Подведем итоги класс птиц

Обобщающий урок по теме «Класс Птицы» (особенности строения)

Цель: Повторить и обобщить знания по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы».

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленность их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождение птиц
  • Развивающая: развивать умение ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать познавательный интерес.
  • Воспитывающая: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма: урок-игра.

Оборудование: телевизор, компьютер, презентация по теме, таблицы:» Внутреннее строение птиц», «Строение яйца», дидактический материал.

1. Организационный момент

– Я вас приветствую, садитесь.

2. Подготовка учащихся к предстоящей работе

Учитель. Сегодня заключительный урок, посвященный классу «Птицы». Наша с вами задача – систематизировать знания, которые вы получили при изучении темы, сосредоточить внимания на самых примечательных и неожиданных сторонах их жизни, проверить и оценить свои знания.
– На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные виды. Общее число птиц на Земле превышает сто миллиардов.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в экспедицию, покорим Вершину знаний. Каждая ваша группа, используя свои знания, быстроту и сообразительность должна добраться до вершины.
Перед вами лежат маршрутные листы, по которым мы будем продвигаться, выполняя задания и главный группы обязательно выставлять баллы для подведения итога.

3. Первое задание – разминка

По одному человеку от команды к доске: по очереди берете таблички и прикрепляете их к доске в итоге у вас должно получиться систематическое положение птиц. (5 баллов, каждая ошибка – 1 балл).

Команды получают по вопросу:
1. Скажите, как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)
2. Где можно встретить птиц? (Везде и высоко в горах и в снежных пустынях и в тропиках)
3. Чем радуют нас птицы? (Своим полетом, красивым пением разнообразной окраской)

Проверка, выставление баллов.

  • Внешний контур птицы. (Абрис)
  • Килегрудые это… (большинство птиц способных к полету)
  • Звери ходят на четырех ногах, а птицы на…?
  • Какова температура тела птиц? (40-42)
  • Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)
  • Звери покрыты шерстью, а птицы…? (Пером)
  • Переворачивают ли птицы яйца в гнезде? (Да)
  • Дышит ли птенец в яйце? (Через поры)
  • Кто такие бескилевые? (Не летающие птицы)
  • Что такое опахало? (Пуховая часть пера)
  • Есть ли зубы у птенцов? (Яйцевой зуб)
  • Существует ли «птичье молоко»? (Да, у голубей и пингвинов)

Учитель. Итак все команды хорошо прошли разминку и готовы к восхождению. Подведем итог.

4. Первая вершина

Каждая команда вытягивает вопрос, читает и решает, кто идет отвечать.

1. Особенности внешнего строения птиц (работают со слайдом – Приложение 1)
(Туловище обтекаемой формы, шея тонкая и гибкая, клюв, крылья, перьевой покров, роговые чешуйки на нижней части ног, кожа тонкая и сухая, копчиковая железа)

2. Особенности внутреннего строения птиц (работают со слайдом)
(Зоб, два отдела в желудке, пищеварительные железы, 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, двойное дыхание, воздушные мешки, Наиболее развиты большие полушария, мозжечок, хорошо развиты органы чувств, зрения, слуха, нет мочевого пузыря)

3. Строение скелета (работают со слайдом)
(Скелет легкий прочный в костях полости заполнены воздухом, беззубые челюсти, сросшиеся костим черепа, большие глазницы, шея подвижная, туловищные позвонки срослись с грудной клеткой, а пояснично-крестцовый отдел с тазовыми костями между ними позвонок подвижный, цевка, мощный плечевой пояс, пряжка, киль.)

– Почему у птиц появились такие особенности? (Выслушиваются варианты ответов всех команд)

Учитель. А теперь проверим, как команды знают приспособленности птиц к полету.

Читайте также:  Зайнаб махаева птица счастья

5. Кто больше!следующая вершина

По очереди команды называют приспособленности. За каждый правильный ответ – 1 балл.

(Обтекаемая форма тела, маленькая голова, подвижная шея, крылья, цевка, Особо прочный грудной и поясничный отделы скелета, скелет облегчен, нет зубов, отс. мочевой пузырь, киль, двойное дыхание, ускоренный обмен веществ, перьевой покров)

Учитель: Успешно покорена еще одна вершина, и мы продолжаем восхождение. Командиры не забудьте подвести итог в маршрутном листе.
– А что еще? – следующая вершина.
– Какие еще особенности в образе жизни птиц повышающие их приспособленность вам известны?

