Показатели природных ресурсов региона

Природно-ресурсный потенциал регионов, его хозяйственная оценка и управление им

Природно-ресурсный потенциал — это совокупность природных ресурсов данной территории, условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом тенденций научно-технического прогресса.
Величина природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов (земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др.) — зависит от ряда факторов.

Важнейшими из них являются: количество имеющихся в регионе природных ресурсов (чем длиннее ряд естественных ресурсов, подлежащих использованию в процессе производства, тем больше величина природно-ресурсного потенциала); их количественные и качественные характеристики (величина запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т.д.); комплексность использования каждого вида природных ресурсов.
Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная) или собственно экономическая оценка природно-ресурсного потенциала. Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому величину природно-ресурсного потенциала региона количественно характеризуют чаще всего натурально-вещественными показателями (объемы запасов, продуктивность, площадь и т.п.).

Важным аспектом оценки природно-ресурсного потенциала региона является его структурный анализ, осуществляемый с учетом национальных, общегосударственных интересов.

Первое структурное подразделение объединяет природные ресурсы отраслей промышленности, имеющих общегосударственную специализацию — нефтяные ресурсы, горно-химическое сырье(калийная и каменная соль, фосфориты), руды металлов, минеральное сырье и т.д.

Второе структурное подразделение включает в себя природные ресурсы отраслей местной промышленности и отраслей народного хозяйства, определяющих региональную производственную специализацию — местные топливно-энергетические ресурсы (торф, дрова, гидроэнергия малых рек и т.п.), лесные ресурсы для местной промышленности, минерально-сырьевые ресурсы для местного строительства и т.п.

Рис. Схема структурного анализа природно-ресурсного потенциала региона

В сельскохозяйственных регионах выделяется третье структурное подразделение — природные условия и ресурсы, обеспечивающие функционирование агропромышленного комплекса (АПК) — агроклиматические условия и земельные ресурсы местные удобрения и т.п.
К четвертому подразделению относится та часть природно- ресурсного потенциала, которая рассматривается в качестве территориальной и ресурсной базы жизнедеятельности общества (земля, вода, лес, используемые как среда обитания, восстановления физических и духовных сил человека). Природные ресурсы четвертого структурного подразделения бывают ресурсами государственного и местного значения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Читайте также:  Как способы изучения природы

Источник

Тема 5. Природно-ресурсный потенциал региона. Распределение экономической деятельности в пространстве.

Ресурсы делятся на федеральные, региональные, местные. На кон­кретной территории могут находиться как ресурсы, используемые фе­деральной и региональной властями вследствие их значения для обес­печения общегосударственных интересов, так и ресурсы, используе­мые муниципалитетами. Отдельные территории имеют природные ре­сурсы — запасы полезных ископаемых, в том числе редких, у других таких доходных ресурсов меньше или вовсе нет. При закреплении ре­сурсов за уровнями власти руководствуются принципами обеспечения их достаточности по объему для выполнения полномочий, эффектив­ностью использования на том или ином уровне власти.

Природные ресурсы региона

В рамках того блока задача состоит в том, чтобы выявить уро­вень самообеспеченности основными видами природных ресурсов:

• наличие запасов полезных ископаемых (в том числе энер­гоносителей);

• объем добычи и структура добываемого минерального сырья.

На этой основе следует выработать концептуальные подходы к развитию сырьевой базы полезных ископаемых.

Для характеристики отдельных видов природных ресурсов применяются следующие показатели.

а) Земельные ресурсы. В свою очередь, они включают:

• качество почв, распределение земельного фонда по природ­ным зонам, структуру землепользователей;

• качество сельскохозяйственных угодий региона по типам и видам почв;

• распределение земельного фонда по категориям, угодьям и пользователям: всего, в единицах физического объема и в процентах.

б) Лесные ресурсы. Для их характеристики применяют следу­ющие показатели:

• лесистость территории, преобладающие породы деревьев;

• лесорастительные зоны: хвойные, хвойно-широколиственые, смешанные, лиственные;

• запасы лесонасаждений (в га и %) с указанием преобладаю­щих пород (молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые, переспелые).

Кроме того, необходимо указать, существует ли разрыв меж­ду рубкой леса и лесовосстановлением, а также отразить баланс ввоза-вывоза лесорастительного сырья.

в) Водные ресурсы. Для характеристики этого блока применя­ют следующие показатели:

• густота речной сети, наличие судоходных рек;

• использование воды, млн куб. м (промышленностью, сель­ским хозяйством, населением);

• процент очистки сточных вод;

• рыбные запасы и охотничьи ресурсы, курортно-рекреа­ционные ресурсы;

• промысловый запас и возможности улова (добычи) в реги­оне; важнейшие виды добываемых животных и рыб;

• общая кадастровая стоимость охотничьих и рыбных ресур­сов;

• система особо охраняемых природных территорий;

• общая площадь заповедников, заказников в процентах к об­щей площади региона (при научно обоснованной норме 3%).

Решение задач экологического регулирования социально-эко­номического развития региона требует количественной оценки воздействия производственно-хозяйственной деятельности на природную среду. Основой такой оценки могут служить удельные показатели, характеризующие соотношение экономических ре­зультатов производственно-хозяйственной деятельности и разме­ров связанного с ней вмешательства в природную среду, т.е. экологичность производства.

