Тесная взаимосвязь всех составляющих частей природы на поверхности суши получила свое выражение в почве — особом природном образовании. В.В. Докучаев, основоположник почвоведения, сформулировал понятие о почве как вполне самостоятельном естественно-историческом теле, «зеркале» ландшафта, которое является продуктом деятельности грунта, климата, растительных и животных организмов, возраста страны, рельефа местности. Сюда же относятся природные воды и хозяйственная деятельность человека.
Кратко остановимся на факторах почвообразования.
- Грунты или почвооброзующие породы представляют субстрат, на котором происходит формирование почвы. Грунты состоят из минеральных компонентов, участвующих в процессе почвообразования, и изменяют состав почвы. Например, в условиях хвойно-лиственных лесов обычно формируются дерново-подзолистые почвы, но если в пределах лесной зоны почвообразующие породы содержат большое количество карбонатов кальция, то образуются серые лесные почвы.
- Климат. С климатом связано обеспечение почвы энергией (теплом) и в значительной мере водой. От годового количества тепла и влаги, особенностей их суточного и сезонного распределения зависит развитие почвообразовательного процесса. Климат оказывает влияние на почву и косвенно, через биологические процессы.
- Растительные и животные организмы играют в почвообразовании ведущую роль. Почвообразование началось на Земле только после появления жизни. Растения в процессе своей жизнедеятельности синтезируют органическое вещество и определенным образом распределяют его в почве. Микроорганизмы — разлагают органические остатки и синтезируют содержащиеся в них элементы в соединения, поглощаемые растениями. Животные организмы многократно перерывают почву, перемешивают ее, способствуют аэрации, обогащают почву продуктами своей жизнедеятельности.
- Особый фактор почвообразования — время. Все процессы, протекающие в почве, совершаются во времени. Чтобы сформировалась почва определенного типа, требуется время, со временем происходит эволюция почв.
- Рельеф. Влияние рельефа сказывается главным образом на перераспределении влаги и тепла, которые поступают на поверхность суши. Значительные изменения высоты местности влекут за собой изменение температур, количества осадков. Большое значение для перераспределения солнечной энергии имеет экспозиция склона.
- Почвенно-грунтовые воды. В воде происходят многочисленные химические и биологические процессы. Воды обогащают почву химическими соединениями.
Почва — продукт функционирования ландшафта. Вне ландшафта почва сформироваться не может, поэтому, чтобы изучить и понять почву, нужно изучить ландшафт в целом. В ландшафтных исследованиях обращают внимание на морфологический профиль почв, механический состав отдельных генетических горизонтов, их оструктуренность, водно-физические свойства и т.д.
Почва обладает особым свойством — плодородием. Плодородие почв (содержание гумуса, азота, фосфора, калия, микроэлементов) — отражение их биоэнергетического потенциала. В зависимости от плодородия почв в ландшафтной экологии различают несколько категорий местообитаний по трофности (трофотонов). Для лесных ландшафтов средней полосы России предложена следующая классификация трофотонов:
- Олиготрофные — бедные питательными элементами — боры на флювиогляциальных и эоловых песках с подзолистыми иллювиально-железистыми почвами.
- Мезотрофные — средние по плодородию — ельники на дерново-подзолистых почвах на покровных суглинках и морене.
- Эвтрофные — богатые питательными элементами — хвойно-широко-лиственные и широколиственные леса на серых лесных почвах, подстилаемых лессовидными суглинками.
- Мегатрофные — очень богатые питательными элементами — дубравы на дерново-карбонатных почвах, пойменные дубравы на аллювиальных дерново — карбонатных почва.
Усиливается преобразование почвы в результате деятельности общества. При интенсивной химизации сельского хозяйства происходит стерилизация почв. Из биокостной подсистемы ландшафта она все больше превращается в костную, бедную жизнью. Человек изменяет почву в соответствии со своими потребностями. Формируются особого рода почвы — техноземы.
Источник
Почва
Почва — верхний плодородный слой земли. Благодаря богатому содержанию воды и питательных веществ, она является главным условием жизни растений.