Учащиеся предлагают свои варианты приспособленностей и доказывают, что это действительно приспособленность! (Яйцекладущие, миграции, брачные игры). Каждый вариант – 1 балл.

– Какими рождаются птенцы у птиц.
– Чем они отличаются.
– Что побуждает птиц преодолевать огромные расстояния и возвращаться назад на родину.
– В чем же приспособленность токования и постройки гнезд.

6. Следующая вершина – Кто это?

Учащимся показывается слайд с изображением археоптерикса.

В слоях земной коры были обнаружены окаменевшие остатки неизвестного существа, а рядом – отпечатки его перьев. Ученые восстановили облик этого существа и назвали его «древней птицей – археоптериксом. Она жила 150 миллионов лет назад. (Остатки амбиортуса. Эта первая настоящая килевая птица, жившая в начале мелового периода, была найдена российскими палеонтологами в 1977 году в Монголии. Сегодня палеонтологи сомневаются в том, что археоптерикс (рисунок справа), живший 145 миллионов лет назад, был самой древней птицей. Более вероятно, что древнейшим предком птиц был протоавис (рисунок слева), живший 225 миллионов лет назад. Сегодня многие палеонтологи полагают, что эволюция птиц шла одновременно по крайней мере двумя путями: ящерохвостые птицы, древнейшими представителями которых являются археоптерикс и его ближайшие родственники энанциорнисы, оказались тупиковой ветвью, а веерохвостые птицы, самый древний предок которых — протоавис, дали всех современных птиц. К этой ветви относится и первая находка настоящей килевой птицы — амбиортуса, жившей в начале мелового периода, которую обнаружила российско-монгольская палеонтологическая экспедиция в 1977 году в пустыне Гоби.
Единственное перо археоптерикса, хранящееся в Берлинском музее естественной истории, по строению напоминает перья современных птиц. У других экземпляров археоптерикса перья оказались более простыми и напоминали перья хищных динозавров.

2. Назовите черты сходства с пресмыкающимися. (Удлиненный хвост, грудина без киля, передние конечности с когтями, роговые чешуйки на конечностях, покровы имеют одинаковое происхождение, зубы)

3. Назовите черты сходства с птицами. (Тело покрыто перьями, крылья, цевка, по четыре пальца на ногах)

Читайте также:  Лучшее мясо птицы рейтинг

– О чем свидетельствуют особенности строения археоптерикса?

7. Следующая вершина – творческая

  • Мой дядя телефон носит всегда при себе (дятел)
  • По утру ткачи принесли готовый ковер (утка)
  • В газете был напечатан приговор о бейрутском мафиози (воробей)
  • Переговор она вела решительно (ворона)
  • В кармане у студента была шпаргалка(галка)
  • Профессор ел не торопясь (орел)
  • Мальчик нашел на карте в углу – Харьков – свой любимый город (глухарь)
  • Мясо Валя положила в холодильник (сова)

8. Следующая вершина – капитанская

Вам по слайдам нужно определить среду обитания, и принадлежат птицы к одной группе или нет. За правильный ответ – 5 баллов, командиры выходят с маршрутным листом.
– Итак, мы с вами на вершине, и необходимо укрепить свое положение. Задание для всех.

Учащиеся выполняют тест по теме «Птицы»

– Все хорошо потрудились, получили прекрасные оценки и в награду я вас приглашаю на птичий концерт.

9. Общий итог

Подводится общий итог, а класс в это время слушает «Птичий концерт».

Источник

Подведем итоги класс птиц

Задание 1. Заполните таблицу.

Особенности внешнего строения птиц
Сходные признаки во внешнем строении птиц и пресмыкающихся Особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

1. кожа почти не имеет желез

2. у пресмыкающихся она покрыта роговыми чешуйками,а у птиц подобные же чешуйки развиты на неопределенных частях кожи,например на цевках.

