Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление им
Природно-ресурсный потенциал — это совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса.
Величина природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.) — зависит от ряда факторов.
Важнейшими из них являются: количество имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); комплексность использования каждого вида природных ресурсов.
Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная) или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала региона количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемы запасов, продуктивность, площадь и т.п.).
Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов.
Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию — нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье(калийная и каменная соль, фосфориты), руды металлов, минеральное сырье и т.д.
Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию — местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п.
Рис. Схема структурного анализа природно-ресурсного потенциала региона
В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение — природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) — агроклиматические условия и земельные ресурсы местные удобрения и т.п.
К четвертому подразделению относится та часть природно- ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
Тема 5. Природно-ресурсный потенциал региона. Распределение экономической деятельности в пространстве.
Ресурсы делятся на федеральные, региональные, местные. На конкретной территории могут находиться как ресурсы, используемые федеральной и региональной властями вследствие их значения для обеспечения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используемые муниципалитетами. Отдельные территории имеют природные ресурсы — запасы полезных ископаемых, в том числе редких, у других таких доходных ресурсов меньше или вовсе нет. При закреплении ресурсов за уровнями власти руководствуются принципами обеспечения их достаточности по объему для выполнения полномочий, эффективностью использования на том или ином уровне власти.
Природные ресурсы региона
В рамках того блока задача состоит в том, чтобы выявить уровень самообеспеченности основными видами природных ресурсов:
• наличие запасов полезных ископаемых (в том числе энергоносителей);
• объем добычи и структура добываемого минерального сырья.
На этой основе следует выработать концептуальные подходы к развитию сырьевой базы полезных ископаемых.
Для характеристики отдельных видов природных ресурсов применяются следующие показатели.
а) Земельные ресурсы. В свою очередь, они включают:
• качество почв, распределение земельного фонда по природным зонам, структуру землепользователей;
• качество сельскохозяйственных угодий региона по типам и видам почв;
• распределение земельного фонда по категориям, угодьям и пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах.
б) Лесные ресурсы. Для их характеристики применяют следующие показатели:
• лесистость территории, преобладающие породы деревьев;
• лесорастительные зоны: хвойные, хвойно-широколиственые, смешанные, лиственные;
• запасы лесонасаждений (в га и %) с указанием преобладающих пород (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые, переспелые).
Кроме того, необходимо указать, существует ли разрыв между рубкой леса и лесовосстановлением, а также отразить баланс ввоза-вывоза лесорастительного сырья.
в) Водные ресурсы. Для характеристики этого блока применяют следующие показатели:
• густота речной сети, наличие судоходных рек;
• использование воды, млн куб. м (промышленностью, сельским хозяйством, населением);
• процент очистки сточных вод;
• рыбные запасы и охотничьи ресурсы, курортно-рекреационные ресурсы;
• промысловый запас и возможности улова (добычи) в регионе; важнейшие виды добываемых животных и рыб;
• общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресурсов;
• система особо охраняемых природных территорий;
• общая площадь заповедников, заказников в процентах к общей площади региона (при научно обоснованной норме 3%).
Решение задач экологического регулирования социально-экономического развития региона требует количественной оценки воздействия производственно-хозяйственной деятельности на природную среду. Основой такой оценки могут служить удельные показатели, характеризующие соотношение экономических результатов производственно-хозяйственной деятельности и размеров связанного с ней вмешательства в природную среду, т.е. экологичность производства.
Важнейшими факторами экологичности производства являются:
• технический уровень производства;
• отраслевая структура промышленности и сельского хозяйства, количество и структура потребляемого топлива;
• ассортимент производимой продукции.
Размещение производства в регионе должно осуществляться в рамках заданных экологических ограничений, в качестве которых могут быть приняты:
• лимиты (квоты) годовых объемов выбросов с учетом их поэтапного снижения и доведения до нормального уровня;
• лимиты (квоты) предельно допустимого использования (изъятия) природных ресурсов по отдельным территориям и предприятиям, при которых сохраняется экологическое равновесие.