- климат;
- жизнедеятельность организмов;
- вмешательство человека в естественные процессы;
- ландшафтная ситуация;
- свойства материнской породы;
- время.
Слои почвы, почвенные горизонты
Почва состоит из четырех слоев:
- увлажняемый;
- гумусный;
- предпочвенный (минеральный);
- материнские горные породы.
Увлажняемый слой имеет небольшую глубину — от 3 до 7 см. Обладает темной окраской. В нем происходит активная биологическая деятельность, поскольку большинство почвенных организмов обитают именно в нем.
Гумусный слой толще и составляет примерно 10-30 см. Также густо населен микроорганизмами, перерабатывающими растительные остатки в минеральные вещества, которые затем растворяются в грунтовых водах и становятся питанием для растений. Это наиболее плодородная часть почвы.
Предпочвенный (минеральный) слой богат питательными веществами, но биологическая активность в нем низкая. Однако в этом слое также обитают организмы, перерабатывающие питательные вещества.
Материнские горные породы — хрупкий слой, подверженный выветриванию/вымыванию. Никаких микроорганизмов в нем нет.
Кроме того, условно почву можно разделить на почвенные горизонты. Слоя, расположенные горизонтально, образуют почвенный профиль — вертикальный срез почвы.
Почвенные горизонты расположены в следующем порядке:
- Органогенные горизонты — поверхность почвы, содержащая более 30% питательных веществ (подстилочно-торфяной, перегнойный, торфяной, олиготрофно-торфяной, эуторфно-торфяной).
- Элювиальный — залегает под гумусовым слоем, имеет легкий гранулометрический состав (пласты земли могут быть подзолистыми, гумусо-элювиальными, элювиально-метафорическими, субэлювиальными).
- Иллювиальный — слой перехода от гумуса к породе (иллювиально-гумусовый, карбонатный, гипсовый, метаморфический).
- Метаморфический — средний безгумусовый пласт земли (сиаллитно-метаморфический, ферралитно-метаморфический, слитой, фраджипэн).
- Гидрогенно-аккумулятивный (солевой, гипсовый, карбонатный, конкреционный, ожелезненный).
- Коровый — плотные соединения поверхностного земельного слоя, до которых не достают корни растений (пустынный панцирь, солевая кора, гипсовая кора, карбонатная кора, кремневая кора, плинтит, латерит).
- Глеевый — пласт земли более 50 см, в котором происходят восстановительные процессы, создающие закисные соединения.
- Подпочвенный — горная порода, где происходит образование почвы (материнская порода, подстилающая порода).
Основные виды почв и их характеристика
Какой-либо одной классификации почв не существует, потому что это очень сложный материал и может содержать различные компоненты, по-разному реагировать на внешние факторы. Однако несколько оснований для деления почв назвать все-таки можно.
Разновидности почвы по механическому составу — соотношению в почве минеральных обломков разного состава и размера:
- песчаные (относятся к легким почвам, в составе около 90% чистого песка);
- супесчаные (легкая почва, имеет небольшое количество глинистых включений);
- суглинистые (песок и связанные влагой частицы пыли; не легкая, однако и не тяжелая почва);
- глинистые (связанная влагой пыль и частицы ила, тяжелая почва);
- известковые (в такой почве в высокой концентрации содержатся соединения кальция, имеется много каменистых включений; считается бедной).
По органическому составу:
- черноземы (плодородная почва, содержит огромное количество органических соединений и совсем немного песка);
- сероземы (рыхлая почва, в ней много биологической активности);
- торфяники (примерно 70% этого вида составляет органика; очень плодородны, хотя питательные вещества содержатся в плохо усваиваемых растениями соединениях).
По мощности (толщине) почвенного профиля:
- с мощным профилем (более 120 см);
- с глубоко развитым профилем (80-120 см);
- со среднеразвитым профилем (50-80 см);
- со слаборазвитым профилем (30-50 см);
- литоземы (менее 30 см).
