Поклонение силам природы боги

Содержание
  1. 85. Почитание сил природы
  2. «Низовая мифология»: поклонение силам природы
  3. Читайте также
  4. Святым Небесным Силам
  5. Молитва всем святым и бесплотным небесным силам
  6. § 85. ЭНЕРГИИ ПРИРОДЫ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ОТНОШЕНИЯ «ВНЕ» ПРИРОДЫ
  7. Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным
  8. Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным
  9. Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?
  10. в. Противостояние силам тьмы (19:11—20)
  11. 6:10—20 Последний призыв: вместе противостоять силам зла!
  12. Молитвы святым Силам бесплотным
  13. 68. О тяжелых не по силам послушаниях.
  14. Молитва для наставления на истинный путь всем святым и бесплотным Небесным Силам
  15. Противостояние бесовским силам — одна из главных тем в творениях святых отцов
  16. Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам
  17. Молитва всем святым и Безплотным Небесным силам (8/21 ноября)

85. Почитание сил природы

Обожествление природы. Древнерусский автор писал о язычниках: «Они всё богом называли: солнце и месяц, землю и воду, зверей и тварей». Действительно, для славян священное значение имели сам огонь («сварожич»), вода, земля («мать сыра земля»), воздух. Поклонялись они и священным деревьям (дубу, березе), камням и источникам. Сверхъестественными свойствами наделялись также животные: медведь, конь, волк, змея.

Огонь почитался как одна из грозных сил природы, несущая одновременно добро и зло. Разжигая в печи огонь, хозяйка произносила особый заговор: «Встань царь-огонь! Царю-огню не иметь воли в моем доме, а иметь волю в одной вольной печи…» Пламя воспринималось как живое существо, требующее «еды» и «питья», а также бережного и уважительного отношения. Об этом говорится в народной сказке.

Зажглись на чужом дворе два огня и стали разговаривать:

— Ох, брат, погуляю я на той неделе! — говорит один.

— А разве тебе плохо? — спрашивает другой.

— Чего хорошего: печь затапливают — ругаются, вечерние огни затепливают — опять бранятся…

— Ну, гуляй, если надумал, только нашего колеса на вашем дворе не трогай. Мои хозяева хорошие: зажгут с молитвой и погасят с молитвой.

Не прошло и недели, как двор у плохих хозяев сгорел, а чужое колесо, которое валялось на том дворе, осталось целым.

Священный огонь славяне получали древним способом — с помощью трения одного сухого бревна о другое. Этот огонь наделялся особой очистительной силой. От него зажигали печи и лучины во всем селе. Разрушительной силой обладал огонь, возникший от удара молнии. Считалось, что его погасить водой невозможно. Его боялись и никогда не вносили в дом.

Мать сыра земля.

Чудесная способность земли каждый год покрываться растительностью, рождать хлеб и другие плоды, кормить людей и животных превращала ее в символ плодородия и материнства. В глазах язычника она была всеобщей матерью:

Гой, земля еси сырая, Земля матерая, Матерь нам еси родная! Всех еси нас породила, Вспоила и вскормила И угодьем наделила; Ради нас, своих детей, Зелий еси народила…

Мать-земля требует к себе почтительного уважения. Весной, после посева, ее запрещалось копать и трогать до времени, запрещалось даже ходить по ней босиком. Считалось, что тот, кто бранится и ругается, обижает землю. Землей клялись на Руси. Отправляясь в далекий путь, брали с собой горсть родной земли.

У древних славян, как и у многих других народов Европы и Азии, существовало представление, что небо и земля — муж и жена. Земля, напоенная дождем, приносит урожай и питает все живое.

Читайте также:  Здесь вообще природа от христа

Языческие символы на славянских колтах и диадемах

Языческие символы на славянских колтах и диадемах

Вода была любимой природной стихией славян. Византийский автор писал, что славяне «почитают … реки и нимф». У рек и водных источников они селились, устраивали свои святилища. У воды происходили игрища и гадания. Все славяне — и западные, и восточные, и южные — почитали воду во всех видах — в реках и озерах, в дожде и в колодце. Вода, также как земля и огонь, требовала уважительного отношения и жертвоприношений. Язычники понимали связь земных и небесных вод. Поэтому с заклинаниями о дожде обращались к земным источникам. Чтобы пошел плодородный дождь, они расчищали ключи и колодцы, углубляли русло реки. Для вызывания дождя в колодец бросали зерно, а чтобы дождь был крупным, бросали горох.

