Глава 6 право собственности и иные права на природные объекты и ресурсы
§ 6.1. Понятие и виды прав на природные объекты и ресурсы
Природные объекты и ресурсы в экологическом праве рассматриваются прежде всего как компоненты окружающей среды, нуждающиеся в охране. В то же время нельзя не учитывать и то, что в результате осуществления природопользования такие объекты и ресурсы, будучи изъятыми из окружающей среды, могут становиться объектами рыночных отношений, имеющих свою оценочную стоимость, определяемую соответствующим спросом на данную продукцию.
В этом смысле важное значение имеет характер принадлежности природных объектов и ресурсов конкретным субъектам экологических правоотношений, которые в зависимости от содержания их правового статуса вправе либо, наоборот, ограничены в принятии тех или иных решений в отношении природных объектов и ресурсов. Поэтому необходимо определиться с видами прав на природные объекты и ресурсы и субъектамиправообладателями.
Исходя из анализа действующего экологического законодательства, можно выделить следующие виды прав на природные объекты и ресурсы:
• право постоянного (бессрочного) пользования;
• право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
• аренда и иные виды возмездного срочного пользования природными объектами и ресурсами;
• право безвозмездного срочного пользования;
Ниже будут детально рассмотрены каждый из перечисленных видов прав на природные объекты и ресурсы.
§ 6.2. Право собственности на природные объекты и ресурсы
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом ст. 129 Кодекса устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Для начала следует определиться с тем, кто же может быть собственником природных объектов и ресурсов. В ч. 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В этом смысле целесообразно рассмотреть нормы природоресурсных законов, регламентирующих эти вопросы.
Земельный кодекс Российской Федерации в главе III применительно к земле допускает наличие всех предусмотренных Конституцией РФ форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что земельный строй в Российской Федерации пока продолжает формироваться на базе в основном государственной собственности на землю, вопросы разграничения государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации (региональную собственность) и собственность муниципальных образований к настоящему времени не утратили своей актуальности и регулируются положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» 32 .
Частная собственность на землю российских граждан и юридических лиц как институт начала развиваться с 1990 г. Вместе с тем Земельный кодекс допускает возможность приобретения земельных участков в частную собственность не только гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, но и иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами, для которых федеральным законодательством установлены определенные ограничения. Например, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [54] содержит прямой запрет на приобретение земель такой категории иностранными гражданами и юридическими лицами.
Статья 27 Земельного кодекса РФ определяет состав земель, которые полностью изъяты из оборота либо ограничены в нем. В частности, не подлежат приватизации находящиеся в федеральной собственности земельные участки, на которых расположены такие природные объекты, как государственные природные заповедники и национальные парки.
Ограничены в обороте и фактически не подлежат приватизации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:
• в пределах особо охраняемых природных территорий (кроме указанных выше государственных природных заповедников и национальных парков, земли которых полностью изъяты из оборота);
• в пределах лесного фонда (кроме случаев, установленных федеральными законами);
• занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
• загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Согласно ст. 1.2 Закона РФ (в ред. Федерального закона от 03.03.1995 № 27ФЗ) «О недрах» [22] недра в границах Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. При этом вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Установлено, что участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. В то же время добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. При этом устанавливается, что пруды и обводненные карьеры в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, находятся соответственно в региональной, муниципальной и частной собственности.
Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 8 устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом установлено, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 4 Федерального закона «О животном мире» установлено, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью. При этом разграниче ние государственной собственности на животный мир на федераль ную собственность и собственность субъектов Российской Фе дерации должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом. Закон о животном мире допускает, что к федеральной собственности могут быть отнесены, в частности, объекты животного мира:
• редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
• обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
• населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации;
• подпадающие под действие международных договоров Рос сийской Федерации;
• отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
• естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» такие территории в зависимости от их статуса и функционального назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности 33 .
Право собственности на атмосферный воздух не устанавливается в силу специфических особенностей этого объекта охраны окружающей среды.
Источник
19. Право природопользования: понятие и виды
Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.
Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).
Виды права природопользования По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).
По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования .
Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.
Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.
Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.
Принципы права природопользования : его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер, устойчивость и платность.
По российскому законодательству субъектами права природопользования являются: российские граждане и их объединения; органы государственного управления; местного самоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства. Права и обязанности субъектов права пользования детально регламентированы законодательством.
Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду.
Источник