Помогите птицам зимой урок

Конспект открытого урока «Как зимой помочь птицам?»

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Тема: Как помочь птицам зимой.

Цель проекта : Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

— формировать интерес к изучению родной природы;
— понимать важность заботы о зимующих птицах;
— повышать уровень мотивации учебной деятельности.

1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
2)
Правильно подбирать корм для птиц;
3) Уметь изготовить простейшую кормушку;
4)
Знать правила подкормки птиц.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

— перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
— наблюдать и делать выводы;
— знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
— работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.

Коммуникативные УУД:

— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Продолжительность: 1 урок — 40 минут.

Технологии: системно-деятельностное обучение;

Структура урока:

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание.

· Изучение нового материала

· Первичное закрепление учебного материала

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Методы обучения:

· По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный

· По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах)

Формы организации познавательной деятельности:

Система контроля:

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.

Предварительная работа:

· На уроках изобразительного искусства ученики рисуют птиц.

· На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Птицы».

· Проводятся экскурсии и прогулки с целью наблюдения, узнавания и охраны птиц, живущих в данной местности.

· Изучения литературы и заучивание стихотворения о птицах.

· Итогом данной работы — стенгазета «Птицы – наши друзья» и кормушка.

· Учебник «Окружающий мир», 1 класс, автор А.А. Плешаков; у учащихся — цветные фишки, учебник и рабочая тетрадь к учебнику.

· ТСО (интерактивная доска, презентация)

· Три тарелки с кормом для птиц

· выставка рисунков и поделок птиц

Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

Организационный момент

Встаньте, дети, не ленитесь.

Все мне дружно улыбнитесь.

-Девочки, мальчики, садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас? (окружающий мир)
-Что нам нужно на этом уроке? (учебник, рабочая тетрадь, пенал, подставка, карандаши)
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Читайте также:  Оригами для 3 класса птицы

Сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним как нужно работать в группах? (Дружно, сообща. Разговаривать можно, но тихо.)

Мотивация к учебной деятельности

— Ребята, какое время года сейчас? (зима)

— А какие признаки зимы вы знаете? (холодно, идет снег)

— А зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

— Молодцы, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок, к нам придет гость. Нам нужно подготовиться к встрече с ним. Для этого он приготовил нам задание. Игра называется «третий лишний».

— Посмотрите на слайд. Кого убрали и почему? (бабочку, потому что она не птица)

— Верно! Давайте вспомним, чем птицы отличаются от других групп животных. (У них есть крылья, клюв, умеют летать, тело покрыто перьями)

— А какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых)

— Молодцы. А кто сейчас лишний и почему? (ласточка, потому что ее сейчас не увидишь, она улетает на зиму)

— Как называются такие птицы? (перелетные)

— Что нужно птицам для жизни? (пища, вода, воздух, свет, тепло)

— В какое время птицам особенно тяжело? Почему? (трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом)

— С утра до вечера они ищут пропитание, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?

— Как думаете, о чем сегодня мы поговорим? (о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).

— Верно. Тема нашего урока: «Как зимой помочь птицам?»

Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)

— Птицы могут сохранять активность в холодное время года, но при этом нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому некоторые птицы оставляют заснеженные родные места, отправляясь на зимовку в теплые страны. Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие пищи и холод.

— Так почему же ласточки улетают в теплые края? (Чтобы найти корм)

— Ласточки питаются насекомыми, а зимой насекомых нет, поэтому они улетают на юг.

— Так как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелетные)

— К перелетным птицам относятся стрижи, ласточки, гуси, утки, лебеди. Но зимой не весь птичий мир покидает родину, некоторые мирятся со снегами и морозами. Таких птиц называют зимующими. Это в основном те, кто питается плодами и семенами. Птицы, которые круглый год находят на родине подходящие условия для существования, и не совершают перелетов, называются оседлыми. К ним относятся сорока, ворона, голубь, воробей. Они обитают вблизи человека, зависят от него.

Читайте также:  Аллергия от волосков птицееда

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Такие птицы называются кочующими.

К ним относятся синица, снегирь, свиристель, грач, дятел.

— Пока мы ждем нашего гостя, он приготовил для нас еще одно задание. Поработаем в парах. Разделите птиц на две группы. Красным цветом обозначьте перелетных птиц, а зеленым зимующих.

