Тесты по философии права с ответами
— учения мыслителей о явлениях окружающей действительности.
3. Методологическая функция философии права заключается в том, что философия права:
+ является одним из способов изучения правовых явлений;
— вырабатывает ценностные ориентиры в сфере права;
— соотносит право с правовой деятельностью.
4. Объектом философии права являются:
+ право в своей целостности и единстве;
— общественные отношения в различных сферах человеческой жизнедеятельности;
— основные начала, на которых базируется изучение точек зрения о праве.
5. Гносеологическими проблемами философии права являются:
+ пределы исследования правовой действительности, оценка объективности учений о праве, выявление уровня правосознания людей;
— ценностные аспекты права, а также вопросы исследования права с точки зрения блага, свободы и ответственности;
— аспекты правовой деятельности людей, ее структуры и форм.
6. Естественное право в философии это:
+ представление о праве как совокупности субъективных прав, данных природой с рождения;
— учение о праве как о явлении, которым человека наделил бог;
— представление о праве как о системе реально действующих норм без учета какого-либо воздействия на них.
Тест — 7. Представителем неокантианских концепций философии права был:
8. Основные категории философии права:
+ идея права, естественное право, автономия личности, равенство;
— система права, закон, нормативный акт, правовая норма;
— коллизионная норма, контрибуция, закон места нахождения вещи.
9. Позитивизм в философии права:
+ отрицает ценность философского познания права;
— предполагает правовое равенство всех людей;
— определяет право как благо для народа.
10. В философии права автором нормативной теории является:
11. Тест. Целью философии права является:
+ поиск и установление истины о праве как о социальном явлении;
— систематизация законодательства с древних времен до настоящего времени;
— уяснение смысла текста законов для их последующего правильного применения.
12. Сущность философии права состоит в:
+ умении дать ответы на вопросы, возникающие в правовой сфере, методами науки философии;
— приведении многообразных точек зрения по поводу правовых явлений к общему мнению;
— умении отличать правильные учения о праве от объективно неправильных.
13. Согласно аксиологическому подходу в философии права:
+ закон отделяется от права, являясь лишь его формой, которая должна соответствовать содержанию, на первом месте — справедливость;
— право и закон – одно и то же, главные свойства права – его точность и формальная определенность;
— право существует, в первую очередь, в правоотношениях и является воплощением собственного функционирования и действия на практике.
14. Способность человека вести себя нравственно и в соответствие с законом, которая зависит не от внешних факторов, а от собственных убеждений, называется:
15. Кто делил законы на 4 группы: вечный, естественный, человеческий и божественный?
16. Уровень развития человеческого правосознания и состояния законности в целом выражается через:
17. Кто впервые ввел термин суверенитета в качестве существенного признака государства и поставил приоритеты последнего выше всех остальных социальных образований, в том числе церкви?
18. «Истинная моральная философия» — наука о 19-ти естественных законах, которые сформулировал:
19. Правовой нигилизм – это:
+ отрицание значения права как регулятора человеческого поведения;
— позиция отождествления смысла права с сознанием субъекта;
— мнение, что источниками права является сам объективный мир и социальная действительность.
20. Характеристика права, которая выражает его назначение, называется:
21. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках духовенства, — это:
22. Основная идея в учении И. Канта заключается в том, что:
+ человек, его воля и поступки по своей природе свободны вне зависимости от внешних факторов;
— географическая среда влияет на политику;
— существует Абсолютная идея, воплощающая и Разум, и Дух.
23. Право как результат и продукт народного духа и убеждения рассматривала:
24. Нормативистская концепция в качестве источника права называет:
— эмоциональное состояние человека;
— свободную экономическую деятельность людей.
25. Главную роль в человеческой жизни З. Фрейд отводил:
+ человеческому бессознательному – в первую очередь, неосознанным сексуальным импульсам;
— экзистенциальному праву в конкретной ситуации;
— свободе как высшему закону человеческого существования.
