Политико правовая природа конституционного суда

Конституционный Суд рф: конституционно-правовая природа и место в системе разделения властей.

В ч. 1 ст. 11 говорится, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют наряду с Президентом, парламентом, Правительством также и суды Российской Федерации. Это означает, что Конституционный Суд как часть судебной системы относится к органам государственной власти страны. Глава 7 Конституции, в которой находится большинство норм, обращенных к Конституционному Суду, называется «Судебная власть и прокуратура», т. е. признает, что Конституционный Суд есть орган судебной власти как одной из ветвей в системе разделения властей.

В соответствии с Конституцией (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Таким образом, мы видим здесь выделение особой формы — «конституционное судопроизводство».

ФЗ о КС РФ. определяет (ст. 1), что Конституционный Суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

  • один из видов судебных органов;
  • принимает решения, являющиеся окончательными и обязательными. Констатируя, что акт не соответствует Конституции, суд тем самым лишает его юридической силы;
  • работает исключительно по обращениям. Инициатором может быть в одном случае — внося в Государственную Думу проект федерального закона;
  • осуществляет судопроизводство со всеми элементами состязательности и равенства участников процесса.

Основные цели деятельности Конституционного Суда:

  1. защита основ конституционного строя;
  2. защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  3. обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, т. е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах.

Надо понимать, что многие вопросы, по которым компетентные органы и лица обращаются в Конституционный Суд, имеют политическую подоплеку. Но Конституционный Суд выделяет в каждом деле только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права. Конечно, решения Конституционного Суда могут вызвать политический резонанс, иметь политические последствия. Но это обусловлено переплетением политических и конституционно-правовых моментов

в принятых кем-то решениях, ставших предметом внимания Суда.

Конституционный Суд принимает решения на основе Конституции, а сама Конституция не может быть предметом его оценки. Конечно, Конституция может быть несовершенной, но с этим КС ничего сделать не в состоянии. Путем толкования норм Суд может сделать текст понятнее, избегая оценочных суждений в адрес Конституции и ее норм.

Читайте также:  Выбрать природную зону география 8 класс

Можно ли оспорить в Конституционном Суде РФ федеральный

конституционный закон, закон о поправке к Конституции, решение

Конституционного Собрания, принятое в ходе его работы над созданием новой Конституции РФ?

  • ФКЗ не является частью Конституции РФ, поэтому он может быть оспорен в КС на предмет соответствия Конституции РФ; содержание закона о поправке после его принятия по сути переходит в Конституцию РФ, следовательно, оценивать Конституционному Суду закон о поправке по предмету невозможно, это была бы оценка самой Конституции, но возможна оценка Конституционным Судом соблюдения требований к порядку принятия такого акта; то же самое можно сказать и об актах Конституционного Собрания
  • Если Конституционное Собрание в ходе работы над Конституцией принимает акты, не связанные с этой материей, т. е. выходит за рамки своего назначения, то такие акты могли бы стать предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ
  • Конституционный Суд не является высшей инстанцие для других судов, включая Верховный Суд РФ. В этот Суд нельзя жаловаться на конкретные судебные решения. И граждане, и суды вправе обращаться в Конституционный Суд в случае, если закон, примененный или подлежащий применению в конкретном деле, им кажется не соответствующим Конституции.
  • Согласно ст. 3 ФКЗ «О КС РФ»: Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Суда не ограничены определенным сроком.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются

  1. Независимость (ст.29ФКЗ «О КС РФ»):
  • Судьи КС РФ выступают в личном качестве, не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий.
  • Решения КС РФ выражают позицию судей, свободную от политических пристрастий
  • Судьи не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемые КС РФ
  • Не допускается вмешательство в деятельность КС РФ, влечет за собой ответственность
  1. Коллегиальность (ст.30 ФКЗ «О КС РФ»)
  • Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений производится КС РФ коллегиально
  • Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании
  • Правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее 2/3 от числа действующих судей
  1. Гласность (ст.31 ФКЗ «О КС РФ»)
  • Открытое рассмотрение дел
  • Решении, принятые как в открытом, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично
  1. Устность разбирательства (ст.32)
  • Устное разбирательство по делам
  • В ходе процесса заслушивают объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашают имеющиеся документы
  1. Язык конституционного производства (ст.33)
  • Производство происходит на русском языке
  • Те, кто не владеют, пользуются услугами переводчика
  1. Непрерывность судебного заседания (ст.34)
  2. Состязательностьи равноправие сторон (ст.35)
  • Стороны пользуются равными правами
  • Стороны пользуются равными возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности
Читайте также:  Отбирающий фактор условия природы

Решения Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Закон 1994 г. содержит ст. 7 «Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации». В ней говорится, что Конституционный Суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов.

Финансирование Суда производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Суда средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных Законом 1994 г. об этом органе, не допускается.

Источник

44. Конституционный суд рф: политико-правовая природа, компетенция, роль в системе разделения властей. Конституционное судопроизводство: принципы, организационные формы.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе Российской Федерации. Правовой основой его существования являются Конституция РФ (ст. 125) и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».организационные формы.

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Исходным для характеристики природы конституционного суда в качестве органа государственной власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления государственно-властной деятельности. Конституционно-контроль­ная деятельность, как известно, осуществляется не только консти­туционным судом, но и иными государственными органами (главой государства, парламентом, правительством и др.).

Конституционный суд обеспечивает верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и приме­нительно ко всем субъектам права. Решения конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей терри­тории государства, имеют общеобязательную юридическую силу и могут быть преодолены только путем принятия новой консти­туции или внесением изменений и дополнений в действующую.

Читайте также:  Назвать все явления природы

Конституционный суд в известном смысле и в известных пре­делах творит право, определяя направление развития законода­тельства, создавая прецеденты толкования конституции и законов, заполняя известные пробелы в конституции при ее официальном толковании. Тем самым конституционный суд идет дальше про­стой интерпретации конституционных норм. Он одновременно развивает и создает конституционно-правовую доктрину, мотиви­руя принятие своих решений. Конституционный суд играет осо­бую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законо­дательной и исполнительной властью, он выступает как орган компромисса, примирения, как гарант политического мира и ста­бильности в обществе и государстве, как хранитель конституци­онных ценностей, стоящий на страже конституционного строя.

Конституционный суд является органом правосудия, состав­ной частью судебной власти и занимает главенствующее место в судебной системе государства, которое определяется не иерархи­ческой подчиненностью ему других видов судов, а его компе­тенцией, оказывающей существенное влияние на правотворчество и правоприменение. Конституционный суд не рассматривает гражданские, адми­нистративные, уголовные и другие категории дел. Это входит в исключительную компетенцию судов общей юрисдикции, спе­циализированных судов (административных, арбитражных (коммерческих) и др.). Однако решения конституционного суда обязательны и для других судебных органов.

Компетенция Конституционного суда:

1. Дела о соответствии Конституции Российской Федерации определенных видов юридических актов

Конституционный Суд вправе оценивать конституционность нормативных актов определенного круга (указанного в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ) органов государственной власти и договоров между ними. Правом на обращение в Суд с запросом о проверке конституционности таких нормативных актов и договоров обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

  • 1. Предметом оспаривания в Конституционном Суде могут быть федеральные акты.
  • 2. К ведению Конституционного Суда относится оценка соответствия Конституции РФ конституций республик, уставов других субъектов РФ. Предметом оценки Конституционного Суда являются также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов.
  • 3. Конституционный Суд полномочен оценивать с позиций соответствия Конституции РФ договоры между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ.
  • 4. В Конституционном Суде можно оспорить на предмет соответствия Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ. Договоры, вступившие в силу, не подлежат рассмотрению в этом Суде.

Источник

Оцените статью