Понятие брака правовая природа кратко

Понятие и правовая природа брака

Обращаясь к семантической основе термина “брак”, следует отметить, что данное слово происходит от древнеславянского “борочити”, что означает отчуждать что-либо негативное и отбирать лучшее 1 . Этим, в частности объясняется двойственность значения рассматриваемой категории, с одной стороны, воспринимаемой как союз мужчины и женщины, порождающий родственные отношения, с другой – в качестве определения чего-либо некачественного, требующего доработки, исправления или изъятия 2 .

В большинстве других родственных русскому языку такого явления не существует. Например, у многих славянских народов – украинского, белорусского, польского, чешского – брачный союз определяется словом “шлюб” от древнеславянского термина “сълюбъ” – торжественное обещание, “слюбытись” – означает договориться 3 .

Ныне действующий СК РФ, как, впрочем, и предшествующие ему акты, действовавшие на территории страны, не содержит легального определения термина “брак”.

В учебной и научной литературе по семейному праву отмечается, что понятие “брак” может употребляться как в социологическом смысле, так и в юридическом значении 4 .

В социологическом смысле под браком понимается “исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и детям” 5 , или как “союз между двумя лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе” 6 .

В юридическом смысле отсутствует единое понимание брака.

В дореволюционный период Г.Ф. Шершеневич определял брак как “союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном согласии и заключенный в установленной форме” 7 . Д.И. Мейеру брак представлялся как “союз двух лиц разного пола, основанный на чувстве любви, который имеет назначением – пополнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола” 8 , а также как “союз…, удовлетворяющий известным юридическим условиям и дающий известные гражданские последствия” 9 .

Предложенные понятия брака, несмотря на то, что подвергались критике в советском семейном праве, явились определяющими для последующего обоснования точек зрения именно как на добровольный союз мужчины и женщины.

В послереволюционный период появились понятия так называемого “социалистического брака”, в которых подчеркивались свобода и добровольность как его отличительные особенности от “брака буржуазного”. Одновременно констатировался тот факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка 10 . При этом подчеркивалось, что брак не может быть договором или сделкой, а является “юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи и порождающим взаимные права и обязанности и имеющим целью рождение и воспитание детей” 11 . В определении А.И. Пергамент было добавлено лишь слово “равноправный” 12 , а Г.К. Матвеев подчеркнул, что это — “в принципе пожизненный союз” 13 . Причем такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран (например, § 1353 Гражданского уложения Германии) 14 .

Читайте также:  Виды природных экосистем биосфера

В современной юридической литературе встречаются следующие определения брака.

По мнению Л.М. Пчелинцевой, “брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи” 15 .

А.М. Нечаева подчеркивает, что “брак – это:

  • союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия;
  • форма отношений между лицами разного пола;
  • своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства” 16 .

С точки зрения М.В. Антокольской, “соглашение о заключении брака по своей природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором”. При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак “как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имущественная сделка”. Однако сама же Антокольская М.В. отмечает, что большинство ученых-правоведов в РФ не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязанности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака – не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т.п. 17 .

Солидаризируясь с М.В. Антокольской о договорной природе брака, Тарусина Н.Н. настаивает на семейно-правовой, вполне суверенной от гражданско-правовой, природе брачного отношения 18 .

Леженин В.Н. указывает, что соглашение о заключении брака по некоторым элементам схоже с гражданско-правовым договором, но имеет свою специфику, связанную с особенностями семейных правоотношений 19 .

Артемов Г.А. утверждает, что брак представляет сложную систему отношений, имеющую в широком понимании этого слова договорную природу, основанную на соглашении брачующихся, которое влечет за собой возникновение как юридических, так и неюридических последствий 20 .

Матвеева Н.А. полагает, что перечисленные выше подходы к пониманию брака как союза и как специфического гражданско-правового договора не противоречат друг к другу и отмечает, что по своей природе брак является договорным союзом мужчины и женщины, поскольку основывается на взаимном волевом их соглашении, вступающим в силу после его государственной регистрации 21 .

Таким образом, все имеющиеся точки зрения по вопросу о правовой природе брака в наиболее общем виде можно свести к пониманию брака как таинства, как института особого рода (sui generis) и как договора.

С точки зрения религии “брак представляется учреждением, состоящим под покровительством божества; по учению православной церкви – даже учреждением, совершаемым с его участием, таинством” 22 .

В католицизме сегодня брак рассматривается как “союз двух людей на всю жизнь”. Православие определяет брак как таинство, в котором при свободном перед священником и церковью обещании брачующимися об их взаимной супружеской верности, благославляется их супружеский союз в образе духовного союза Христа с церковью и опосредованно дается благословение на рождение и христианское воспитание детей. Ислам рассматривает брак не как некое “таинство”, а как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путем развода. Супружеский союз рассматривается как средство достижения успокоения души 23 .