Читайте также:  Мин природных ресурсов ставропольского края телефон

Важнейшими факторами экологичности производства явля­ются:

• технический уровень производства;

• отраслевая структура промышленности и сельского хозяй­ства, количество и структура потребляемого топлива;

• ассортимент производимой продукции.

Размещение производства в регионе должно осуществляться в рамках заданных экологических ограничений, в качестве которых могут быть приняты:

• лимиты (квоты) годовых объемов выбросов с учетом их по­этапного снижения и доведения до нормального уровня;

• лимиты (квоты) предельно допустимого использования (изъятия) природных ресурсов по отдельным территориям и предприятиям, при которых сохраняется экологическое равновесие.

Трудовые ресурсы. Демографические процессы в узком пони­мании охватывают воспроизводство народонаселения: естествен­ное движение населения (рождаемость, смертность, браки, вдовст­во, разводы) и миграцию.

Экономическим ресурсом и фактором производства служат трудовые ресурсы, которые выделяются из общей численности населения.

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, способного участвовать в народном хозяйстве. Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда пи «запас» ра­бочей силы, которым располагает общество для осуществления (материального и духовного производства. При выделении трудо­вых ресурсов из общей численности населения используют крите­рий «трудоспособный возраст», границы которого подвижны и зависят от социальных и экономических условий развития обще­ства. В настоящее время в России установлены границы этого критерия: для женщин 16—55 лет, для мужчин 16—60 лет.

Количество и качество трудовых ресурсов определяется законо­мерностями динамики народонаселения и эффективностью демо­графической политики государства.

По данным статистики в начале XX в. социально-экономическое раз­витие России будет проходить в условиях недостаточного демо­графического потенциала населения. Дефицит населения — это объективная реальность, которую необходимо учитывать в региональной политике.

Динамика населения и демографические процессы самым тес­ным образом взаимосвязаны со всеми сторонами общественной жизни: экономическими, социальными, культурно-бытовыми, экологическими, межнациональными отношениями.

При рассмотрении этих процессов большое внимание следует обратить на особенности национального менталитета населения, проживающего в регионе, так как без учета данного фактора не­возможно прогнозировать и регулировать финансовую и производ­ственную деятельность.

При анализе динамики численности и национального состава населения региона необходимо указать общую численность и на­циональный состав, темпы изменения численности и националь­ного состава населения региона за последнее пятилетие и прогноз на будущее, раскрыть динамику естественного прироста населе­ния региона и сделать прогноз на будущее.

Читайте также:  Добыча природного газа газпромом

Главная же задача — дать характеристику трудовых ресурсов, занятости населения и рынка труда в регионе.

В рамках этой работы необходимо отразить динамику числен­ности трудовых ресурсов за последние годы, показать распреде­ление трудовых ресурсов по видам деятельности и по секторам экономики за последние пять лет.

Следует дать характеристику и динамику уровня образования занятого населения региона, процент населения, занятого ум­ственным (физическим) трудом, отразить уровень безработицы. Кроме того, целесообразно отразить нравственное и духовное раз­витие: уровень преступности, самоубийств, психических рас­стройств и других социальных аномалий.

Для характеристики оплаты труда необходимо отразить долю оплаты труда в совокупных денежных доходах по категориям на­селения, доходов от собственности, долю в денежных доходах, величину реальных располагаемых денежных доходов.

В целях характеристики степени различий в уровнях доходов населения региона необходимо исчислить уровень дифференциации доходов населения (кривая Лоренца), коэффициент концен­трации доходов (индекс Джини).

Необходимо отразить намеченную на будущее государствен­ную региональную политику в области труда и занятости.

Проведение анализа ситуации в области труда важно довести до выявления возникающих проблем и практических мер адми­нистрации региона по снижению безработицы.

Правовые ресурсы. Источником правового ресурса служат нормативно-правовые акты. Они подразделяются на три уровня: феде­ральный, региональный, местный.

На региональном уровне источниками правовых ресурсов служат нормативные правовые акты субъектов РФ: конституции и уставы, законы о материальной и фи­нансовой основах регионального управления, о полномочиях орга­нов региональной власти и др.

Таким образом под ресурсами регионального хозяйства понимают совокупность возможностей по развитию хозяйственной деятельности в интересах населения.

Несмотря на исключительную важность материальных ресурсов для ведения хозяйственной деятельности, последняя невозможна без основного ресурса — кадрового потенциала территории. Важность этого ресурса можно проиллюстрировать на примере послевоенного разви­тия Японии, которая сумела достичь огромных успехов в хозяйствен­ном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в совре­менном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями — важный нематериаль­ный ресурс деятельности.

Не менее значимым нематериальным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которыми в соответствии с законом наделен хозяйству­ющий субъект, — другими словами, определенный правовой ресурс. Как без наличия у работников определенных практических навыков и зна­ния технологий нельзя реализовать возможности материальных ресур­сов, так и без правового ресурса невозможно осуществлять хозяйствен­ную деятельность.

Источник

Оцените статью