Трудовые ресурсы. Демографические процессы в узком понимании охватывают воспроизводство народонаселения: естественное движение населения (рождаемость, смертность, браки, вдовство, разводы) и миграцию.
Экономическим ресурсом и фактором производства служат трудовые ресурсы, которые выделяются из общей численности населения.
Трудовые ресурсы — это часть населения страны, способного участвовать в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда пи «запас» рабочей силы, которым располагает общество для осуществления (материального и духовного производства. При выделении трудовых ресурсов из общей численности населения используют критерий «трудоспособный возраст», границы которого подвижны и зависят от социальных и экономических условий развития общества. В настоящее время в России установлены границы этого критерия: для женщин 16—55 лет, для мужчин 16—60 лет.
Количество и качество трудовых ресурсов определяется закономерностями динамики народонаселения и эффективностью демографической политики государства.
По данным статистики в начале XX в. социально-экономическое развитие России будет проходить в условиях недостаточного демографического потенциала населения. Дефицит населения — это объективная реальность, которую необходимо учитывать в региональной политике.
Динамика населения и демографические процессы самым тесным образом взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни: экономическими, социальными, культурно-бытовыми, экологическими, межнациональными отношениями.
При рассмотрении этих процессов большое внимание следует обратить на особенности национального менталитета населения, проживающего в регионе, так как без учета данного фактора невозможно прогнозировать и регулировать финансовую и производственную деятельность.
При анализе динамики численности и национального состава населения региона необходимо указать общую численность и национальный состав, темпы изменения численности и национального состава населения региона за последнее пятилетие и прогноз на будущее, раскрыть динамику естественного прироста населения региона и сделать прогноз на будущее.
Главная же задача — дать характеристику трудовых ресурсов, занятости населения и рынка труда в регионе.
В рамках этой работы необходимо отразить динамику численности трудовых ресурсов за последние годы, показать распределение трудовых ресурсов по видам деятельности и по секторам экономики за последние пять лет.
Следует дать характеристику и динамику уровня образования занятого населения региона, процент населения, занятого умственным (физическим) трудом, отразить уровень безработицы. Кроме того, целесообразно отразить нравственное и духовное развитие: уровень преступности, самоубийств, психических расстройств и других социальных аномалий.
Для характеристики оплаты труда необходимо отразить долю оплаты труда в совокупных денежных доходах по категориям населения, доходов от собственности, долю в денежных доходах, величину реальных располагаемых денежных доходов.
В целях характеристики степени различий в уровнях доходов населения региона необходимо исчислить уровень дифференциации доходов населения (кривая Лоренца), коэффициент концентрации доходов (индекс Джини).
Необходимо отразить намеченную на будущее государственную региональную политику в области труда и занятости.
Проведение анализа ситуации в области труда важно довести до выявления возникающих проблем и практических мер администрации региона по снижению безработицы.
Правовые ресурсы. Источником правового ресурса служат нормативно-правовые акты. Они подразделяются на три уровня: федеральный, региональный, местный.
На региональном уровне источниками правовых ресурсов служат нормативные правовые акты субъектов РФ: конституции и уставы, законы о материальной и финансовой основах регионального управления, о полномочиях органов региональной власти и др.
Таким образом под ресурсами регионального хозяйства понимают совокупность возможностей по развитию хозяйственной деятельности в интересах населения.
Несмотря на исключительную важность материальных ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, последняя невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории. Важность этого ресурса можно проиллюстрировать на примере послевоенного развития Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями — важный нематериальный ресурс деятельности.
Не менее значимым нематериальным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которыми в соответствии с законом наделен хозяйствующий субъект, — другими словами, определенный правовой ресурс. Как без наличия у работников определенных практических навыков и знания технологий нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществлять хозяйственную деятельность.
Источник