26. Ярким представителем философско-правового либерализма в России конца XIX – начала ХХ века был:
27. Н.А. Бердяев считал, что:
+ ценность отдельной личности в любом случае выше ценности государства;
— право занимает среднее положение между идеальным добром и агрессивной реальностью;
— право – естественный продукт человеческого разума и сущности.
28. Закон духовного достоинства, закон взаимного признания и закон автономии, как полагал И. Ильин, являются:
29. Общественный договор – это:
+ такая концепция, которая рассматривает государство как результат объединения людей в целях создания безопасности и благ для каждого из своих членов;
— передача всего объема государственной власти небольшой группе экономически богатых людей;
— голосование всего народа, которым определяется решение по самым важным общественным вопросам.
30. Вымышленное идеальное общество, свободное от научных обоснований, называется:
31. Форма правления, при которой власть определяется решениями, принимаемыми большинством, называется:
32. В качестве «политического животного» человека рассматривал:
33. Какой французский философ эпохи Просвещения считал, что главный источник народных бед – религия и что грамотный правитель способен исправить всю несправедливость, которая существует в обществе?
Источник
«Человек есть политическое животное»: Учение аристотеля о человеке
В последние годы своей жизни Аристотель написал трактат, о государстве, содержащий начала социальной и политической философии, который назвал «Политика» . Учение Аристотеля о государстве тесно связано с его учением о человеке. На эту связь указывают такие авторитетные исследователи наследия Аристотеля, как В.Ф. Асмус , А.И. Доватур , В.С. Нерсесянц. В данном трактате Аристотель впервые вводит понятие zoon politikon – «политическое животное». Данное понятие, по мнению Аристотеля, неразделимо также с таким понятием как государство. Государство по Аристотелю это: «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования» .
Государство по своей природе представляет собой объединение определенной совокупности граждан. В трактате Аристотеля не употребляются такие понятия как семья, индивид и т.д. В нем речь идет о таком понятии как гражданин, и кого можно считать гражданином. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.
Аристотель пишет в своем трактате «Политика» , что человек «есть существо общественное в большей степени, чем муравьи и пчелы». И здесь это «больше» раскрывается не по уровню организации совместной деятельности, а по этическим критериям: «Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость». Аристотель выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Философ негативно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что человек не должен посвящать свою жизнь материальным ценностям и жить только лишь ради собственного обогащения.
Аристотель считал, что данное желание противоестественно, ведь в этом проявляется не стремление к «благой жизни» , а лишь стремление к жизни вообще. Живя ради обогащения, «люди первой категории» нарушают общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни, и ведут себя как животные. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, а для того чтобы люди в нем жили счастливо. Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни. Поэтому, как отмечает комментатор аристотелевской «Политики» А.И. Доватур, успешно «государственные дела решаются гражданами среднего достатка» .
Учение Аристотеля о государстве тесно связано с его этикой . В своем знаменитом сочинении «Никомахова этика» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное». В нем Аристотель выдвигает положение, что человек с рождения является «политическим существом» и стремится к совместной жизни, а причиной данного стремления является неравенство различных человеческих способностей и возможностей. С самого первого дня своей жизни человек становится частью общества. Он никогда не остается один, так как инстинктивно стремится быть частью чего-то большего, нежели он сам. В человеке есть два начала: биологическое и общественное. В человеке есть биологическое и общественное начало. Сходство между человеком и животным кроется именно в первом, так как и человек, и животное нуждаются в удовлетворении своих биологических потребностей, таких как: сон, пища, продолжение рода и т.д. Однако, человек так же имеет богатый спектр различного рода нравственных правил и норм, в отличие от животных, которые руководствуются лишь инстинктами. Высшей формой деятельности Аристотель называют познавательную, низшей или животной – удовлетворение своих биологических потребностей. Настоящий человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, а в самом процессе мышления и созерцании.
Таким образом, человек по природе своей является животным, но с точки зрения нравственности и его желания объединиться в группы человек – существо политическое.
Источник