Поэтические образы родной природы

Природа в творчестве русских поэтов | Кокуева Алиса Марсовна. Работа №228808

Автор: Кокуева Алиса Марсовна
Природа в творчестве русских поэтов Природа вызывает разные чувства у людей: художники изображают её красками, композиторы и музыканты звуками, а поэты словами. В лирических произведениях она одушевлена, наделена переживаниями, свойствами и чертами живого существа. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далёкую древность. Человек воспринимал могучие силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и потому не столько изображал природу, сколько беседовал с ней. Сочувственное отношение к окружающей природе – высшей творческой силе нашего мира – позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчей земли и труда на её нивах сливаются в русской поэзии в одно гармоническое целое. Традиции пейзажной лирики были заложены А. С. Пушкиным. В стихотворениях «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Деревня», «Осень» поэт достиг удивительного сочетания возвышенности чувств и реалистической детали описываемого. Вслед за поэтом мы одухотворяем природу. Стихи о природе – это трепетный рассказ о собственной душе. Поэты видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая сложные чувства, помогая нам понять, почему мир видится именно таким. А. А. Фет – один из замечательнейших русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей красоте предстает и русская весна – с цветущими деревьями, первыми цветами, с журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет. В поэзии А. А. Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких как бы простых и непоэтичных, как сычь, лунь, чибис, стриж. Например: И слышу я в изложине росистой Вполголоса скрипят коростели – Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того – замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная. По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом. Потому что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которая изобилует такими вариантами. Многие стихи А. А. Фета – это непревзойденные по красоте картины природы. Лирический герой полон романтических чувств. В лирике передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало… Читателю передается владеющее поэтом ликование оттого, что «лес проснулся, весь проснулся. Веткой каждой». Стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники; именно малышам свойственно чувство радости постижения мира. В таких его стихотворениях, как «Кот поет, глаза прищуря», «Мама, глянь-ка. Из окошка», присутствуют и сами дети – со своими заботами, своим восприятием окружающего. Мама! Глянь-ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос. Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз… Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней – Погляди хоть ты! Главное в лирике Ф. И. Тютчева – страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Юной, развивающейся душе такой порыв особенно созвучен. Близки детям и те стихи, где поэт обращается к образам природы: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. От самого ритма такого стихотворения возникает чувство причастности к животворящим силам природы. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Так, в стихотворении «Неохотно и несмело. » конфликт не развернулся, гроза ушла, и вновь засияло солнце; в природе наступило успокоение, как наступает оно и в человеке после душевных бурь: Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся смятённая земля. Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится. ». В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом. » рисуется как будто неподвижная картина июльской ночи в поле – времени роста и созревания хлебов. Но главный смысл в нем несут глагольные слова – они-то и передают подспудное, невидимое, безостановочное действие, происходящее в природе. Некоторые стихотворения можно соединить с игрой, наблюдением. Например, наблюдая снегопад, прочитать стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а потом предложить малышам собраться в кружок и «завертеться, как снежок». Возвратившись с прогулки, предложить сделать самим снег (из бумаги, ваты, пенопласта и др., поиграть с получившимся «снегом» и ещё раз прочитать стихотворение «Снег», и тут же получившиеся снежинки наклеить на лист бумаги, изобразив снегопад, снежный ком, снеговика. В результате такой работы с поэтическими произведениями дети напитываются особыми чувствами к природе, её явлениям. Ведь вовремя и правильно прочитанные стихи о природе затрагивают у слушателей сердце и душу, вызывая эстетические чувства, любовь к природе, способствуют быстрому запоминанию стихотворений и развитию речи. Поэты, описывающие в своих стихах природу, пользуются выразительностью, звучностью русского языка, «рисуют» лирические картины природы, передают настроения, создают сказочные образы. Например, стихотворение А. Блока «Зайчик» пронизано грустью, строчки: Осенью расплакались тонкие былинки, Лапки наступают на мокрые листочки… Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен, Страшно в лапы волку серому попасть… пробуждают у детей жалость, стремление защитить зайку, не дать его в обиду. Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» – писал он. Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств, идет усвоение на примере взрослых правил поведения в природе. Наблюдения, прогулки в природу целесообразно связывать с чтением книг о растениях и животных, рисованием, рассказыванием. Хорошо, когда в доме часто звучат стихи о природе, а вечером дети вместе с родителями рассматривают репродукции картин И.И.Левитана, К. Юона, А. Пластова, Шишкина, сами придумывают незатейливые стишки и зарисовывают увиденное в природе. Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных», где родители продумывают доступный комментарий программы. Только взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе. Родителям необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать. Но и вслушиваться, беречь красоту Родной природы. Без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому взрослые должны помочь увидеть выразительность природы, ее красоту, настроить душу ребенка на ее восприятие. В этом очень выразительно художественное слово: стихотворение или проза из детской или классической литературы.

