Звукоподражание в русском языке — это:
1. Воспроизведение различных звуков окружающей действительности.
Если вы, к примеру, посетили дельфинарий, и увиденное представление привело вас в восторг, то скучно и сухо рассказать об этом у вас не получится. Вы попытаетесь с помощью звукоподражания передать атмосферу этого действа: крик дельфинов, плеск воды, звучание музыки.
2. Создание слов, по звучанию схожих с такими звуками.
Разговаривая с ребенком, без звукоподражательных слов не обойтись — вас просто не поймут! Маленький человек познает мир, сопоставляя явление или живое существо со словом, которое его обозначает.
Подражание музыкальными звуками конкретному голосу тоже называется звукоподражанием.
Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова в русском языке имитируют:
Все разнообразие звуков, которые нас окружают, можно отобразить звукоподражательными словами. И они будут понятны каждому без дополнительных объяснений!
Для звукоподражательных слов характерны:
Таким образом звукоподражание передает атмосферу, создает образ. Давайте попробуем рассказать о часах по-разному:
Как вам больше нравится? Для создания образа, настроения звукоподражательные слова необходимы.
Отдельно следует отметить отличие звукоподражательных слов от междометий. Несмотря на внешнюю схожесть, это — не одно и то же: первые передают звук, вторые — эмоции.
В отдельную группу относятся слова, являющиеся и междометиями, и звукоподражаниями. Например, “Гы-гы-гы” своим звучанием выражает смех и одновременно передает чувство радости и веселья.
Основная роль звукоподражательных слов — повторить звучание.
Например, если мы хотим воспроизвести звон летающего комара, то это будет “ззз”. А тиканье часов выглядит как “тик-так”.
Кроме этого, звукоподражание — способ создания выразительного эффекта. Например, сравните:
Здесь звукоподражательные слова передают оттенки и интонации по сути одного действия. Согласитесь, в каждом случае в воображении представляется совершенно разное животное с определенным набором эмоций.
Звуковое подражание широко используется во многих сферах жизни человека.
Подражание — один из методов постановки звуков у плохо говорящих детей.
На занятиях с логопедом такому ребенку предлагают покаркать как ворона (каррр) или пошипеть как змея (шшш). А также поучаствовать в играх с озвучиванием определенных действий: плюх-плюх (поросенок купается в луже), бу-бух (мишка свалился с дерева).
Подражание звукам животных и природы особенно полезно для малышей. Так они с удовольствием учатся и быстрее начинают говорить.
В литературных произведениях с помощью звукоподражания достигается эффект звукового присутствия. Словами с шипящими звуками можно воспроизвести шум или шорох. Пример: Слышался шепот дождя в шуршащей листве деревьев.
Также звукоподражательными словами можно передать эмоциональный фон описываемой сцены, выразить состояние героя и действующих лиц, ощущения от происходящих действий.
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали,
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет муха с комаром.
А за нею клоп, клоп
Сапогами топ-топ.К. Чуковский
Звукоподражание дарит ощущение праздника, плясок, веселья! Не правда ли, зажигательно?
Народные песенки, стишки, потешки, которые очень любит детвора, изобилуют звукоподражательными словами.
Пример: Пиф-паф! Ой-ой-ой! Убегает зайчик мой.
А совища из лесища
Глазами-то: хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то: топ-топ!
Звукоподражание помогает образному восприятию и поэтому так нравится детям.
В повседневной речи звукоподражательные слова усиливают передаваемые эмоции, придают экспрессию разговору:
Звуковое подражание расширяет восприятие, цепляет внимание, привлекая потенциального покупателя. А, главное, очень хорошо запоминается: Кубики бульонные — буль-буль.
Звукоподражание создает образ и обращается к эмоциям человека. От этого язык общения становится живым, выразительным, насыщенным и ярким.
Источник