Читайте также другие темы главы XV «Почитание природы и культ предков» раздела «Славянская мифология»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Источник

«Низовая мифология»: поклонение силам природы

Лучше всего сохранилась «низовая мифология» — бесчисленные предания, россказни и «былички» о леших, баенниках (банниках), кикиморах, русалках и прочих существах, которые — исключительно по внешним признакам — могут быть сопоставлены с кельтскими феями, или ши (принадлежат к иному миру, непростые отношения с людьми — могут навредить, но могут и отнестись покровительственно, внешне выглядят пугающе или, наоборот, излишне привлекательно). Однако мир славянской нечисти обладает принципиальным отличием от мира обитателей «полых холмов». Кельтские ши — это «состарившиеся», утратившие изначальную мощь божества из Племен Богини Дану. Славянская же нечисть определенно никогда и не принадлежала к роду высших богов, и, следовательно, изначальное «благородство происхождения» ей абсолютно чуждо. Это именно нежить и нечисть, по большей части пакостная. Трудно представить себе, чтобы Луг, светозарное божество кельтов, довольствовался горшком каши или пучком соломы в качестве знака уважения со стороны людей.

Другое важное различие: если ши (то есть старые боги) могут вступать с людьми в брачные отношения и производить на свет вполне жизнеспособных детей, будущих мудрецов, героев, прекрасных королев (характерна история мудреца и провидца Мерлина, которому приписывают именно такое происхождение), то редкие и случайные эпизоды связи людей и славянской нечисти неизменно заканчиваются отвратительно и жутко. Говоря языком биологии, люди и Племена Богини Дану принадлежат к одному виду, а люди и славянская нечисть — нет.

В чем причина ее неимоверной «живучести» в памяти народной?

В России практически на протяжении всей ее истории сохранялась ситуация, которую принято называть двоеверием. В условиях двоеверия древние языческие суеверия и элементы христианского вероучения сравнительно мирно уживаются вместе. Бабушка, исправно посещающая церковные богослужения, не считает чем-то зазорным кормление баенника, задабривание домашней кикиморы или заговаривание зубной боли с призыванием как христианских святых, так и языческих духов, вроде «Лихоманки» с ее зловредными сестрами.

Двоеверие — термин достаточно условный, некоторые исследователи вообще отказывают ему в праве на существование. Однако отчетливые признаки этого «несуществующего явления» мы можем наблюдать до сих пор.

Человек, живущий в двоеверии, искренне убежден, что святой Никола-Угодник и дедушка-леший, святая Параскева и кикимора — равнозначные существа из одного и того же потустороннего мира. Такой человек не осознает, что святой Николай и дедушка-леший изначально принадлежат взаимоисключающим мирам и поклоняться им одновременно — невозможно.

Читайте также:  Набор дикая природа симс 3

И тем не менее это происходит, и русский крестьянин не затруднится «похристосоваться» с домовым на Пасху.

Христианство вытеснило из народного сознания только лишь высших богов. Но ничто не смогло поколебать веру в божеств низовых, наиболее близких к человеку.

Если до принятия христианства и простой люд, и князья верили одинаково, в одних и тех же Перунов и леших, то после этого знаменательного события произошло отчетливое расслоение. Знать и городской люд довольно быстро усвоили все правила и понятия христианской жизни. Крестьяне же, внешне приняв крещение, по сути оставались все теми же язычниками. Соответственно, боги знати — высшие боги — «умерли»; боги же простонародья, низшие божества, никуда не делись. Например, еще в 1534 году новгородский архиепископ Макарий писал Ивану Грозному: «Во многих русских местах скверные мольбища идольские сохранялись… Суть же скверные мольбища их: лес и камни и реки и болота, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды, и озера… Всей твари поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят бесам…» И это — в шестнадцатом веке!

Считается, что лучше всего сохранилась мифология восточных славян. Западнославянская известна только по нескольким местным вариантам (отдельные местные божества, которым поклонялись славянские племена балтийские, чешские, польские). Хуже всего обстоит дело с южнославянской мифологией: эти народы очень рано попали в сферу влияния древних цивилизаций Средиземноморья, а затем быстро приняли христианство.

