Помочь птицам зимой 2 класс

Поможем птицам зимой
методическая разработка (2 класс) на тему

Цели: знакомство с некоторыми зимующими птицами, с устройством кормушек и видами корма; формирование эстетических потребностей, чувства заботы о братьях наших меньших; формирование ответственности за сохранение биологического разнообразия.

Оборудование: презентация «Зимующие птицы», школьный словарик «Птицы России»; у учащихся – пакеты из-под молока ( по одному на парту), ножницы, линейка, карандаш, верёвка, цветные карандаши; листочки с опорными словами для составления обращения)

1. Организационный момент. Постановка цели занятия

— Ребята, предположите, о чём пойдёт речь на занятии? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем мы можем им помочь.)

— Многие зимующие птицы просят у человека помощи. Познакомимся с некоторыми из них. Для вас, ребята, загадки.

Щёголь, да и только! ( Щегол.)

— Ребята, чем же мы можем помочь птицам в наступающие холода? (Подкормить птиц).

— Почему птицам становиться труднее находить корм? (Потому что зимний день короткий, всё покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов).

— Да, в такую погоду очень много птиц погибает о холода и голода, не дожив до весны. Поэтому некоторые птицы летят ближе к жилью человека, здесь легче найти корм).

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Здесь и гам, и птичье пенье,

Отгадайте, это что? (Кормушка)

— Какой должна быть кормушка, какой должен быть корм ? (Ответы детей)

Давайте почитаем об этом в посланиях птиц.

Послание от щегла. (Слайд 1)

Послание от воробья. (Слайд 2)

Послание от синицы. (Слайд 3)

Послание от вороны. (Слайд 4)

Послание от снегиря. (Слайды 5, 6)

— Давайте сделаем вывод: какая кормушка удобна для птиц? (Ответы детей).

Посмотрим на коллекцию кормушек и выберем из них самые подходящие. (Слайд 7 «Кормушки»)

— Теперь выясним: какой корм подходит для птиц.

Пташки будут Вам благодарны за:

Ни к коем случае нельзя давать:

  • несолёное свежее сало
  • говяжий жир, мясо
  • топлёное масло
  • пшено, рис, овёс
  • подсолнечные семечки (несолёные и нежареные)
  • ягоды рябины, калины, боярышника
  • крошки хлеба
  • чёрный хлеб
  • чипсы
  • сладкие кукурузные хлопья
  • соленые, сладкие или жареные продукты

— Неподходящее угощение вызовет у птиц расстройство желудка, а зимой любая болезнь у пернатых неминуемо приведет к их гибели.

5. Практическая работа в группах «Кормушка своими руками».

Читайте также:  Какая есть птица синего цвета

— Посмотрите на слайд и составьте порядок действий для изготовления

( После завершения работы проводится выставка кормушек)

6. Птицы нужны нам, мы нужны птицам!

— Красота птиц, их пение приносят человеку радость. Но, кроме этого, огромную пользу птицы приносят садам, полям, лесам и городам.

1. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.

3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

5. Сова способна съесть за день 10 полевых, а за год около 1200 грызунов.

6. А кукушка за лето съедает до 270 тысяч крупных гусениц.

7. Многие птицы — санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.

7. Обращение к людям «Покормите птиц зимой!»

— Составьте обращение к людям «Покормите птиц зимой!», используя опорные слова.

(Добрые люди, маленьким птицам, выжить в холодные, снежные зимы, гибнет от голода, помогите пережить, поделитесь, будем очень благодарны, очистим, порадуем вас звонкими песнями, ваши меньшие друзья)

— Спасибо, ребята за плодотворную работу. А теперь мы идём в наш школьный сад, чтобы развесить кормушки.

Источник

Урок окружающего мира «Как помочь птицам зимой?» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

-Формировать умение ставить и решать учебные задачи на материале темы урока.

-Продолжить формирование общеучебных умений коммуникации (слушать учителя, друг друга).

-Воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи детей птицам.

Оборудование: учебник, хрестоматия, мультимедийный проектор

-Раз, два, три, четыре, пять — Урок пора нам начинать.

— Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас идёт время года? (Слайд) Зима доброй, заботливой хозяйкой пришла на землю: теплым одеялом накрыла растения, деревья и кустарники укутала в пушистые шубы, сберегла от леденящей стужи. Рады зимушке детишки, с нетерпением ждали ее прихода. Их веселый звонкий смех можно услышать на улице, на горках и катках. Только вот совсем не до веселья животным. Для них зима – суровое испытание. Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке? ( Дети делают предположения и выясняют, что на прошлом уроке речь шла о зверях, то сегодня – о птицах). Откройте учебники, переложите закладку на следующую страницу, скажите, правильное ли было ваше предположение. Исследуйте страницы разворота учебника. Как вы думаете, какой сегодня урок. (Дети высказываются по поводу типа урока: открытия новых знаний или повторения). Что Вам помогло сделать такой вывод? (Дети отвечают, что иллюстрации. Если ответы были, про урок повторения, учитель заостряет внимание на корме для птиц, разных птицах на кормушке и разных кормушках. Этим самым подводит детей к тому, что сегодня урок открытия знаний). Что будем открывать? (Как помогать птицам зимой) — Сформулируйте тему урока: Помощь птицам зимой.

