Помощь перелетным птицам весной

Помощь перелетным птицам весной

Автор: Яркова Людмила Алексеевна

Организация: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида 50

Населенный пункт: Ивановская область, г. Иваново

Цель: развитие эмоциональных и духовных связей между детьми, педагогами и родителями.

— создание радостного настроения;

— воспитывать любовь к близким , стремление заботится о них;

— создание позитивного микроклимата в группе;

— привитие любви и уважения к животному миру края;

— формирование гуманных межличностных отношений дошкольников со сверстниками и взрослыми;

— создание положительной эмоциональной среды общения детей друг с другом, с взрослым;

— закрепление семейных устоев;

Оборудование : презентация «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», карточки задания, запись голосов птиц, разрезные картинки, пластилин, дощечки для лепки, салфетки, бумажные заготовки, магнитофон.

Предварительная работа: Изготовление семьями кормушек.

Цель: Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время

  • Закрепить знания дошкольников по орнитофауне Ивановского края.
  • Способствовать привитию любви к животному миру края.
  • Развивать познавательный интерес.

Оборудование: презентация «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», листовки в защиту зимующих птиц, карточки задания, запись голосов птиц.

Ход мероприятия

Инсценированное выступление «Доживем до весны».( в роли воробья- воспитатель, в роли синицы и сороки – родители)

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик — чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.

Сорока возмущенно:
Чик — чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Читайте также:  Алконост сирин гамаюн райские птицы

Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно! [1]

Ведущий( воспитатель) :

— Мы рады приветствовать всех кто собрался в этом зале на наш праздник, посвященный зимующим птицам нашего края. Пришла зима — спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.

Как мы можем помочь птицам? (ответы детей)

— Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашего города, а они подготовили для вас свои задания.

1 Конкурс: конкурс «Собери и узнай птицу»

Играют две команды: из разрезных карточек собирают и называют птицу.

Ведущий: — А каких еще птиц можно встретить зимой на улицах нашего города?

Ведущий читает стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видать тяжело!
А ведь в вашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Ведущий: — А теперь немножко разомнемся (физкультминутка)

Зарумянились кустарники не от утренней зари (пощипывают щеки)

Это красные фонарики засветили снегири («фонарики»)

Чистят перышки пунцовые («чистят перышки»)

Воду пьют из родника («пьют воду»)

Переливы бубенцовые (хлопают в ладоши)

Ведущий: — Строчки из стихотворения А. Яшина призывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?!

2 конкурс: «Птичья столовая»(играют родители)

3 конкурс: «Загадки о птицах «.(играют дети с родителями)

Ведущий: — Птицы приготовили загадки о себе, каждая команда по очереди отгадывает загадку.

1. Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

2. Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.

Не боится он простуды — с первым снегом тут как тут.

3. Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет

Хочет сделать шажок — получается прыжок.

4. Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка.

5. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?

Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.

6. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня на наш праздник мы пригласили сотрудника центральной детской библиотеки. Вас ждет увлекательный рассказ о зимующих птицах.

Читайте также:  Зачем птицы принимают песочные ванны

4 конкурс «Птичья викторина» (играют родители)

1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?

(температура тела воробья — постоянная)

2. Почему снегиря назвали снегирем?

3. Какая птица выводит своих птенцов зимой?

4. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом?

5. Почему поползня называют лесным акробатом?

(перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой)

6. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком?

7. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов?

8. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

(образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)

9. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег?

10. Почему основная масса птиц Ивановского края улетает с наступлением зимы в теплые края? (нехватка корма)

5 конкурс «Раскрась птицу»(пластилинография)

Участвуют дети и родители.

8 конкурс «Музыкальный»( дети исполняют танец «Птицы мои птицы»)

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые взрослые. В нашей группе был объявлен конкурс «Кормушка». Вы активно и творчески подошли к этому конкурсу и вот его результаты.( показ кормушек)

— Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и кормить птиц.

  1. Кухтина А.Л. Помоги зимующим птицам. Методические рекомендации к проведению месячника. Комсомольск- на- Амуре: Агора, 2005.
  2. Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко — М.: Просвещение, 1988.
  3. Картинки яндекс.

Источник

Развивающие занятие «Как помочь перелетным птицам»

Цель: научить детей отличать перелетных птиц от зимующих.

· воспитывать любовь к природе и окружающему миру;

· развитие логического мышления младших школьников.

Презентация по теме «Птицы».

Воспитатель в краткой беседе говорит о временах года и о птицах. Затем начинает занятие .

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Послушайте новые загадки и попробуйте отгадать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Из травы и глины. (Ласточка.)

