Берегись автомобиля
«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.
Цитаты из фильма [ править ]
- — Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов. Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история, и происходила ли она вообще. Итак, как вы заметили, стояла тёмная ночь. Неизвестный очень старался остаться незамеченным, и это ему удалось. Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
- — Здравствуй, Люба. Я вернулся.
- — Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.
- — Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Мысль о том, что пять с половиной тысяч рублей попросту брошены на мостовой и к тому же снабжены колёсами, может отравить любую счастливую жизнь.
- — В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, понимаете, музой.
- — Я узнал вас.
— А… это не я!
— Это ж вы говорили: «А судьи кто?»
— Я про судей ничего такого не говорил… - — Ведь, кроме того, актёр должен где-то работать. Нехорошо, если он… неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре!
- — Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше не вспоминать. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
— И замахнёмся! А что? - — В чём дело, гражданин?
— Смотрю.
— Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите! - — Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете.
— Ну тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд. - — Кто свидетель?
— Я! А что случилось? - — И не надо грубить. А то я вас выведу с поля… э-э-э… с репетиции.
- — Евгений Александрович, вот это место: «Оставьте, ради бога!»
— Оставьте. Перерыв. - — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек.
— Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было.
— «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг». - — И главная примета — сутулый. [при этих словах Деточкин выпрямляется и становится статным]
- — А как вы собираетесь ловить главаря?
- — Товарищи! Прошу всех на второй тайм!
- — На лису пойдёте, на волка?
— На медведя!
— На волка. Она шутит. - — Семицветов, она у тебя блондинка!
— Бежевенькая! - — Прокати нас, Ди-ма! Прокати нас, Ди-ма!
- — Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение.
- — Понимаешь, Люба, везде понаставили капканов…
- — У кого нога?
— Этa нога — у того, у кого надо нога. - — Дима, у Топтунова дачу отбирают!
— Кто отбирает?
— Ты что, дурак? - — С жульём, допустим, надо бороться!
— Ну почему он жулик? Человек просто умеет жить.
— Ты мне скажи, на какие заработки заместитель директора трикотажной фабрики отгрохал себе двухэтажный особняк? - — Мы будем прост-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы!
- — Вот дам тебе прост-таки коленом — и вылетишь с моего участка!
- — Папа, мне уже надоел ваш солдафонский юмор.
- — А чё ты задаёсси? Ты кто такой есть?
— Это моя дача! - Пускай усе слышуть: это моя дача!
- А ты эт докажи.
- — Ты вообще живёшь на свете по доверенности.
— Пшёл отсюда!
— Не трожь собачку! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нед! Ты голодранец!
— Ну, почему… Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему бы… Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?
— Никогда. А что ты вообще имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу прост-таки-напрост-таки за это с тобой сделать?
— Я знаю… знаю…
— А-а, боится! Гы-гы-гы… - — Тебя посодют, а ты не воруй!
- — Твой дом — тюрма!
- — Что делать? Что делать?
— Сухары сушить! - — Надо дать следователю в лапу!
— Ты с ума сошла! «В лапу»! Сумасшедшая!
— Надо дать много, тогда он возьмёт! - — Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то шо зятя — родную дочь сотру в порошок!
- Этот тип всегда должен помнить, кто я такой есть! А он рядовой жулик!
- Всё-таки надо тебе дать коленом, надо. Ха-ха… Н-надо!
- — Вы знаете, у нас заедает правый поворот.
— Поглядим.
— Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…
— Послушаем.
— А ещё, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо.
— Пощупаем.
— Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.
— Понюхаем.
— Мне кажется, там…
— Вы отоприте гараж-то. А где машина-то? - — Детектив без погони — это как жизнь без любви.
- — А чего это ты от меня удирал?
— Привычка: ты догоняешь — я удираю.
— И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю. - — Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть даже, он талантливей меня.
— Этого не может быть!
— Нет, в жизни это бывает. - — Ну всё-таки почему у вас все деньги одними рублями? Это что-то подозрительное. Нехорошо.
— А вы что, прокурор? Я не спрашиваю, откуда эта машина, почему нет документов.
— А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
— Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
— И вы верите в Бога?
— Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
— Буду! - — Магнитофон «Грюндиг», четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид. Вещь редкая, уйдёт в минуту.
- (Семицветовы покупают капкан на угонщика)
— Как действует?
— Сюда кладёте приманку. Приманка-то у вас есть?
— Есть, есть.
— Ну вот, зверь крадётся, крадётся, и… - — Положь птичку!
- — Жениться нужно на сироте…
- — У Деточкина есть очень много всяких болезненных родственников в разных городах Советского Союза.
- — Скажите, какие у страхового агента могут быть командировки?
- — Ты доигрался в своём народном театре. К тебе заходил следователь!
- — А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
— Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу? - — Перестаньте, перестаньте махать саблей!
- — Мама такая хорошая, про паровоз поёт.
- — Простите, а вы не псих?
— Нет. У меня и справка есть. - — Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли. И воблы подадут.
— А воблу только что поймали? - — Ты посмотри на себя, ведь ты же… идиот!
- — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы?
— Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник. - — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук!
— Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой.
— Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный!
— Это машина Стелькина, а он взяточник. Не может быть… Неужели я ошибся? - — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
— А спектакль?
— Спектакля не будет! - — Да, не забудьте сказать: «Быть или не быть».
- — «Горацио, я гибну. Мать, прощай!»
