Понятие человек природа общества

13.2. Система: природа – общество – человек.

Возникновение человека как «homo sapiens», как социального существа, оказало влияние на процессы эволюции на Земле не только в биосфере, но и в неживой природе. Причем по масштабам и глубине воздействий, влияние человека развивается значительно быстрее, чем при возникновении жизни. Кроме того, изменился сам принцип влияния. Если живое эволюционировало за счет адаптации к среде обитания, то человек развивается, прежде всего, за счет преобразования среды к потребностям человека. Масштабы и результаты преобразования растут значительно быстрее, чем при биологической эволюции. Человеческое общество за последние 40 тысяч лет своего культурного развития превратилось в решающую силу и источник глубоких преобразований в биосфере, гео и гидросфере, в атмосфере в целом на планете Земля.

На раннем этапе формирования человека, его воздействия на природу мало чем отличалось от влияния других высших животных и в частности от приматов. В основном это влияние было потребительным. Человек извлекал их природы вещества столько, сколько этого требовалось физиологическими потребностями. Влияние в таких масштабах были пренебрежительно малы для биосферы. Однако, по мере развития интеллекта, орудий труда и общественных форм жизнедеятельности, масштабы и глубина влияния стали расти ускоренным образом, стал действовать закон расширенного воспроизводства как самого человека так и всех основных атрибутов его существования. Ускоренно растут объемы извлекаемых из природы различных веществ и энергии, объемы народонаселения, запасы материальных и духовных результатов производства, объемы отходов культурной деятельности человека, возвращаемых в биосферу. Если у первобытного человека этот объем составлял в среднем 5т. за год, то у современного это уже более 300 т. Взаимодействие человека с биосферой разнообразны и многофункциональны. В целом по мере прогресса, человек все больше переходит от пассивно–потребительского к конструктивно–преобразовательному отношению.

Вначале человек только использовал дикие породы животных и растений, затем одомашнивал их и выращивал, позже стал целенаправленно их изменять и выводить как новые сорта с заданными свойствами. Это привело к тому, что в биосфере , с одной стороны многие виды стали исчезать, а с другой появились новые. Биосфера не может оставаться нейтральной по отношению к таким изменениям. С одной стороны, она теряя звенья в процессах жизни, теряет и сбалансированность, порождает не предвиденные для человека последствия. А с другой стороны, сама должна адаптироваться к новым факторам, порожденным творческой деятельностью человека. Часто эта работа дает не столько положительные, сколько отрицательные результаты. Например, кролики завезенные в Австралию уничтожили ряд видов растений, что сказалось на жизни птиц и других животных настолько, что многие из низ близки к полному исчезновению.

Читайте также:  Звук пения птиц звуки природы

Роль человека в биосфере принципиально отличается от любого другого вида. Жизнедеятельность других видов поддерживает целостность биосферы, в то время как жизнедеятельность человека разрушает эту целостность. Овеществленные продукты деятельности человека (здания, сооружения, техника и т.п.) входят как инородные тела в живую ткань биосферы, она от этого деградирует и даже гибнет. Но самое главное заключается в том, что человек своей деятельностью не способен увеличивать запасы вещества и энергии в биосфере. Он может их только потреблять. Такой процесс не может продолжаться сколь угодно долго, он имеет предел, который поставит вопрос о выживаемости человека, если оно не найдет другого способа жизнедеятельности.

Несмотря на самые грандиозные успехи в области использования и преобразования биосферы, человечество всегда останется ее частью. Связь природы и общества исторически может изменяться, но человечество всегда будет нуждаться в среде обитания. Наиболее очевидна зависимость человечества от природы проявляется в материальном производстве и тех видах жизненных функций человека, которые напрямую связаны с потреблением ресурсов природы (например, дыхание). В целом, человечество потребляет три вида природных ресурсов вещество, энергия и информация. Четвертый ресурс принадлежит самому человеку его интеллект и способность к труду. Вещество используется тем эффективнее, чем больше для этого применяется энергии , а то и другое используется тем лучше , чем богаче запас необходимой информации. В зависимости от того, какой тип ресурса является доминирующим, в истории общества можно выделить три этапа:

  1. до индустриальный способ освоения природы;
  2. индустриальный;
  3. пост — индустриальный (информационный).

Однако влияние природы на общество на этом не исчерпывается. Разнообразие природных ресурсов, географических условий и т.п. стало в истории естественной основой общественного развития труда (охота, земледелие, и т.п.) от которого затем зависят исторические эпохи в развитии общества в целом и конкретных цивилизаций. Не случайно, первые цивилизации в истории человечества сформировались в руслах великих рек и в теплой климатической зоне. Однако, стимулом для исторического прогресса служит не только наличие благоприятных условий, но и отсутствие их. Таким образом, природные условия: геологические, географические, климатические и т.д., хотя и оказывают влияние на развитие общества, но по мере усовершенствования средств жизнедеятельности человека (техники прежде всего) эта зависимость перестает быть решающей. Геополитика, экология и другие науки пытаются установить закономерности зависимости человечества от природных факторов и найти пути и методы оптимизации этих зависимостей. Ясно одно: человечество, будучи составной частью биосферы, необходимо связано с природой, как условием существования на планете Земля, а через них с Солнцем и его системой и, в конечном счете, с Космосом. Однако, прогресс истории свидетельствует так же и о том, что человечество становится все более независимым и превращается в самостоятельный фактор природной эволюции. Развитое общество обладает двумя типами среды обитанияестественной и искусственной. Естественная среда имеет естественное происхождение. Сюда входят геосфера и ее ресурсы, гидросфера, атмосфера и конечно биосфера. Искусственная среда создана творческим трудом самого человека (человечества). Это мир артефактов (от лат. artefactum – искусственно сделанное) здания, сооружения, материальные предметы, предметы искусства и т.п. В целом это культура, состоящая из материальных и духовных ценностей. Удельный вес и значение искусственной среды в существовании человека, постоянно возрастает. Это порождает проблему поиска оптимизации в соотношении объемов искусственной и естественной среды с учетом биосоциальной сущности человека; определению меры в соотношении природного, биосферного и человеческого; исследованию сущности системы «природа – общество», «биосфера- ноосфера».