Определенно, что древние славяне, как и другие племена, поклонялись стихиям и силам природы: «Они все бога прозваша: солнце и месяц, землю и воду, звери и чади», — писал автор «Хождения Богородицы по мукам» (XIII в.). Верили славяне в родство людей с животными (тотемизм, то есть происхождение целого племени от легендарного божественного предка, имеющего облик зверя, — например, от медведя).

Читайте также

Святым Небесным Силам

Святым Небесным Силам О, святые Небесные Силы, помолитесь Господу нашему, да низведёт в душу нашу сознание немощи, слабости и ограниченности, да будет всегда место в нас Божественному действованию, в час кончины нашей дайте нам благодать, от Бога данную, да приобретём

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам Боже святой и во Святых почивающий, трисвятой песнью на небесах Ангелами воспеваемый, на земле людьми во святых Твоих Церквях славимый, давший Святым Твоим Духом благодать, каждому по мере дарования Христова, и ею

§ 85. ЭНЕРГИИ ПРИРОДЫ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ОТНОШЕНИЯ «ВНЕ» ПРИРОДЫ

§ 85. ЭНЕРГИИ ПРИРОДЫ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ОТНОШЕНИЯ «ВНЕ» ПРИРОДЫ «Способ бытия» божественности как общения Лиц, истина взаимопроникновения ипостасей познаются в событии эк–стаза божественной сущности «вовне», через посредство божественных Энергий, то есть

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным (Празднование 21 ноября) К вам, яко засту?пником и храни?телем жи?зни моея?, аз ока?янный, припада?я, молю?ся: подади?те мне моли?твами ва?шими дневно?е пребыва?ние богоуго?дно и неиску?сно от злых дея?ний и

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным (Празднование 21 ноября) К вам, я?ко засту?пником и храни?телем жи?зни моея?, аз окая?нный припада?я, молю?ся: подади?те мне моли?твами ва?шими, дневно?е пребыва?ние богоуго?дно и неиску?сно от злых дея?ний и

Читайте также:  Отличия природной экосистемы от агроэкосистемы кратко

Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?

Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам? иеромонах Иов (Гумеров)Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и

в. Противостояние силам тьмы (19:11—20)

в. Противостояние силам тьмы (19:11—20) В Коринфе Христос поддержал Своего Апостола и одобрил его учение через Свое явление Павлу ночью; в Эфесе власть Христа над болезнями, одержимостью злыми духами и магией была проявлена через знамения и чудеса. Бог же творил не мало чудес

6:10—20 Последний призыв: вместе противостоять силам зла!

6:10—20 Последний призыв: вместе противостоять силам зла! Обычно было принято завершать письмо призывом, который связан с его центральной вестью, и побуждать читателей своими намерениями и действиями поддержать автора послания. Так и поступает здесь Павел. Этот раздел

Молитвы святым Силам бесплотным

Молитвы святым Силам бесплотным МолитваK вам, яко заступникам и хранителем живота моего, аз, окаянный, припадая, молюся: подадите мне молитвами вашими дневное пребывание богоугодно и неискусно от злых деяний и помышлений прейти. Отверзите слух ушию моею, да услышу и

68. О тяжелых не по силам послушаниях.

68. О тяжелых не по силам послушаниях. Если какому брату приказано будет делать что–нибудь тяжелое, ему не по силам, пусть примет приказание повелевшего со всей скромностью и покорностью. Если и на деле окажется, что тягота дела превышает его силы, пусть объяснит это тому,

Молитва для наставления на истинный путь всем святым и бесплотным Небесным Силам

Молитва для наставления на истинный путь всем святым и бесплотным Небесным Силам Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования

Противостояние бесовским силам — одна из главных тем в творениях святых отцов

Противостояние бесовским силам — одна из главных тем в творениях святых отцов Лучше иметь в дьяволе врага, чем господина Св. Проспер Аквитанский (V век) В повседневной жизни, пока все благополучно, мы не так-то часто задумываемся о бытии и действии духовных сущностей,

Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам

Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви

Молитва всем святым и Безплотным Небесным силам (8/21 ноября)

Молитва всем святым и Безплотным Небесным силам (8/21 ноября) Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою

Источник

Оцените статью