Читайте также:  Какие есть природные ориентиры

Концепция брака как института особого рода имела немало сторонников в России, как в прошлом, так и в настоящем. Ее приверженцы отказываются от признания доминантной роли контрактной природы брака. Авторы отражают в своих определениях брачного союза совокупность основных условий, при наличии которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер и влечет все последствия юридически оформленного брака. Ученые, придерживающиеся данной точки зрения, считают, что соглашение о заключении брака нельзя признавать гражданско-правовым договором и в понятии брак ключевым словом выступает слово “союз”.

И, наконец, третья концепция, которая в последнее время становится все более распространенной, это представление о браке как договоре. Договорная теория базируется, прежде всего, на трех постулатах, создающих образ брака-договора: требованиях к его форме и условиях действительности; возможности получения возмещения убытков в результате расторжения брака, а также права уйти от законного имущественного режима и предусмотреть договорный режим 24 .

На наш взгляд, брак не следует отождествлять с гражданско-правовым договором. Как верно отмечал О.С.Иоффе, цель вступления в брак – желание лиц получить государственное признание созданного союза, основа которого – взаимная любовь и уважение. Как только эта основа будет подорвана, брак может прекратиться в любое время, что невозможно в гражданско-правовых сделках 25 .

Таким образом, мы солидарны с представителями тех ученых, которые рассматривают брак как союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи, с соблюдением требований закона об условиях и порядке заключения брака, и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Аналогичные определения брака содержатся в украинском и белорусском семейном законодательстве. Так, согласно п. 1 ст. 21 СК Украины браком считается семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в государственном органе регистрации актов гражданского состояния. А ст. 12 КоБС Беларуси определяет брак как добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности 26 .

Полагаем, опыт наших соседей может быть позаимствован российским законодателем. Наличие в СК РФ понятия брака, содержащего все его основные признаки, способствовало бы более правильному пониманию брачных правоотношений.

Источник

Понятие, правовая природа и признаки брака. Фактические брачные отношения.

Брак можно определить как юридически оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для супругов личные и имущественные права и обязанности.

Читайте также:  Какую природу имеет общение

Юридические признаки брака — это отраженные в законе его характерные черты. К ним относятся следующие:

  • брак может быть заключен только между мужчиной и женщиной;
  • для заключения брака необходимо наличие свободного добровольного волеизъявления лиц, вступающих в брак;
  • брак — это равноправный союз;
  • брак должен быть юридически оформлен: зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
  • целью брака является создание семьи, в противном случае брак признается недействительным;
  • регистрация брака, наряду с другими юридическими фактами, влечет возникновение взаимных личных и имущественных прав и обязанностей супругов.

В теории семейного права существуют различные взгляды на правовую природу брака. Основные из них рассматривают брак как сделку и как институт особого рода. + как таинство

Первая точка зрения берет свое начало в римском праве классического периода, когда вступление в брак являлось простой гражданской сделкой. В обоснование этой теории положены два основных обстоятельства:

  • порядок заключения и прекращения брака, условия его действительности аналогичны тем, которые действуют в отношении гражданских сделок;
  • некоторые супружеские отношения могут регулироваться договором между супругами.

Фактический брак — незарегистрированный в органах ЗАГС добровольный союз мужчины и женщины, длительно проживающих совместно и ведущих совместное хозяйство, осуществляющих по отношению друг к другу права и обязанности супругов, характеризующийся наличием близких отношений, отсутствием близкого родства и другого фактического или зарегистрированного брака.

Отсутствие урегулированности данных отношений порождает значительное количество трудностей правового характера.

1. Фактические супруги не приобретают прав общей совместной собственности на совместно нажитое имущество

2. Фактические супруги не имеют возможности наследования друг за другом, кроме случаев, когда другой супруг указан в завещании или же находился в положении иждивенца по отношению к умершему супругу (п. 2 ст. 1148 ГК РФ). Они также не имеют права на получение компенсаций и выплат, например, пенсии по потере кормильца.

3. Отдельного упоминания заслуживает проблема прав детей, рожденных в фактическом браке. Хотя законодательно их правовое положение не отличается от детей, рожденных в фактическом браке, тем не менее, в правоприменительной практике зачастую складывается ситуация, когда все родительские обязанности оказываются возложенными исключительно на мать ребенка, а соответствующие обязанности у отца возникают лишь после установления в судебном порядке факта отцовства. Неразрывную связь с данным вопросом имеет вопрос об алиментных обязательствах по отношению к ребенку. Соглашение об алиментах, исходя из норм семейного законодательства (гл. 16 СК), не может быть заключено между фактическими супругами, точно так же как и требование их установления в судебном порядке возможно лишь после установления соответствующего юридически значимого факта.

4. Наряду с вышесказанным, серьезным упущением законодателя видится отсутствие возможности совместного усыновления детей фактическими супругами

Источник

Оцените статью