«Покормите птиц зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
Образовательные
— уточнить представление о причинах отлёта птиц;
— закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,
— уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Мордовии (сороки, снегири, синицы, клесты).
— формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;
— формировать умения и навыки наблюдать за птицами:
— продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.
Развивающие
— любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
— основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
— сенсорно — перцептивные процессы (аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (чувственные);
— связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитательные
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам
Материал к ООД: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.
Предварительная работа
Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других рассказов о зимующих птицах).
Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».
Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits_zimoy.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма проведения ООД: сюжетно-игровая
Цель: формировать у обучающихся обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, воспитать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам.
— уточнить представление о причинах отлёта птиц;
— закрепить понятия «зимующие птицы» и «перелётные птицы», научить выделять их характерные особенности,
— уточнить и расширять знания детей о зимующих птицах Мордовии (сороки, снегири, синицы, клесты).
— формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах;
— формировать умения и навыки наблюдать за птицами:
— продолжать формировать способность воспринимать предложенные воспитателем игровые ситуации, принимать в них участие.
— любознательность, наблюдательность, познавательную и мыслительную активность;
— основные психические процессы (внимание, память, образное мышление);
— сенсорно — перцептивные процессы (аудиальные (слуховые), визуальные (зрительные), кинестетические (чувственные);
— связную речь детей, продолжать учить делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми предложениями (4-5 слов в предложении), сочетать существительные с глаголами и прилагательными.
Обогащение словаря: «зимующие птицы», «перелётные птицы», кормушка.
Активизация словаря: холод, голод, заботиться, подкармливать.
Воспитывать осознанно-правильное отношение к природе через привитие способности сочувствовать, сопереживать зимующим птицам
Материал к ООД: картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; картинка кормушки; презентация «Зима в лесу»; формочки для изготовления кормушки, бутылочки с водой; семена растений.
Чтение сказки Н. В. Нищева «Как сорока клеста судила» (других рассказов о зимующих птицах).
Рассматривание картин, составление рассказов по серии картин.
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Четвертый лишний», «Закончи предложение», «Прочитай слово», «Назови птенчиков».
Наблюдение за птицами во время прогулки (воробьи, сороки, вороны, клесты).
-Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима , хочу пригласить вас к себе в гости, в зимний лес. Ребята вы принимаете моё приглашение? ( Да)
— На улице очень холодно, нам надо потеплее одеться .( имитируем :одеваем теплую шубку, шапку, надеваем варежки и валенки)
( звучит музыка хруст снега под ногами, идём до интерактивной доски)
-Вот мы и пришли в мой зимний лес!
(читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»)
-Укутала в снега я
Все кочки и пенёчки.
Скамейки и стога.
Велела дубу ,
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу
Тепло укрыла всех.
-Какой свежий воздух у меня в лесу , давайте вместе подышим.
— Посмотрите ребята , сколько много деревьев в лесу!
-А вы знаете какие деревья растут в лесу?
( кедр, осина, берёза, дуб, сосна, ель).
-Молодцы, ребята! Все деревья назвали.
— Ребята , посмотрите это моя корзина ,давайте посмотрим что там, возьмите каждый по одной, вы можете их потрогать, понюхать, пощупать. Берите, берите не стесняйтесь. (жёлудь, шишка, кора берёзы, сосны, рябины, орехи кедра) .
-Посмотрите внимательно и скажите от какого дерева? ( ответы детей)
-Вот какие молодцы, всё вы знаете!
создать положительный эмоциональный настрой
7.Д/и «Перелётные и зимующие птицы».
9. Чем можем помочь птицам?
12. Изготовление «Угощение для птиц».
-В моём лесу много снега, везде сугробы. Будьте осторожны, перешагивайте сугробы. ( дети перешагивают через «сугробы»)
— Ребята, давайте послушаем звуки моего леса .( шум леса, голоса птиц)
— Что вы услышали ?(голоса птиц)
— Правильно ребята, это голоса птиц. Их у меня в лесу очень много. Я хочу вам загадать загадки о птицах, а вы отгадайте. Будьте внимательными.
Звать ее ( синичка- показать картинку )
-Правильно, это-синица , она любит сырое несолёное сало и мясо.
2. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
Все стучит, стучит, стучит? ( дятел –показать картинку )
— У дятла ребята клюв прочный и острый, , он питается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называют “лесным санитаром».
3. Чернокрылый, красногрудый
С первым снегом тут как тут!
(снегирь- показать картинку)
— Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Они нарядные птицы, питаются ягодами рябины.
4.Кто там прыгает , шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле- поёт со свистом ? (Клест )
-Клест- единственная птица , которая выводит птенцов зимой . Они строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях
— А ещё каких птиц вы знаете ребята?( ответы детей )
-Некоторые птицы не стали спорить со мной и улетели в тёплые края. Ребята, а как называются эти птицы?
( перелётные птицы, назвать и показать картинку)
-А другие , самые смелые птицы, остались на зиму в наших краях. Как называются эти птицы? (зимующие птицы, посмотреть ещё раз этих птиц и закрепить названия)
— Молодцы , запомнили всех птиц .Пойдёмте дальше.
-Ребята, вот здесь собрались все мои птицы. Они запутались, не могут найти свои домики. Расселите их пожалуйста по своим домикам. Перелётных птиц заселяем в розовый домик, а зимующих в синий домик. Будьте внимательны.
( берут картинку и магнит , закрепляют в нужный домик)
-Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили
— Ребята, а как вы думаете , птицы похожи друг на друга или отличаются? ( у всех птиц есть клюв, крылья, перья).
— А чем они отличаются ? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом).
— Если снегирь мало двигается , то он какой? (Малоподвижный.) Если у синицы черная голова , то она какая? (Черноголовая.) Если у сороки белый бок , то она какая? (Белобокая.) Если у вороны черный хвост , то она какая ? (Чернохвостая.) Если у снегиря красная грудь , то он какой ? (Красногрудый.)
— Ребята , а вы знаете, кто как поёт? (Воробей – чирикает, Сорока -стрекочет , голуби – воркуют, ворона – каркает , клест – свистит.)
— Ребята предлагаю вам поиграть в игру . Игра называется «Один –много». Сделали большой круг и слушаем правила игры: я бросаю свой снежный ком и называю птицу , а вы возвращается ком обратно и говорите как называют этих птиц когда их много. Будьте внимательны!
-Ребята, холод – не самое страшное для птиц зимой , потому что к зиме у них вырастает подпушек под перышками.
— Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц ?
( земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)
-За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена Если им не помочь они могут погибнуть. — -Ребята, как вы думаете
чем вы можете помочь зимующим птицам?
(делать кормушки и подкармливать птиц)
— Чем можно подкармливать птиц ?( крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса)
— Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками . Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.
-Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (нет)
-Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?
-Какие бывают кормушки? (ответы детей)
Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.
— А сейчас я вам предлагаю поиграть.
Вот на ветках, посмотри –( руки подняли вверх)
В красных майках снегири – ( руки на пояс, наклоны головы)
Распушили пёрышки -( частые потряхивания руками опущенными вниз)
Головой вертят, улететь хотят
Среди белых голубей –( идут по кругу, руки за спину)
Скачет шустрый воробей — ( прыжки)
За метелью, за метелью! – ( разбегаются, взмахивают руками )
— Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю . Поэтому я приготовила им необычное угощение.
— Ребята, как вы думаете из чего я приготовила это угощение?
(семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т.д. лёд)
— Правильно, как можно приготовить лёд?( заморозить воду)
— А как заморозить? (в холодильнике, на улице и т.д.)
— Ребята давайте я вас научу? (да)
-Сначала мы укладываем в ёмкость немного семечек, ягод и веток, обязательно кладём ленточку, это обязательный элемент, так как с помощью ленты мы будем подвешивать наше угощение. Потом засыпаем ленточку семечками и крупами, пока не заполним ёмкость и только потом заливаем аккуратно водой. Наше угощение готово, осталось его заморозить, для этого вы плотно закроете ёмкости крышкой заберёте домой и заморозите, а завтра вместе с родителями вывесите угощение за окно и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к вам, приходя в детский сад будете делиться впечатлениями друг другу.
формировать умения и навыки наблюдать за птицами:
Источник