Читайте также:  Особенности природных ресурсов юго западной азии

Источник

Презентация к уроку «Человек. Природа. Общество»
презентация к уроку по обществознанию (8 класс)

Данная презентация может быть использована для уроков обществознания 8 класса На втором слайде представлена диограма вопросы для которой учитель может подобрать сам. уместно задавать вопросы в формате ВПР для 7 класса (задание 3)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Почему важно беречь природу?»

Природа материальный мир, всё, что существует естественный мир, то, что не было создано человеком местность за пределами городов, человеческого жилья сущность , основные свойства чего-либо

Человек – венец природы? «за» Человек наделён разумом Создание культуры («второй природы») Человеческое общество подчиняется своим собственным законам «против» Само понятие прогресса придумали люди Довольно относительно деление на простые и сложные организмы Многие биологические виды вымерли Не всегда совершает разумные поступки

В тексте § вы прочитали размышления российского учёного Н.Н. Моисеева (1917-2000). Он выдвигал такие принципы экологической этики: Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно строиться на знании этих законов. Человек должен думать о будущем поколении Право наций на расходование ресурсов по количеству населения Квоты на расходование ресурсов определяются учёными и не зависят от политической обстановки. Объясните смысл каждого из этих принципов

Домашнее задание Задание 1 стр. 18 – раздел «В классе и дома»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 6-м кл. » Человек, природа, общество».

Презентация помогает учащимся 6-го класса понять, что природа — естественная среда обитания человека.Развитие человеческого общества привело к отрицательному воздействию на природу.

Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.

Краткое изложение (конспект для учащихся) по теме «Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике. Информационная деятельность человека.».

Читайте также:  Природа очень красивая места

Авторская образовательная программа «Человек. Природа. Общество»

Образовательная программа «Человек. Природа. Общество» расчитана на изучение с 1 класса по 11.

Элективный курс по географии 10-11 класс «Мир-природа-общество»

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 класса (курс по выбору).

презентация к уроку обществознания в 8 классе по учебнику А.И.Кравченко по теме: «Человек, природа, общество»

презентация помогает учащимся выявить взаимосвязь природы, общества и человека. Подробно знакомит с экологическими проблемами современности и способами защиты природы. Содержит проблемные и творческие.

интерактивный урок «ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО» 8 класс , обществознание с раздаточным материалом, рабочим листом, презентацией

Презентация «Взаимодействие между природой и обществом»,10 класс.

Этапы в развитии взаимоотношений природы и общества.Природопользование.Рациональное природопользование.Экологические проблемы и пути их решения.

Источник

Конспект по теме «Природа и общество»

Природа и общество находятся в единстве и являются частями материального мира. Что же такое материя?
Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.
Общество неразрывно связано с природой. Понятие «природа» употребляется для обозначения совокупности естественных условий существования человека.
Подходов к определению понятия «общество» очень много, поэтому рассмотрим те, которые могут встретиться на ЕГЭ.

Если в 25 задании вас попросят написать определение общества, то знайте, что вы должны написать его в широком смысле:

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, для которой характерны способы взаимодействия людей и их объединений.
Итак, во все времена общество и природа развивались в тесном взаимодействии.

Связующим звеном всегда выступал человек, так как именно люди, вступая в отношения друг с другом, формируют общественные отношения и преобразуют окружающую действительность. Рассмотрим сходства и различия природы и общества.

Система – это взаимная зависимость частей, при которой изменение одной части сказывается на состоянии других частей и всей системы в целом.
Рассмотрим системные признаки общества:

— Динамичность .Общество постоянно видоизменяется: отмирают одни элементы, а им на смену приходят другие.

— Альтернативность развитиязаключается в его нелинейности и непредсказуемости. Как часто в жизни человек стоит перед выбором: как поступить в той иной ситуации? Всегда есть несколько путей. Так и общество тоже имеет несколько путей развития.

— Самодостаточность заключается в способности совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия для собственного существования.
— Целостность (интегративное качество).
— Разнообразие подсистем и элементов.

Общество состоит из определённых подсистем (сфер общественной жизни). Их совокупность – это устойчивые отношения между социальными субъектами. В обществознании выделяют 4 подсистемы.

Одно из сходств природы и общества заключается в том, что они являются системами, для которых характерна динамика развития. Что же такое система?

Источник

Оцените статью