Подражание звукам природы это

О подражании голосам звукам природы и не только, или Познавательное эссе о человеческом голосе

Имитация звуков, особенно звуков природы, говорит о довольно богатом внутреннем мире человека, о том, что он живёт в гармонии с природой.

Как правило, в России имитация входит лишь составной частью фольклора коренных народов Сибири, например: тувинцев, алтайцев, бурятов, которые являются народами, наиболее лучше её сохранившими.

У Башкир же она сохранилась в меньшей степени, хотя, как и у других кочевых народов, подражание звукам природы в прошлые века у них было довольно развито.

Что касается подражания звукам «в чистом виде», то есть, не в фольклорном коллективе, когда имитация сочетается с каким-то либо действием, с танцем, горловым пением, игрой на варгане, или игрой на других этнических (народных) инструментах, пожалуй, мало, кто занимается, ограничившись лишь в основном имитацией механических звуков. Чаще всего звуков моторов, а так же музыкальных инструментов.

Набип Ханов (Раджа Учалинский) не только может изображать голоса природы, имея врождённый для этого дар, но и обучать им, создав свою оригинальную методику.

Если человек хочет, то он способен научиться имитации. А значит, его можно и обучить, считает он.

Так как каждый человек индивидуален, то Радже приходится с ходу находить не просто нужный, но порою даже и новый способ обучения какому-либо звуку, который у обучаемого порою не выходит, в отличие от других.

Надо сказать, что многие не просто не знают, но и даже не задумываются о том, что всё-таки даёт человеку способность подражания звукам, а так же упражнения для голоса.

В число упражнений для голоса входят так же и упражнения, при выполнении которых человек подражает и голосам природы, например, таким животным, как собаке, овце, корове или же обыкновенной кукушке.

Упражнения с имитацией голоса, на мой взгляд, делаются, исходя из цели их выполнения, акцентируя внимание на том, чтобы лучше проработать ту или иную составляющую своего голоса, улучшая его характеристики, дополняя упражнения по вокалу, которые предназначаются для постановки певческого профессионального голоса, а так же обучаться технике пения: в академическом вокале, в эстрадном вокале, или в каком-либо другом.

При этом недостаточное внимание уделяется самому голосу, что приводит к потере певческого голоса, когда его срывают.

Так как голосовой аппарат у каждого человека индивидуален, то надо во время его обучения надо учитывать это.

Эти упражнения для голоса, при определённом их подборе, учитывающие естественные законы голоса, не просто тренируют голос, но и его настраивают, изменяя его тембр, делая его более насыщенным, звучным, а также расширяют диапазон его звучания, прорабатывая и повышая его амплитуду, как низких, так и высоких звуков.

Читайте также:  Адрес министерства природных ресурсов российской федерации

Это происходит потому, что при занятии упражнениями для голоса, так и просто при подражании звукам природы, улучшается не только артикуляция и звукоизвлечение голосовыми связками, но также улучшается и резонирование, то есть вибрирование естественных резонаторов голоса, тех частей тела, которые, подобно деке, той части детали струнного музыкального инструмента, попадая внутрь которой, звуки, извлекаемые при колебании струны, усиливаются и окрашиваются, приобретая характерный для этого инструмента тембр, то есть характерное него звучание.

А в человеческом же теле роль струны играют голосовые связки, находящиеся в гортани.

Звук, возникающий в результате колебания связок во время выдоха, так же, как и в струнных музыкальных инструментах, усиливается и окрашивается в резонаторах.

Резонаторы есть верхние, расположенные выше голосовых связок, участвуя в головном резонировании, которые делают голос звонким, полётным, когда его далеко слышно.

А так же нижние резонаторы: они расположены ниже голосовых связок. Это трахея, бронхи, лёгкие. Использование этих резонаторов называется грудным резонированием.

Оно делает голос насыщенным, бархатистым, ярким, богатым.

В идеале же у человека должно резонировать всё тело от макушки до пяток, что даёт ему возможность полнее использовать возможности своего голоса.

Умение владеть всеми резонаторами улучшает владение самим голосом, которое необходимо не только при подражании звукам и в пении, так и в обычной жизни, повышая способность человека к общению.

Среди удивительных случаев, которые случаются на семинарах, был случай, когда у одной женщины, проходившей его, вдруг исчез психологический комплекс. Ведь эти упражнения раскрепощают человека, убирая его зажатость, снимая ограничения, которые навязало ему его окружение, начиная с его детства.

Надо заметить, что умение подражать улучшает способности к пению, и в тоже время певцы, как было замечено Раджой, легко усваивают подражание звукам, так как у них уже сформировались те профессиональные навыки, с помощью которых это легко сделать. Так же это относится и к горловикам, и к тем, кто играет на варгане.

И поэтому далеко не случайно, что Раджа, к тому же, занимается не только подражанием звукам природы, но и горловым пением, а так же игрой на кубызе (варгане).