3. имеются когти

1. обтекаемая форма тела

2. клюв без зубов

3. прочный и легкий скелет

4. крылья

5. три пальца впереди,один сзади

Задание 2. Профессор Г.П. Дементьев описал эксперимент известного соколиного охотника Эйтермозера. Десять своих соколов Эйтермозер стал напускать на ворон.Добытых
ворон внимательно осмотрели: 55 из 100 явно неважно себя чувствовали до того,как попали в когти к соколами.В той же местности без помощи соколов добыли 100 ворон.Из них больными были 22 вороны.Какой вывод можно сделать,анализируя изученные данные?Обоснуйте своё мнение.

Этот эксперимент показывает, что хищные птицы просто так не убивают жертву, а только больных и ослабленных животных, то есть они являются санитарами планеты. А если бы они не поймали больное животное, то оно заразило бы сородичей и тогда погибло бы ещё больше живых существ

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1) Соколы, ястребы и орлы — хищные птицы.

2) У летающих птиц ет пуховых перьев.

3) В связи с отсутствием зубов и челюстей у птиц возник мускулистый желудок.

4) У большинства птиц имеется только копчиковая железа.

5) Цевка покрыта роговыми чешуями.

Читайте также:  Аппликация птички невелички младшая группа

6) У птиц плохо развиты органы чувств.

7) Перелётные птицы не имеют постоянных мест зимовки.

8) По форме клюва можно определить характер питания птиц.

9) Обыкновенная кукшка — хищная птица.

10) Страус и пингвин относятся к бескилевым птицам.

11) У дневных хищников плохо развито зрение, а у ночьных — хорошо.

12) Лебеди относятся к аистообразным.

13) Ястребы и орлы — ночные хищники.

14) Птицы — самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.

15) Птенцы у всех выводятся беспомощными, слепыми и голыми.

Правильные утверждения: 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10.

Задание 4. Заполните таблицу.

Сравнительная характеристика рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц
Сравниваемый признак Класс
Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы
Местообитание вода воды и суша суша суша, околоводное пространство, воздух
Покров тела чешуя, кожа влажная кожа сухая кожа с чешуйками перья
Скелет череп, позвоночник, кости, хвостовой отдел, плавники череп, конечности, таз(пояс верхних и нижних конечностей) ереп, шея, конечности, грудной отдел позвоночника, грудные ребра, хвостовой отдел позвоночника, таз череп, шея, грудная клетка, киль, крылья, лапы, таз
Органы пищеварения рот,зубы глотка, пищевод, желудок, кишечник, клоака рот, глотка пищевод желудок, кишечник, клоака рот зубы глотка пищевод, желудок, кишечник клюв, зоб, пищевод, желудок. кишечник, клоака
Органы дыхания жабры неразвитые легкие, кожа легкие легкие, легочные мешки
Число кругов кровообращения один два два два
Строение сердца двухкамерное трехкамерное трехкамерное четырехкамерное
Органы выделения почки почки почки почки
Температура тела холоднокровные холоднокровные холоднокровные теплокровные
Нервная система головной и спинной мозг головной и спинной мозг головной и спинной мозг головной и спинной мозг
Органы чувств зрение, обоняние, слу зрение, обоняние, осязание зрение, обоняние, осязание зрение, обоняние, осязание
Место и способ размножения вода; семенники и яичники вода, суша; семенники и яичники вода, суша; семенники и яичники суша; семенники и яичники
Особенности развития быстро быстро быстро быстро

Задание 5. Отметьте правильный ответ.

1. Из перечисленных ниже птиц к хищным относятся:

2. На кисти птицы сохранилось пальцев:

в) зависит от количества и длины позвонков.

4. Лишним является понятие:

5. При инкубации яиц поддерживается температура:

7. Основу поведения птиц составляют:

а) условные и безусловные рефлексы.

8. Последствия попадания нефти на перья водоплавающих птиц:

в) перья и пух слипаются, вода легко проникает к коже, и птицы гибнут от охлаждения.

9. Предположение ученых о происхождении птиц от пресмыкающихся подтверждается такими особенностями стреония археоптерикса, как:

б) превращение передних конечностей в крылья.

10. Главный признак, по которому среди позвоночных животных можно узнать птиц:

11. Зоб как видоизменение части пищевода имеется:

13. У птиц в отличие от пресмыкающихся в головном мозге более сильно развиты отделы:

б) передний, средний мозг и мозжечок.

14. Основным сигналом для перелета птиц является:

15. Часть пера, погруженную в кожу, называют:

Источник

Оцените статью