Поэзия А. А. Фета — зеркало человеческой души Сочинение. Срочно нужно, помогите
«Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через
человеческую душу… «
К. Д. Бальмонт.
А. Фет-импрессионист в поэзии.
Основное свойство его поэзии-чувствительность,
задушевность, утонченное восприятие всего
происходящего вокруг в мире и в душе человека,
представление о красоте как о реально
существующем элементе мира, окружающего человека.
Звуки, шорохи, мимолетные впечатления — не мотивы,
а темы фетовского творчества:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Каждая мелочь, каждая — даже невзрачная -деталь
природы прекрасна, потому что они составляют
наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.
Фетовская красота — это красота природы,
объективно существующей, постигаемой
зрением, слухом, обонянием.
Природа Фета всегда оказывается слитой с
мельчайшими подробностями душевного состояния
автора или лирического героя:
любовью, желаниями, стремлениями и ощущениями.
Главным в его поэзии становятся не яркие
пейзажные образы, а эмоциональные впечатления
от природы, настроения, порожденные встречей с ней.
Природа в поэзии Фета, действительно,
как в зеркало смотрит в человеческую душу,
но при этом и сам человек видит в природе
ничто иное, как отражение малейших движений
своей души.
Человек и природа оказываются слитыми
воедино и при этом абсолютно противоположными,
как наш мир и Зазеркалье.
Стихотворение «Заря прощается с землею… » именно
такое.
Небо и земля оказываются открытыми друг другу,
а весь мир раздвигает свои границы по вертикали.
Создается грандиозная картина мирозданья.
Вверху её-деревья, купающие свои кроны в
лучах уходящей зари, внизу — наступающая мгла,
окутанная паром земля.
Здесь природа даже не одушевлена, а одухотворена.
Она живет своей особой жизнью,
и не каждый человек способен проникнуть в её тайну,
познать её великий смысл.
Лишь на высшей ступени духовного подъема
человек может быть к этой жизни причастен.
Стихотворение заканчивается строчками
полными глубокого смысла:
Как будто, чуя жизнь двойную,
И ей овеяны вдвойне, –
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся она.
Этот образ можно воспринимать и в его
параллелизме с внутренним миром человека.
Лирический герой, глядя на величественную
картину, представшую перед ним, сливается с
ней эмоционально, становится её частью.
Поэзия Фета навсегда останется символом того
единства с природой, её душой, которое доступно
только настоящим мастерам слова и
людям с тонко чувствующим сердцем.
Фет, как видно, был и тем и другим.
Источник
«Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу. »
В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:
Поэты 40-х годов при описании природы опирались, в основном, на приёмы, характерные для Гейне, т.е. вместо связного описания давались отдельные впечатления. Многие стихотворения раннего Фета относились критикой к «гейневским». Например, «Шумела полночная вьюга», где поэт выражает настроение без психологического анализа его и без прояснения сюжетной ситуации, с которой оно связано. Внешний мир как бы окрашивается настроениями лирического «я», оживляется, одушевляется ими. Так появляется характерное фетовское очеловечивание природы; часто появляется эмоциональная экспрессия, возбуждаемая природой, нет столь характерных позднее ярких и точных деталей, позволяющих судить о картине в целом. Любовь Фета к природе, знание её, конкретизация и тонкие наблюдения за ней проявляются в его стихах в полной мере в 50-е годы. Вероятно, на увлечение им пейзажной лирикой в то время повлияло его сближение с Тургеневым. Явления природы становятся детальнее, конкретнее, чем у предшественников Фета, что характерно и дня прозы Тургенева. У Фета изображается не вообще берёза, как символ русского пейзажа, а конкретная берёза у крыльца собственного дома, не вообще дорога с её бесконечностью и непредсказуемостью, а та конкретная дорога, которую можно сию минуту увидеть с порога дома. Или, например, в его стихах встречаются не только традиционные птицы, имеющие чёткое символическое значение, но и такие птицы, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и другие, каждая из которых показана в своём своеобразии:
За облаком до половины скрыта,
Луна светить ещё не смеет днём.
Вот жук взлетел и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.
Пейзажи Тургенева и Фета сходны не только в меткости и тонкости наблюдений над явлениями природы, но и в ощущениях, образах (например, образ заснувшей земли, «почиющей природы»). Фет, как и Тургенев, стремится зафиксировать, описать изменения в природе. Его наблюдения легко можно группировать или, например, в изображении времён года чётко определить период. Изображена ли поздняя осень:
Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию дыхания мороза;
Краснели по краям кленовые листы,
Горошек отцветал, и осыпалась роза, —
Это легко можно понять, т.к. описание даётся точно и чётко. Фет любит описывать точно определённое время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе (например, дождя в «Весеннем дожде»). Точно так же можно определить, что Фет по большей части, даёт описание центральных областей России.