Кто без нот и без свирели

Название каких птиц вы запомнили, отгадывая загадки?

(Дети называют птиц, которых запомнили).

Можно ли всех этих птиц увидеть у кормушки?

Вы загадали загадки о зимующих и перелетных птицах. Такие птицы, как грач, стриж, ласточка и соловей, зимой не могут встретиться.

Какие птицы улетают на юг?

Ласточка, соловей, скворец, грач, стриж.)

Какие птицы называются зимующими?

Снегирь, синичка, воробей, голубь, ворона, сорока.

Почему птицы улетают на юг?

Птицы не могут переносить холод, поэтому они улетают на юг.

Воспитатель предлагает провести физкультминутку.

Дети около парт имитируют прыжки воробья.

Дети садятся за парты и низко опускают головы.

Мы уже составляли рассказ о зимующих птицах. Сегодня попробуем составить рассказ о любой птичке, которая есть на слайдах. Но есть одно правило. Описывая внешний вид птицы, нельзя ее называть.

Отгадайте, о какой птичке я вам сейчас расскажу.

Эта птичка прилетает на лето, она любит тепло и солнышко. Птенчиков выводит в гнездышке, которое сама лепит под крышей домов, но чаще всего эти птички строят гнездо около рек. У них белая грудка, черная головка, черные крылышки, хвостик раздвоенный и похож на острый уголок.

Читайте также:  Джотто ди бондоне проповедь птицам

О какой птичке я загадала загадку?

А теперь попробуйте рассказать о любой птичке, а я отгадаю.

Учащиеся составляют загадки описательного характера, а воспитатель помогает им наводящими вопросами.

— Какого цвета грудка, крылышки?

Воспитатель заслушивает загадки о птицах.

Экологический словарь

Воспитатель предлагает учащимся прослушать краткий экологический словарь и отгадать, к зимующим или перелетным птицам относятся приведенные примеры птиц.

А вот некоторые ученые думают, что слово «воробей» восходит к древней основе вор -. От нее образованы такие слова, как ворота, забор.

Наверное, за то воробей получил свое название, что издавна вертелся возле человеческого жилья.

Городской воробей – страшный забияка и драчун: поет неважно, но весну встречает радостным неугомонным чириканьем. Порой мы не замечаем воробьев, а ведь они особенные: эти самые многочисленные птицы нашей планеты. А вот поймать воробья нелегко.

А как же здесь: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»? Выходит, поймать воробья все – таки можно? Но дело тут в слове, а не в воробье. Очень – очень трудно – да еще второй раз! – воробья, но невозможно вернуть сказанное слово.

Существует и такое шутливо – разговорное выражение: «Воробью по колено». Ну, но тут и комментарии излишни. Маленький он, воробьишка.

Известная персона. Кто она.

Ворон и ворона – птицы разные, хоть и очень похожие. Ворон гораздо крупнее вороны, и оперение его синевато – черное. Вороны же бывают и черными и серыми.

Упоминание о вороне вы найдете и в былинах, и в сказках, и в песнях. Черный ворон – предвестник беды, мрачный вестник смерти. Тут не до шуток, не до иронии. На долю вороны пришлось немало колоритных выражений! «Проворонил» — так скажут о человеке, который по рассеянности и несообразительности прозевал подходящее дело, полезное начинание, позволил себе провести (вспомните, у И. Крылова: «Ворона каркнула во все воронье горло, сыр выпал…). «Эх, ворона ты, ворона» — иногда и такое можно услышать про растрепу – растяпу.

Но на самом деле вороны – птицы очень расторопные, своего не упустят: «Сокол с места – ворона на место». Могут они и подраться, и поскандалить, такой иногда крик поднимут из – за пустяка, а потом вдруг возьмут и разлетятся в разные стороны. Несерьезно это выглядит. Не случайно о том, на кого нельзя положиться, на кого нельзя рассчитывать, говорят: «Эта ворона не оборона». А вот «белой вороной» называют человека, резко отличающегося от окружающих, «не от мира сего», возможно, одаренного или даже талантливого, но странного, непонятного, «не как все».

«Разминка – запоминалка»

Если вы внимательно слушали наш разговор, то вы без труда отгадаете несколько старых русских загадок о птицах:

Белый как снег, надутый как мех, лопатами ходит, а рогами ест.

Пестрая крякушка ловит лягушек.

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.

Посреди деревьев кузнецы куют.

Черный, проворный, кричит «Крак!», червякам враг.

Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель еще раз показывает слайды с изображением перелетных птиц. Дети делают вывод, что эти птицы любят теплый климат и в голодное время года улетают в теплые края.

Источник

Оцените статью