По степени каменистости — содержанию частиц с размером более 3 мм в диаметре:
- некаменистые (менее 0,5 мм);
- слабокаменистые (0,5-5 мм);
- среднекаменистые (5-10 мм);
- сильнокаменистые (более 10 мм).
По степени содержания гумуса:
- слабогумусные;
- малогумусные;
- среднегумусные;
- многогумусные;
- тучные.
По степени мощности (толщине) дернового слоя:
По уровню засоленности:
- незасоленные;
- слабозасоленные;
- среднезасоленные;
- сильно засоленные;
- очень сильно засоленные.
По степени подзолистости:
- неподзолистые;
- слабоподзолистые;
- среднеподзолистые;
- сильноподзолистые;
- подзолы.
По глубине оподзоливания:
- поверхностноподзолистые;
- мелкоподзолистые;
- неглубокоподзолистые;
- глубокоподзолистые.
По степени кислотности:
По проявлению поверхностного оглеения:
По степени смытости:
Перечисленные классификации не носят исчерпывающий характер.
Знания об особенностях почвы важны:
- при выборе растений, которые можно культивировать на конкретной территории;
- для определения удобрения;
- для решения вопроса о поливе (частоте и количестве необходимой влаги).
Определять тип почвы лучше всего лабораторным методом при помощи специального оборудования. Однако, самостоятельно также возможно, например, путем сжатия горсти влажной земли в кулаке (если грунт не держит форму и рассыпается, значит, в нем много песка; если держит форму, то это глина). Можно сделать вывод о типе почвы по растущим на ней растениям (на сухой почве хорошо растет молочай и тысячелистник, на глинистой — шалфей, горчица и лопух). И таких способов существует немало.
Растительность, животные и микроорганизмы в почве
Почва — среда обитания множества организмов. Абсолютное большинство растений произрастает в почве (из широко известных исключений — орхидея, мох).
В почве могут жить животные (грызуны, рептилии), некоторые виды птиц — они формируют в земле свои жилища и выводят потомство, ищут в ней питание. Богата почва и микроорганизмами (микрофлора, макрофлора, мезофлора).
Такое сосуществование — не одностороннее потребление ресурсов, а своего рода симбиоз. И растения, и животные, и микроорганизмы важны для почвы. Они участвуют в накоплении и разложении органических остатков, оказывают влияние на различные физические и химические свойства почвы, развитие эрозионных процессов и структуру почвенного покрова.
Основные закономерности географии почв
В 1899 году русский ученый-естествоиспытатель В.В. Докучаев в своей работе «К учению о зонах природы» сформулировал основные законы географического распространения почв:
Согласно закону горизонтальной зональности, в пределах одной климатической зоны почвы развиваются в одинаковых биологических условиях и поэтому имеют сходные показатели. В Северном полушарии Земли, таким образом, можно выделить пять основных широтных поясов:
- полярный;
- бореальный;
- суббореальный;
- субтропический;
- тропический.
У каждого типа почвы примерно одинаковая структура, практически совпадает состав минеральной и органической частей. Процессы почвообразования тоже схожи. Описание идентично. Однако, в границах каждого пояса можно выделить свои почвенно-географические зоны (леса, степи, тундра и другие).
В соответствии с законом вертикальной почвенной зональности в горных системах наблюдается последовательная смена типов почв по мере нарастания абсолютной высоты от подножия к вершинам гор (в зависимости от изменения факторов почвообразования). Впрочем, современные исследователи говорят о том, что взаимное расположение разных типов почв в горах довольно своеобразно, зависит от местных особенностей и мало подчиняется этой теории. Зонировать равнины проще.
Закон фациальности почв заключается в том, что местные, провинциальные (фациальные) особенности климата (близость океана, температурный режим и т.д.) вызывают осложнения широтной зональности вплоть до образования особых типов почв.
Значение почвы в природе
- среда обитания для многих живых организмов;
- своего рода склад (хранилище) влаги и питательных веществ;
- кладезь новых полезных питательных веществ;
- регулятор механизмов гидросферы, атмосферы, биосферы, литосферы;
- для человека — источник получения сельскохозяйственной продукции.
Учитель непонятно объясняет предмет?
Источник