Именно природе средней полосы России посвящен цикл стихотворений «Снега» и многие стихи из других циклов. По мнению Фета, эта природа прекрасна, но не всякий в состоянии уловить эту неяркую красоту. Он не боится многократно повторять признания в любви к этой природе, к игре света и звука в ней» к тому природному кругу, который поэт много раз называет приютом: «Люблю я приют ваш печальный и вечер деревни глухой. «. Фет всегда поклонялся красоте; красота природы, красота человека, красота любви — эта самостоятельные лирические мотивы сшиваются в художественном мире поэта в единую и неделимую идею красоты. От повседневности он уходит туда, ”где грозы пролетают мимо…” Для Фета природа — объект художественного восторга, эстетического наслаждения. Она — лучший наставник и мудрый советник человека. Именно природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Кроме того, например, в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье. » поэт прекрасно передаёт мгновенные ощущения, и, чередуя их, он передаёт состояние героев, в созвучие природы душе человека, и счастье любви:
Фет сумел передать движения души и природы без глаголов, что бесспорно, было новаторством в русской литературе. Но есть у него и картины, в которых главными опорами становятся именно глаголы, как, к примеру, в стихотворении «Вечер»?
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу»
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Подобная передача происходящего говорит об ещё одной особенности пейзажной лирики Фета: главную тональность задают трудноуловимые впечатления звуков, запахов, смутных очертаний, передать которые в словах очень трудно. Именно сочетание конкретности наблюдений со смелыми и необычными ассоциациями позволяют чётко представлять описываемую картину природы. Можно говорить и об импрессионизме поэзии Фета; именно с уклоном к импрессионизму связано новаторство в изображении явлений природы. Точнее говоря, предметы и явления изображены поэтом так, как они предстали его восприятию, какими они ему показались в момент написания. И описание фокусируется не на самом изображении, а на впечатлении, производимом им. Кажущееся Фет описывает как реальное:
Над озером лебедь в тростник потянул,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Вообще, мотив «отражения в воде» встречается довольно часто у поэта. Вероятно, зыбкое отражение предоставляет больше свободы фантазии художника, чем сам отражаемый предмет. Фет изображает внешний мир в том виде, какой ему придало его настроение. При всей правдивости и конкретности описание природы прежде всего служит средством выражения лирического чувства.
Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко. », «Недвижные очи, безумные очи. », «Солнце луч промеж лип. », «Тебе в молчании я простираю руку. » и др.
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси.
Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью, К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание. », «Я пришел к тебе с приветом. », «На заре ты ее не буди. », «Заря прощается с землей…».
Фет строит картину мира, который он видит, чувствует, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и жук, и лунь, и коростель, и звезды, и Млечный путь. Каждая птица, каждый цветок, каждое дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины — все они обладают только им свойственными приметами, даже характером. Обратим внимание на стихотворение «Бабочка»:
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Не спрашивай: откуда появилась?
Здесь на цветок я легкий опустилась
Надолго ли, без цели, без усилия,
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
«Чувство природы» у Фета носит универсальный характер. Практически невозможно выделить чисто пейзажную лирику Фета, не порвав при этом связей с ее жизненно важным органом— человеческой личностью, подчиненной общим законам природной жизни.
Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». «Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять. Для того чтобы узнать, что думает о ней, природе, человек, ее детище, как он воспринимает ее. Природа создала Фета для того, чтобы проведать — как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).
Отношения Фета с природой — это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда:
Трава при луне в бриллиантах,
И в мелких, и в крупных звездах,
Звезда покатилась на запад.
Обратимся к одному из самых знаменитых стихотворений Фета, которое в свое время принесло автору немало огорчений, вызвав своим появлением восторг одних, растерянность других, многочисленные насмешки приверженцев традиционной поэзии — в общем, целый литературный скандал. Это маленькое стихотворение стало для критиков демократического толка воплощением мысли о бессодержательности и безыдейности поэзии. Более тридцати пародий было написано на это стихотворение. Вот оно:
В дымных тучках пурпур розы,
Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении! Не случайно излюбленным временем суток Фета была ночь. Она, как и поэзия, — прибежище от суеты и маеты дня:
Ночью как-то вольнее дышать мне,
признается поэт. Он может говорить с ночью, он обращается к ней, как к живому существу, близкому и родному:
Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну.
Меня не видать, зато сам я все вижу.
Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.
Источник