Ведь они, помимо различия, имеют и некоторое сходство. А именно, в использовании колебания звуков, которые, кстати сказать, имеют и лечебный эффект, так как колебания звука имеют способность массировать внутренние органы, а так же они улучшают и душевное здоровье, как и сами по себе все эти действия в отдельности.

Так как человек начинает творить.

Зрители, приходя на его концерт, получают массу эстетического удовольствия, окунувшись в мир звуков. Звуков, которые связаны обычно с лесом, с полем, деревней.

Читайте также:  Какая природно хозяйственная зона наиболее измененная человеком

И когда зритель посетит его концерт, то вдруг начинает понимать, что всему этому может научиться каждый.

А у многих даже появляется желание пройти семинар, где недавние зрители могут изучить основы этого искусства, а в дальнейшем развивать свои новые навыки.

И напоследок надо сказать, что игра на варгане (кубызе) является не просто игрой, но и одновременно медиативной практикой. Как и горловое пение.

А так же то, что Раджа хорошо относится к различным религиям и духовным практикам, а так же к их представителям. Когда человек стоит на духовном пути развития, то у него лучше получается заниматься имитацией голосов природы.

Источник

Звукоподражание или живой русский язык: нужно ли подражание звукам

Мир вокруг нас многообразен и ярок, полон красок и звуков. Человек, взаимодействуя с ним с самого рождения, слышит их, повторяет, подражает им.

Давайте разберемся: что такое звукоподражание: определение, виды, особенности, функции, использование этих слов рассмотрим далее в этой статье.

Определение

Звукоподражание слово

Звукоподражание в русском языке — это:

1. Воспроизведение различных звуков окружающей действительности.

Если вы, к примеру, посетили дельфинарий, и увиденное представление привело вас в восторг, то скучно и сухо рассказать об этом у вас не получится. Вы попытаетесь с помощью звукоподражания передать атмосферу этого действа: крик дельфинов, плеск воды, звучание музыки.

2. Создание слов, по звучанию схожих с такими звуками.

Разговаривая с ребенком, без звукоподражательных слов не обойтись — вас просто не поймут! Маленький человек познает мир, сопоставляя явление или живое существо со словом, которое его обозначает.

Определение звукоподражания

Подражание музыкальными звуками конкретному голосу тоже называется звукоподражанием.

Виды

Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:

  • крик птиц (вороны: кар-кар, курицы: ко-ко-ко);
  • голоса животных (собаки: гав-гав, лошади: иго-го);
  • звучание музыкальных инструментов (балалайки: трень-брень, колокольчика: дили-дон);
  • звуки природных явлений (дождя: кап-кап, грома: ба-бах);
  • звуки, издаваемые людьми (кашля: кхе-кхе, ходьбы: топ-топ).

Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!

Виды звукоподражания

Особенности звукоподражания в русском языке

Для звукоподражательных слов характерны:

  • повторы (бом-бом, ко-ко-ко), звукоподражательные слова усиливают эмоциональное воздействие;
  • употребление как отдельного существительного (Громкое тик-так резало слух.);
  • преобразование в другие части речи (хохот, хохотать, хохочущий).

Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:

  1. Часы висели на стене. Показывали точное время.
  2. Мерно тикали часы, на стене играл солнечный зайчик.

Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.

Отличие звукоподражательных слов от междометий

Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.

  • Многозначительное “Тсс” — это, без сомнения, просьба соблюдать тишину.
  • “Ух-ты, здорово!” — очевидны радость, восторг.
  • “Круто!”, “Бла-бла-бла” — модные формы междометий в современном сленге, говорящие — “хорошо, замечательно”, либо о чем-то понятном или пустом.
Читайте также:  Какие есть загадки природы

В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.

Отличие звукоподражаний от междометий

Функции

Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.

Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.

Функция звукоподражаний

Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:

  • Собака маленькая. Щенок резвился и смешно тявкал “тяв-тяв” на летающих бабочек.
  • Собака большая. У ворот сидел огромный пес и важно лаял “гав-гав”, если кто-то проходил мимо.
  • Собака злая. Собака ощетинилась и зарычала “ррр”, кот не испугался, но попятился назад.
  • Собака скулящая. Где-то жалобно скулила собака “ууу”, навевая тоску.

Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.

Применение

Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.

В педагогике

Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.

На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).

Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.

В художественной литературе

В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.

Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали,
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет муха с комаром.
А за нею клоп, клоп
Сапогами топ-топ.

К. Чуковский

Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?

Звукоподражания в литературе

В фольклоре

Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.

Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.

А совища из лесища
Глазами-то: хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то: топ-топ!

Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.

Звукоподражание в фольклоре

В разговорной лексике

В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:

В рекламе

Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.

Вывод

Звукоподражание создает образ и обращается к эмоциям человека. От этого язык общения становится живым, выразительным, насыщенным и ярким.

Источник

Оцените статью