Читайте также:  Памятник природы катайского района

660075 , Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48 119049 , Москва 1-й Добрынинский переулок, 6 РЕЖИМ РАБОТЫ: ПН — СБ с 9:00 до 20:00 org.komitet@solncesvet.ru 8 (800) 350-54-64

УдостоверениеУдостоверение
© 2016-2023 сетевое издание «Солнечный свет» , 0+

  • Вход в личный кабинет
  • Оформить диплом/сертификат
  • Лицензии и свидетельства
  • Контакты
  • Вопрос-ответ
  • Как оплатить
  • Акции и скидки
  • Карта сайта
  • Отзывы
  • Блог
  • Вакансии
  • Регион: Москва

УдостоверениеУдостоверение
© 2016-2023 сетевое издание «Солнечный свет», 0+

Источник

Июл 27, 2018 | 10 комментариев

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века

Писатели и поэты — это творческие люди, которые имели талант по-особенному тонко чувствовать окружающую действительность, и видели в простых вещах необычные и красивые картины. А главное, умели свое видение передать читателям с помощью своих произведений. Очень часто именно картины родной природы изображали в стихотворениях русские поэты, в том числе и поэты двадцатого века.

Стихотворения о родной природе

Картины родной природы изображали в своих стихотворениях такие писатели как Толстой, Плещеев, Блок, Есенин, Ахматова, Рубцов и другие. Природа привлекала поэтов и поэтесс своей простотой и скромностью, где писатели показывают ее величие и раздолье. В каждой строчке чувствуется не только красота и восхищение природой, но и любовь к родному краю, которая является олицетворением веры в народ и в его возможности.

Картины родной природы прекрасны. Писатели наделяют природу человеческими чертами, оживляют ее. В строках стихов классиков XX века видно восхищение, преклонение, перед природой. Ведь как устоять перед ее силой, ее стихией, перед буйством природных красок и красотой.

Родная природа

Если говорить о примерах, то хочется сразу вспомнить Блока и его стихотворение Летний вечер. В своей работе автор описывает картину заходящего солнца, где природа готовится отойти ко сну. Поэтому дремотой объята трава, птицы притихли, затихли песни жниц и только луна своим красным диском освещает рощу и дарит свет попутчикам.

Читайте также:  Природные средства при сахарном диабете

Тему природы в своих стихах затрагивала и Ахматова. И пусть данная тематика не основная в творчестве поэтессы, однако и она находит прекрасные слова для того, чтобы описать родную природу. Например, в стихе Перед весной бывают дни такие, Ахматова описывает природу, которая еще не проснулась, но уже весело шумят деревья и гуляет теплый ветер. Читаешь работу поэтессы и просто ощущаешь приближение весны.

Пейзажи были постоянной темой есенинской лирики, где природа очеловечена, она страдает, ликует, поет и тоскует.

Как мы видим, писателей много, их творчество разнообразно, но всех объединяет любовь к природе, родной земле. В этом и заключается общая тема природы в стихотворениях русских поэтов.

Источник

Оцените статью