Поможем нашей природе вместе

Конспект воспитательного часа на тему: «Все вместе поможем природе».

Цели: Сформировать у учеников знания о разнообразных видах деятельности людей по защите природы, вызвать желание к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Продолжительность : 40 минут. Класс 2.

Оборудование. Выставка детских рисунков, фотоплакат, посвященный экологической деятельности людей; кормушки; плакаты на тему охраны природы; сочинения детей «Забота о природе», карточки с кроссвордами, плакат «Как правильно сажать деревья», телевизор.

Методические рекомендации: использовать как внеклассное мероприятие

по экологическому воспитанию, дети готовят стихи на карточках, рисунки на тему «Все вместе поможем природе», пишут сочинения «Забота о природе».

Начало: звучит песня «Пусть бьется всегда зеленое сердце природы» Л. Мохова. (Ученики смотрят видеоклип и слушают песню)

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы — дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

На доске плакат «Как правильно сажать деревья». (дети рассматривают плакат). Кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки деревьев.)

Учитель: Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М. Миршакаров)

Учитель: Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

Как вы понимаете пословицу: «Много леса — береги, мало леса — не губи, нет леса — посади?» (ответы учеников).

Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе? (ответы учеников)

Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е. Благинина)

Читайте также:  Назовите все известные вам природные ресурсы

Учитель: А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных карточках, и прочитать их.)

У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П. Воронько)

Учитель: Ранней весной можно увидеть такую картину.

Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф. Сологуб)

Учитель: Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, — ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Ученик 5: Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В. Суслов)

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином.

Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях — растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Ученики читают выдержки из своих сочинений.)

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Учитель: Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О. Высоцкой.

Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда.
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.

Учитель: Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)

Читайте также:  Полисахариды природные высокомолекулярные соединения

Кроссворд. «Названия птиц, оканчивающихся на КА»

На каждую парту учитель кладет карточку с кроссвордом, какая команда (работа в парах) быстрее всех заполнит, правильно отгадав загадки, получает приз.

1. Промысловая водоплавающая птица. (Утка)

2. Самая обычная птица, живущая рядом с человеком. (Галка)

3. Водяной воробей – птичка «подводник». (Оляпка)

4. Птица, откладывающая яйца в чужие гн ё зда . укушка )

5. Деревенская и городская быстрокрылая. (Ласточка)

6. Домашняя певчая птичка с Канарских островов. (Канарейка)

7. Серенькая птичка с ч ё рной головкой и грудкой , белым брюшком , при беге трясущая длинным хвостиком . рясогузка )

Найдутся дела у школьников и летом.

А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе? (ответы детей)
Учитель:

Летом взрослые и дети на своих огородах борются с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву — из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.

Какие вы знаете сорные растения? Отгадайте о них загадки.

Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник)

Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник)

Только тронь и отдернешь ладонь,

Обжигает трава, как огонь! (Крапива)

В поле, огороде — прямо беда!
Глушит посевы сорняк … (Лебеда)

Я расту на огороде
И на поле, на природе.
Самый злостный я сорняк,
Извести меня никак. (Осот)

Ученик 7 Крапива — коварная трава.

Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых — всех кусает,
Никого не пропускает!

Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая —
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь —
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т. Белозеров)

Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Ответы учеников),

Сохранение богатств природы:

Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома, макулатуры, стекла.

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.

Читайте также:  Жизненные силы от природы

Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? (ответы учащихся). Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л. Никитина в своем рассказе «радостные минуты». (Учитель читает рассказ)

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»

Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается просмотром видеоклипа на гимн Рачковой Е.В. «Экология» . (Ученики смотрят видеоклип и слушают песню).

Сведения об авторе: Якут Ирина Александровна, МОУ «Школа №82

Города Донецка, учитель начальных классов, 071-311-38-92, 13 ego @ mail . ru – личный. Zosh82@mail.ru – школа.

Список использованной литературы

  1. Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
  2. Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – № 8.
  3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – № 3.
  4. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Воронченко У.В. Экологическая катастрофа пруда , Москва, 2019

Список источников информации

2. Л. Никитина рассказ «Радостные минуты».

Источник

Оцените статью