Читайте также:  Какая птица издает звук трещотки

— Определите главную цель урока: Должны выяснить (уточнить, определить, понять), как мы можем помочь птицам зимой.

— Что для этого вы должны знать? (Какие птицы живут у нас зимой, как им живётся в зимнее время года, что они едят, как лучше кормить птиц)

— Рассмотрите внимательно иллюстрацию учебника и назовите тех птиц, которых вы видели у нас и летом, и осенью и встречали зимой (Воробей, сорока, ворона, дятел. Если дети не называют синицу, щегла, учитель говорит, что они тоже живут с нами, но только летом – в лесу.) Тех птиц, которые с нами живут постоянно называют зимующими птицами. Назовите птиц, которые к нам прилетают на зиму (Снегирь и свиристель). Таких птиц называют перелётными зимующими (зимующие гости).

— Я вам предлагаю игру «Узнай, кто – это?» (Слайд). Ребята в этой загадке мы вспомнили ещё об одной зимующей птице, о голубе. Где ночуют птицы зимой ? (под крышами, на ветках деревьев и др. ). Как ведут себя во время морозов? (птицы нахохливаются) . (Слайд) Почему это происходит?( дети дают свои варианты ответов, затем учитель подытоживает) . Для того чтобы согреться. Тепло сохраняют перья и воздух, который находится между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.

— В наших краях очень холодная зима. Почему люди не строят для птиц тёплые домики? ( Дети пытаются ответить. Очень хорошо, если они сами ответят, что страшнее не холод, а голод.) Действительно, для птиц страшнее голод. Зимой много птиц погибает от голода. Очень нелегко найти корм птицам за короткий зимний день. Одни раскапывают снег, стараясь добраться до земли, другие ищут корм на деревьях и кустах, третьи держатся поближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают , далее учитель читает статью из хрестоматии «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека» на стр.30.( Приложение 1) . Что нужно делать, чтобы птицы не замёрзли? (Подкармливать их) . Мы с вами в силах помочь птицам зимой? (Да) .Что для этого нужно?( Сделать кормушки для птиц и развесить их). Рассмотрите иллюстрацию на стр. 39. Из чего можно сделать кормушки? (Дети отвечают).

— Нужно ещё правильно развесить их. (Далее учитель вместе с детьми вырабатывает правила развешивания кормушек). Правила:

  1. Вешай кормушку в том месте, где меньше дует ветер, меньше снега
  2. Вешай на такой высоте, чтобы не достала собака или кошка
  3. Нельзя кормушку прибивать к дереву, её нужно привязывать или прикручивать

О каком правиле мы ещё забыли? (Если дети не отвечают, учитель наводящими вопросами, подводит детей к мысли о корме для птиц). Значит ещё одно правило: 4. Давай птицам правильный корм.

Читайте также:  Кормушки для птиц с чего можно сделать

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38 и скажите, какой корм едят зимующие птицы (Дети перечисляют). Для птиц различных видов нужны различные корма. (Учитель читает статью из хрестоматии стр.34(Приложение 3) и демонстрирует слайды )

— Но почему-то очень многие птицы любят ягоды рябины. (Слайд ) Как вы думаете, почему? (Очень богата витаминами ). (Далее учитель читает статьи из хрестоматии «Тайны рябинового пира» и «Почему свиристели падают зимой в обморок» стр.32-33 (Приложение 4, 5).

— Вот такое необычное поведение. А ещё существуют народные приметы, связанные с поведением птиц. (Учитель проговаривает)

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

— Сейчас, ребята, мне хочется вас проверить. Как вы запомнили, какой корм любят птицы. (Учитель показывает кусочек сала, семена подсолнечника, тыквы и арбуза, хлебные крошки, ягоды рябины. Дети называют тех птиц, которые это любят). Как называются все эти птицы? (Зимующие) Зачем нужно подкармливать птиц? (Птицам страшнее не холод, а голод. Чтобы не погибли) А почему мы так беспокоимся о жизни птиц? (Дети начинают говорить о пользе птиц, учитель должен выслушать каждого ребёнка: красивое пение и оперение, уничтожают вредителей растений, переносят семена растений ) Птицы приносят огромную пользу, поэтому им нужно помогать . (Слайд) ( Далее выходит к доске заранее подготовленный ученик и читает наизусть стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой») (Приложение 6 )

— Наш урок подошёл к концу. Что открыли для себя на уроке (Дети отвечают: «Я открыл…»Выслушивать ответы, пока не прозвучит: «Я открыл, как помочь птицам зимой» ). Как вы можете помочь птицам зимой (сделать кормушки и подкармливать). Сделайте дома кормушки и развесьте их, соблюдая все правила. И, конечно же, подкармливайте птиц, которые будут прилетать к вам в гости.

Мне очень понравилось, как вы все сегодня рассуждали, как высказывали своё мнение, к какому пришли выводу.

А теперь вы поделитесь своими впечатлениями от урока (Кто-то говорит, что ему понравилась или не понравилось, кто-то – что удалось или не удалось)

Урок окончен. Всем спасибо.

Список используемой литературы

  1. Ковалько В.И. Школа визминуток:практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005
  2. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.:Просвещение, 1992
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А.. Окружающий мир: учебник. — М.: Академкнига / Учебник, 2010.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А.. . Окружающий мир: хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, 2010.

Список электронных ресурсов

Источник

Оцените статью