Конспект открытого урока «Как зимой помочь птицам?»
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Тема: Как помочь птицам зимой.
Цель проекта : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
— формировать интерес к изучению родной природы;
— понимать важность заботы о зимующих птицах;
— повышать уровень мотивации учебной деятельности.
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2) Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
— перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
— наблюдать и делать выводы;
— знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
— работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Продолжительность: 1 урок — 40 минут.
Технологии: системно-деятельностное обучение;
Структура урока:
1. Организационное начало урока.
2. Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание.
· Изучение нового материала
· Первичное закрепление учебного материала
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Методы обучения:
· По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный
· По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)
Формы организации познавательной деятельности:
Система контроля:
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Предварительная работа:
· На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.
· На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».
· Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения, узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.
· Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.
· Итогом данной работы — стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.
· Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся — цветные фишки, учебник и рабочая тетрадь к учебнику.
· ТСО (интерактивная доска, презентация)
· Три тарелки с кормом для птиц
· выставка рисунков и поделок птиц
Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:
Организационный момент
Встаньте, дети, не ленитесь.
Все мне дружно улыбнитесь.
-Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас? (окружающий мир)
-Что нам нужно на этом уроке? (учебник, рабочая тетрадь, пенал, подставка, карандаши)
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним как нужно работать в группах? (Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)
Мотивация к учебной деятельности
— Ребята, какое время года сейчас? (зима)
— А какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег)
— А зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
— Молодцы, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, к нам придет гость. Нам нужно подготовиться к встрече с ним. Для этого он приготовил нам задание. Игра называется «третий лишний».
— Посмотрите на слайд. Кого убрали и почему? (бабочку, потому что она не птица)
— Верно! Давайте вспомним, чем птицы отличаются от других групп животных. (У них есть крылья, клюв, умеют летать, тело покрыто перьями)
— А какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых)
— Молодцы. А кто сейчас лишний и почему? (ласточка, потому что ее сейчас не увидишь, она улетает на зиму)
— Как называются такие птицы? (перелетные)
— Что нужно птицам для жизни? (пища, вода, воздух, свет, тепло)
— В какое время птицам особенно тяжело? Почему? (трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)
— С утра до вечера они ищут пропитание, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
— Как думаете, о чем сегодня мы поговорим? (о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).
— Верно. Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?»
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
— Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие пищи и холод.
— Так почему же ласточки улетают в теплые края? (Чтобы найти корм)
— Ласточки питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, поэтому они улетают на юг.
— Так как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелетные)
— К перелетным птицам относятся стрижи, ласточки, гуси, утки, лебеди. Но зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. К ним относятся сорока, ворона, голубь, воробей. Они обитают вблизи человека, зависят от него.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Такие птицы называются кочующими.
К ним относятся синица, снегирь, свиристель, грач, дятел.
— Пока мы ждем нашего гостя, он приготовил для нас еще одно задание. Поработаем в парах. Разделите птиц на две группы. Красным цветом обозначьте перелетных птиц, а зеленым зимующих.
— Ребята, существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами. Наш гость уже вот-вот придет, поэтому нам нужно разделиться на группы и выполнить последнее задание. Собрав рисунок птицы (синица, снегирь, свиристель) вы узнаете как называется ваша группа.
— И так, капитаны, представьте, пожалуйста, название ваших команд.
После представления детям раздаются эмблемы.
Появляется Василиса Олеговна. Представляется.
-Я очень рада прийти к вам в гости!
-О.В. рассказала мне, что у вас сегодня очень интересный урок, а вот тему я забыла. Кто мне подскажет какую же тему вы сегодня проходите (зимующие птицы)
— Да! Тема действительно интересная. Значит про птиц вы знаете всё.
— А скажите тогда пожалуйста, чем же питаются птицы? (зерно, семена, насекомые)
-Но ребята у нас же сейчас зима! А почему птицы не улетели?
(потому что они зимующие)
Даа .. сложно птицам зимовать. Все зерна, семена и насекомые – под снегом.
-У меня появилась хорошая идея! Как мы можем помочь нашим птичкам, которые остаются с нами на зиму.
— Послушайте и отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Птиц зерном и хлебом. (кормушка)
-Именно кормушку мы сегодня и будем с вами украшать.
Мы кормушку смастерили
ВО достаёт из сумки кормушки. Дети рассматривают их.
— Вот такие кормушки я сегодня вам принесла, но украсить не успела.
-Ребята, а вы мне поможете их украсить?
— Обратите внимание, что кормушки могут как привлекать, так и отталкивать разные виды птиц. Например, синицы, привыкшие балансировать на тонких ветвях, без труда пристроятся у подвесной кормушки с точкой опоры. Эти птички любят лакомиться семенами подсолнечника и несоленым салом. А вот снегирям и свиристелям такое неустойчивое сооружение не понравится, они предпочитают просторные домики. В качестве лакомства они любят ягоды рябины и боярышника. Снегири могут полакомиться в кормушке со стенками, а свиристели в ограниченное пространство залетать не рискнут, им нужна кормушка без стен. НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ.
— А вы я вижу разделились на команды.
— Предлагаю каждой команде выбрать кормушку, которая подойдет именно вашей птичке.
— Сначала нам с вами нужно украсить кормушки. После чего мы выберем и корм для птичек.
— Но перед тем, как начать, предлагаю немножко отдохнуть.
— Всё на улицу глядят,
(поднимаются на носочках)
(машут руками как крыльями)
Практическая работа
— У вас у каждой команды своя кормушка. Ваша задача украсить аппликацией кормушки.
— На столе также стоит клей и кисточки, в конверте лежат украшения для наших изделий.
-Я думаю не будем терять время и приступим к работе!
Пока учащиеся украшают кормушки, комиссия раскрашивает изображения птичек.
-Ну что я смотрю все команды закончили украшать!
-Думаю получилось очень красиво!
-ОВ Да очень нарядно вышло!
— Теперь предлагаю капитанам команд, рассказать для какой птицы кормушка и какой корм ей нужен. Рисунки комиссии прикрепляются к кормушкам.
— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос, а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.
В 1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
О 2. Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы? (-)
В 3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
О 4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
В 5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)
Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы!
Подведение итогов урока
— Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:
— Продолжите любое из этих предложений.
— Урок окончен. Большое всем спасибо за ваше активное участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа — это наш родной дом. Пусть наши кормушки напоминают нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. А кормушки, которые сегодня мы с вами сделали обязательно повесим на школьном дворе!
-Посмотрите, как птички выражают нам благодарность своим пением.
ВО раздаются сладкие призы.
— Птички очень рады! И в знак благодарности передали вам угощение.
Источник