Показатели учета природных ресурсов

2. Государственный учет природных ресурсов и загрязните­лей

Государственный учет природных ресурсов осуществляет­ся по единой системе органами статистического учета. Эконо­мические, экологические и некоторые другие показатели при­родных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих оп­ределенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде слу­чаев с их социально-экономической оценкой. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Различают кадастр недр, земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биоло­гический, промысловый и другие виды кадастров.

Земельный кадастр включает данные регистрации земле­пользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оцен­ки земель). Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.

Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и ис­пользовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела: 1) поверхностные воды; 2) подземные воды; 3) ис­пользование вод.

Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовле­чения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древеси­ны, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оцени­вают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к этим функции выполняют кадастры и других природных ресурсов. Своеобразным кадастром редких животных и растений явля­ются Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги республик, краев и областей.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загряз­нителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

3. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование

Эффективными средствами охраны окружающей природ­ной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензии, договора и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользова­ние — документ, удостоверяющий право его владельца на ис­пользование в фиксированный период времени природного ре­сурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отхо­дов, выбросы и сбросы.

В лицензию на комплексное природопользование включа­ют:

Читайте также:  Особенности функционирования природных систем

1) основные характеристики природного объекта, разрешен­ного к использованию;

2) сведения о природопользователе;

3) объем прав и ограничения в использовании объекта;

4) порядок и условия внесения платежей за право природо­пользования;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.

Лицензии могут иметь экономический характер — разре­шение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический — разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природополь­зование выдается природоохранительными органами России сро­ком на один год, но право пользования ею может быть досроч­но прекращено, если возникает угроза экологической безопас­ности населению.

Принципы неистощимости использования природных ре­сурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, ко­гда использование одного ресурса не оказывает вредного воз­действия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую хо­зяйственную или иную деятельность, природопользователь дол­жен заключить договор о комплексном природопользовании.

Договор предусматривает условия и порядок использова­ния природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресур­сами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законода­тельством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов .

Лимиты (ограничения) на природопользование — предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ре­сурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняю­щих веществ, размещения отходов производства, которые ус­танавливаются для предприятий-природопользователей на оп­ределенный срок. Так, например, устанавливают лимиты по­требления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову живот­ных, расчетную лесосеку и т.д. Лимиты на природопользова­ние устанавливаются с учетом состояния природного объекта.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов пре­дусматривается дополнительная плата. Таким образом, лими­ты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отноше­нию к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а так­же лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранитель­ные функции.

Плата за использование природных ресурсов и негатив­ное воздействие на окружающую среду.

Платность природных ресурсов способствует повышению материальной заинтересованности природопользователя в со­хранении, эффективном использовании и воспроизводстве при­родного ресурса, а также дает возможность хотя бы частично компенсировать ущерб, наносимый загрязнением и другими вредными воздействиями. Платность природопользования — важнейший принцип экономического регулирования лицензи­руемых видов природопользования. Общее природопользова­ние осуществляется гражданами бесплатно.

Плата за использование природных ресурсов. Плата за зем­лю, воду, леса и др. взимается:

а) в пределах установленных лимитов;

б) за сверхлимитное и нерациональное использова­ние природных ресурсов;

Читайте также:  Оборотни являются природными выживальщиками

в) на их воспроизводство и охрану. Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки при­родных ресурсов, а при ее отсутствии — используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, землей — в виде земельного налога, арендной платы. Посту­пают платежи в местный бюджет (города или района), в фон­ды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти плате­жи повышают материальную заинтересованность природополь­зователя в сохранении ресурсов и их рациональном использо­вании.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.Законом Российской Федерации «Об охране окружающей сре­ды» (2002 г.) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загряз­няющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, заг­рязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий. Платежи за выбро­сы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае превышения лимитов заг­рязнений — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязни­теля платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Сущ­ность этого вида платы имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое.

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости про­дукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сде­лать охрану окружающей среды экономически выгодным де­лом.

Источник

Тема 4. Кадастры природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

1) Понятие о кадастре природных ресурсов. Показатели экономической оценки, отражаемые в кадастрах природных ресурсов

Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития.

Эколого-правовая норма обязательности введения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки определена Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений (количественных, качественных и территориально-адресных указателей), характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку и характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов. Кроме того, кадастр может включать рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Читайте также:  Памятники природы республики татарстана

Существующая система природно-ресурсных кадастров включает в себя следующие ключевые компоненты отраслевых кадастров:

  • государственную регистрацию природопользователей;
  • количественный учет природных ресурсов;
  • бонитировку (показатель продуктивности) и экономическую оценку природных ресурсов.

2) Виды отраслевых кадастров природных ресурсов

  1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель – включает данные регистрации землепользователей учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель;
  2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях;
  3. лесной кадастр – систематизированный свод сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда;
  4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, характеризующих количество и качество основных и совместно залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, условия разработки, геолого-экономическую оценку месторождения, а также сведения о проявлениях полезных ископаемых;
  5. промысловый кадастр – свод данных о тех или иных объекта промысла, содержащий их качественную и количественную характеристику, сведения о динамике восстановления, допустимых нормах изъятия. К промысловым кадастрам относят кадастр охотничьих и рыбных ресурсов;
  6. кадастр особо охраняемых территорий, свод сведений о территориях с особым режимом использования (заповедниках, заказниках, национальных парках).
  1. обособленность различных кадастров не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала, а следовательно, существующая система кадастров не может обеспечить управление природопользованием на территориальном уровне;
  2. кадастровая информация охватывает не все природные ресурсы и объекты. Требуют серьезной разработки кадастры ресурсов растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
  3. отраслевые кадастры несопоставимы по содержанию, кругу показателей. Отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса;
  4. кадастры ведутся федеральными ведомствами, им и принадлежит кадастровая информация, сосредоточенная в Москве. Порядок использования ведомственной информации в целом отсутствует, многие данные являются закрытыми;
  5. формы хранения и обновления кадастровой информации в значительной мере несовместимы с точки зрения методического и технического обеспечения.
  • по формам статистической (государственной и ведомственной) отчетности по запасам и состоянию природных ресурсов;
  • инструментальным путем: с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т.п. методов), натуральных исследований;
  • плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния окружающей природной среды;
  • специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.

Источник

Оцените статью