— Юра, я здесь. - — Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
- — Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
- — Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!
- — Свободу Юрию Деточкину!
- — Я не мог этого терпеть. Ведь воруют! Много воруют. Я ведь вам помочь хотел, граждане судьи.
Цитаты из сценария [ править ]
Через пятьдесят минут Деточкин прибыл в центр города. Тысячи москвичей в хорошем московском темпе бежали по улицам, скрывались в тоннеле подземного перехода, выбегали из-под земли и вновь исчезали в кратере метро. К остановке подъезжали троллейбусы. Сквозь их стеклянные стены, как товары в витрине, были видны пассажиры. Деточкин терпеливо стоял на остановке и чего-то ждал. Прошло около часа. За означенное время от остановки отъехало двадцать три троллейбуса. Ни в один из них Деточкин не сел. Когда подошел троллейбус двадцать четвёртый по счёту, Деточкин засуетился. Он сошёл с тротуара, обежал машину спереди и заглянул в окошко водителя.
― Люба! ― сказал Деточкин ненатуральным голосом. ― Здравствуй, Люба! Я вернулся! [1]
Цитаты о фильме [ править ]
В «Берегись автомобиля» Папанов сочинил большую часть текста. Во всяком случае, того текста, который ушел «в народ»: «Свободу Юрию Деточкину!», «Что делать? Сухари сушить!» и многое другое. И состоялся даже некоторый бунт партнёров: Папанов выпадает из ансамбля! То есть играет слишком ярко. Мало кто из актёров его уровня так слабо был озабочен карьерой. [2]
Примечания [ править ]
- ↑Э. Рязанов, Э. Брагинский. «Тихие омуты». ― М.: Вагриус, 1999 г.
- ↑Дмитрий Щеглов. «Последнее лето Папанова». ― М.: «Совершенно секретно» от 4 марта 2003г.
Источник
10 знаменитых цитат Анатолия Папанова
Съемки комедийного художественного фильма Леонида Гайдая по мотивам пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор». На снимке: артист Анатолий Папанов — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
В начале становления творческой карьеры бывшего фронтовика Анатолия Папанова кинематограф почти не замечал его. Однако после грандиозного успеха фильма «Живые и мертвые», в котором Анатолий Папанов сыграл генерала Федора Серпилина, спрос на актера Папанова возрос неимоверно. Артист с неподражаемым чувством юмора был отмечен и востребован в кинематографических кругах. В 60-е годы Анатолий Папанов снимается в самых разных жанрах и ролях, снимается много, создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы. Среди его работ – роли в психологической драме «Наш дом», киноповести об ученых «Иду на грозу», лирических комедиях: «Приходите завтра», «Дети Дон-Кихота», «Порожний рейс», сатирической комедии «Дайте жалобную книгу».
Всего Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более семидесяти кинолент, включая озвучивание мультфильмов.
3 августа 1987 года — последний кадр в жизни актёра на съёмках фильма «Холодное лето 53-го» в Карелии. Вечером того же дня Папанов уехал в Москву. А 7 августа 1987 года Анатолий Дмитриевич скончался в своей московской квартире от остановки сердца, принимая холодный душ. Актёр похоронен на Новодевичьем кладбище.
В годовщину смерти замечательного актера «Вечерняя Москва» вспоминает самые известные фразы киногероев в исполнении Анатолия Папанова.
В 1966 году на экраны страны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где Папанов в яркой комедийной манере изобразил Сокол-Кружкина, тестя Димы Семицветова (Андрей Миронов). Роль была небольшой, но запомнилась наряду с главными, а четко, но как бы невзначай брошенные фразы героя Папанова стали визитной карточкой фильма и самого Папанова. Эта роль принесла актеру не только сумасшедшую славу, но и «приклеила» ему амплуа комика.
1. Тебя посодют, а ты не воруй!
2. Ты вообще живёшь на свете по доверенности! Ничего у тебя нет! Ты — голодранец!
3. Положь птичку!
В 1968 году Леонид Гайдай снимает культовую комедию «Бриллиантовая рука». Папанов играет в ней авантюриста и бандита Лелика. Характерный говор этого героя — все реплики произносятся с мягким фрикативным «Г» и со звуком «У» вместо «В» был личной находкой Папанова. Интересно, что на роль главного бандита-контрабандиста Лёлика пробовались также Михаил Пуговкин и Леонид Становский. Худсовет выбрал Папанова.
4. Будет тебе там и ванна, будет и кофа, будет и какава с чаем. Поехали!
5. Как говорит наш дорогой шеф, если человек идиот, то это надолго!
6. Как говорит наш дорогой шеф, Михал Иваныч, куй железо, не отходя от кассы!
7. Шампанское по утрам пьють или аристократы, или дегенераты!
8. За чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники!
9. Буду бить аккуратно, но сильно.
Талант актера использовали не только в кино и театре, но и в мультипликации. Здесь, как нельзя кстати, пришелся неповторимый говорок Анатолия Папанова. На счету актера большое количество озвученных персонажей (Тигр Шерхан из м/ф «Маугли» – 1967год, Землекоп из м/ф «В стране невыученных уроков» – 1969 год, Водяной из м/ф «Летучий корабль» — 1979). Но самый же известный и всенародно любимый — Волк из серии мультфильмов «Ну, погоди!».
10. Ну, заяц, ну, погоди!
Источник