— Ребята, существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые занимаются этой наукой, называются орнитологами. Я предлагаю вам побыть сегодня такими маленькими учеными орнитологами. Наш гость уже вот-вот придет, поэтому нам нужно разделиться на группы и выполнить последнее задание. Собрав рисунок птицы (синица, снегирь, свиристель) вы узнаете как называется ваша группа.

— И так, капитаны, представьте, пожалуйста, название ваших команд.

После представления детям раздаются эмблемы.

Появляется Василиса Олеговна. Представляется.

-Я очень рада прийти к вам в гости!

-О.В. рассказала мне, что у вас сегодня очень интересный урок, а вот тему я забыла. Кто мне подскажет какую же тему вы сегодня проходите (зимующие птицы)

— Да! Тема действительно интересная. Значит про птиц вы знаете всё.

— А скажите тогда пожалуйста, чем же питаются птицы? (зерно, семена, насекомые)

-Но ребята у нас же сейчас зима! А почему птицы не улетели?

(потому что они зимующие)

Даа .. сложно птицам зимовать. Все зерна, семена и насекомые – под снегом.

-У меня появилась хорошая идея! Как мы можем помочь нашим птичкам, которые остаются с нами на зиму.

— Послушайте и отгадайте загадку.

Что за стол среди берез

Птиц зерном и хлебом. (кормушка)

-Именно кормушку мы сегодня и будем с вами украшать.

Мы кормушку смастерили

ВО достаёт из сумки кормушки. Дети рассматривают их.

— Вот такие кормушки я сегодня вам принесла, но украсить не успела.

-Ребята, а вы мне поможете их украсить?

— Обратите внимание, что кормушки могут как привлекать, так и отталкивать разные виды птиц. Например, синицы, привыкшие балансировать на тонких ветвях, без труда пристроятся у подвесной кормушки с точкой опоры. Эти птички любят лакомиться семенами подсолнечника и несоленым салом. А вот снегирям и свиристелям такое неустойчивое сооружение не понравится, они предпочитают просторные домики. В качестве лакомства они любят ягоды рябины и боярышника. Снегири могут полакомиться в кормушке со стенками, а свиристели в ограниченное пространство залетать не рискнут, им нужна кормушка без стен. НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ ПИЩУ И РЖАНОЙ ХЛЕБ.

Читайте также:  Люблино птичий рынок автобус

— А вы я вижу разделились на команды.

— Предлагаю каждой команде выбрать кормушку, которая подойдет именно вашей птичке.

— Сначала нам с вами нужно украсить кормушки. После чего мы выберем и корм для птичек.

— Но перед тем, как начать, предлагаю немножко отдохнуть.

Всё на улицу глядят,

(поднимаются на носочках)

(машут руками как крыльями)

Практическая работа

— У вас у каждой команды своя кормушка. Ваша задача украсить аппликацией кормушки.

— На столе также стоит клей и кисточки, в конверте лежат украшения для наших изделий.

-Я думаю не будем терять время и приступим к работе!

Пока учащиеся украшают кормушки, комиссия раскрашивает изображения птичек.

-Ну что я смотрю все команды закончили украшать!

-Думаю получилось очень красиво!

-ОВ Да очень нарядно вышло!

— Теперь предлагаю капитанам команд, рассказать для какой птицы кормушка и какой корм ей нужен. Рисунки комиссии прикрепляются к кормушкам.

— А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.

Я читаю вопрос, а хлопаете, если согласны « +», и топаете если нет «-«.

В 1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

О 2. Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы? (-)

В 3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

О 4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

В 5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)

Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы!

Подведение итогов урока

— Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

— Продолжите любое из этих предложений.

— Урок окончен. Большое всем спасибо за ваше активное участие и пусть наша встреча будет началом вашей заботы о сохранении родной природы. Ведь природа — это наш родной дом. Пусть наши кормушки напоминают нам обо всех птицах, нуждающихся в нашей помощи. А кормушки, которые сегодня мы с вами сделали обязательно повесим на школьном дворе!

-Посмотрите, как птички выражают нам благодарность своим пением.

ВО раздаются сладкие призы.

— Птички очень рады! И в знак благодарности передали вам угощение.

Источник

Оцените статью