НОД по познавательному развитию «Перелётные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
НОД по познавательному развитию «Перелётные птицы» в подготовительной группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Перелётные птицы» (подготовительная группа)
Цель: формирование представлений о перелётных птицах.
Задачи:
— формировать умения в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами в ед.ч.
— формировать умения в образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного;
— формировать умения составлять предложения по мнемотаблице;
— расширять словарный запас по теме «Перелетные птицы»;
— развитие навыка словообразования;
— совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, логического мышления;
— развивать умения классифицировать птиц;
— воспитание внимательного, бережного отношения к птицам.
Оборудование: картинки перелётных и зимующих птиц, магнитофонная запись с пением птиц, конверты с заданиями, мнемокарточка, презентация «Игра «Четвёртый лишний»
Ребята, нам пришло письмо от вороны. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Прилетели птицы из тёплых стран, а Злая ведьма их заколдовала и они теперь не поют. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучших друзей, чем вы, для птиц не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
Злая волшебница разбросала на пути птиц, конверты с цифрами. Колдовство пропадет, если вы выполните все задания в конвертах»
— Отправляемся в путь. С какой цифрой будем искать первый конверт?
Мы пойдем тихо, на носочках , чтобы птиц не испугать.
Игра «Найди перелётную птицу»
На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц. (На магнитной доске 10 иллюстрации)
-Назовите птиц, которых вы выбрали.
Назовите обобщающим словом этих птиц?
– Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.)
— А как же перелетные птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
— Некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды. Как вы думаете, птицы летят, как им вздумается или существует какой-то порядок полета в стаи?
Ласточки, скворцы, трясогузки летят стайкой.
Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.
Гуси чаще всего летят косяком.
Углом, или клином, летят журавли, лебеди.
Игровое упражнение «Кто о ком заботится?» (с мячом)
Педагог: Весной у птиц много важных дел, много забот.
Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.)
– Да, птицы заботятся о птенцах.
Давайте поиграем в игру «Кто о ком заботится»
Я буду бросать вам мяч, вы мне будете его возвращать с ответом.
— Грач заботится (о ком?) о грачатах.
— Журавль заботится (о ком?) о журавлятах.
— Лебедь заботится (о ком?) о лебедятах.
— Утка заботится (о ком?) об утятах.
— Скворец заботится (о ком?) о скворчатах.
— Гусь заботится (о ком?) о гусятах.
А какую пользу птицы приносят природе? (Птицы защищают растения от вредных насекомых)
Дети, а мы покажем, как птицы трудятся.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка»
Дети разбирают прищепки и встают в круг.
Ищет птичка и в траве , (открывать – закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)
И на ветке, и в листве, (тоже движение пальцами левой руки)
И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)
Мух, червей, слепней, жуков (тоже движение правой рукой)
— Со вторым заданием вы справились. Летим к третьему конверту.
Игра «Четвертый лишний » Презентация.
На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Голубь, ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, потому что он зимующая птица.
Скворец, курица, аист, журавль.
сорока, жаворонок, грач, соловей.
Синица, снегирь, дятел, ласточка
Лебедь, цапля, воробей, аист
Малоподвижная игра «Улетает- не улетает». Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.
В. : Я буду называть птицу, если она улетает в теплые края осенью, то вы машите руками будто крыльями, а если не улетает, остаётся зимовать, остановиться и присесть. Будьте внимательны! (воспитатель проводит игру)
Игра «Скажи, какой, скажи какая». Образование сложных прилагательных от прилагательного и существительного.
В. : Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Дальше дети сами продолжают выполнять задание
Ласточка- у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Грач- у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
Аист- у него красный клюв. Значит, аист (красноклювый)
Цапля-у неё длинные лапы. Значит, цапля (длиннолапая)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)
У птицы звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)
Игра «Назови ласково» . Образование уменьшительной формы существительных
Скворец-скворушка, журавль-журавушка, лебедь-лебедушка, кукушка-кукушечка, утка-уточка, соловей-соловушка.
— Которое по счёту мы будем выполнять задание?
«Расскажи правила по охране птиц»
– Давайте расскажем правила по охране птиц по схеме.
Дети проговаривают по картинкам символов фразы.
Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя стрелять в птиц, потому что можно их поранить.
— Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели (Звучит фонограмма «Голоса птиц»)
— Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали?
— Что нового вы узнали о перелётных птицах?
— Какое из заданий вам показалось самым интересным?
Источник