- 18. Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды.
- 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
- 20. Понятие и принципы гэу.
- 21. Система органов экологического управления, их функции.
- Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды
- Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды
18. Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды.
Эколого-правовой механизм – это самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Эколого-правовой механизм состоит из 4 звеньев:
- эколого-правовые нормы. Функция: закрепление базовых экологических императивов.
- экологизированные нормы права. Функция: конкретизация и дополнение экологических императивов.
- правовые нормы гарантии. Функции: создание условий, обеспечивающих реализацию императивов
19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
- экологизация не самой нормы закона, а правоотношения, возникающего в процессе выполнения законного требования.
- разработка новых правовых норм или технико-экономических нормативов, в обязательном порядке предусматривающих эколого-правовые требования.
20. Понятие и принципы гэу.
- управление использованием;
- управление охраной.
- экономическое управление по сути своей интенсивно (цель — улучшение и развитие управляемого объекта); Экологическое управление – экстенсивно (задача — восстановление или сохранение объекта).
- экономическое управление опирается на социальные законы; экологическое управление опирается как на социальные, так и на естественные законы.
- принцип устойчивого развития — это такое развитие, при котором новая деятельность должна быть экологически обоснована. Развитие тогда устойчиво, когда обосновано экологически.
- принцип ответственности государства за состояние ОС;
- принцип независимости экологического контроля;
- принцип презумпции экологической опасности намечаемой деятельности;
- принцип обязательности ОВОС (оценка воздействия на ОС);
- принцип участия общественности и гласности.
21. Система органов экологического управления, их функции.
- Органы общей компетенции (для которых экофункция не является ни единственной, ни основной);
- Органы специальной компетенции (для которых экофункция является единственной и основной):
- надведомственный орган (орган комплексного управления) — Министерство природных ресурсов и экологии — федер.орган гос.власти, проводящий политику в сфере изучения воспроизводства и охраны ОПС, в этой сфере деятельность других органов исп.власти и осуществляющий управление фондом недр, лесным и водным фондом;
- ведомственный, т.е. координирующий отдельные виды ресурсов;
- функциональные, т.е. выполняющий отдельные функции управления в данной сфере.
- Гос.учет и ведение кадастров природных ресурсов;
- Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны ОС;
- Экологический контроль и экологический мониторинг;
- ОВОС и экоэксертиза;
- Нормирование охраны ОС.
Источник
Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды
В соответствии с современными представлениями охрану окружающей среды можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на восстановление разрушенной природной среды и снижения уровня вредного воздействия человеческой деятельности на нее.
Комплекс этих мер в работах некоторых исследователей рассматривается как механизм охраны окружающей среды. С этим утверждением можно согласиться. Поскольку практика последних лет доказала, что опора на что-то одно (напр., на ужесточение ответственности за неправомерное загрязнение природной среды) не привела к положительным сдвигам в состоянии окружающей среды.
Т.о., механизм охраны окружающей среды можно определить как находящееся в тесном взаимодействии и в силу этого рассматриваемые в качестве единого целого организационные, правовые и экономические меры, направленные на охрану природы и обеспечение благоприятных условий жизни человека.
Механизм охраны окружающей среды состоит из 6 элементов, которые в свою очередь являются самостоятельными механизмами охраны окружающей среды:
1. организационно-правовой (управленческий) механизм, включающий в себя две группы системообразующих инструментов: а) институциональные (систему государственных органов управления в сфере охраны окружающей) и б) Функциональные формы управления: экологическая сертификация, лицензирование, контроль и др.
2. экономико-правовой механизм — система экономически стимулирующих инструментов (способы воздействия, меры) охраны окружающей среды (планирование, прогнозирование, финансирование, страхование, экономомическое стимулирование)
3. правовой механизм. Его образуют основные правовые институты: юридическая ответственность за экологические правонарушения; возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей среде (детально будут рассмотрены далее).
4. механизм особой охраны, включающий в себя систему специальных, установленных государством мероприятий по защите: а) особо охраняемых природных территорий и объектов, б) особо опасных зон — экологически неблагопприятных территорий (подробнее будет рассмотрено в особенной части данного курса).
5. идеологический механизм: экологическое воспитание, образование и культура.
6. международно-правовой механизм — в зависимости от участия в нем государств делится на универсальный и региональный; включает в себя следующие механизмы: конвенционные инструменты (многосторонние и двусторонние соглашения); институциональные инструменты (международные организации и их органы); ситуационные инструменты (переговоры, конференции и т.п.).
Плата за использование природных ресурсов и за загрязнение окружающей среды
Цель платежей — стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят и к повышению эффективности их природоохранной деятельности.
Существует 2 вида платежей: 1) за природные ресурсы, 2) за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Частью 2 Налогового кодекса РФ в разделе «Федеральные налоги» установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных ресурсов, водный налог и налог на добычу полезных ископаемых. В разделе «Местные налоги» установлен земельный налог.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду является экономическим стимулом к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с вредными воздействиями на окружающую среду, сами (добровольно) предпринимали меры по уменьшению ее загрязнения в соответствии с требованиями экологического законодательства.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
При этом внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
До сих пор действует Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФот 28 августа 1992 г. N 632 (в действ. ред.). Этот Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005) установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени их опасности для ОПС и здоровья населения. Напр., аммиак в воздух – 52 руб. за тонну, а сверх норматива — в 5 раз больше – 260 руб. за 1 тонну; хлор – 68 и 340 руб/т; фенол — 683 и 3415 руб/т соответственно; в воду — примерно в 10 -100 раз больше для различных веществ. При этом нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные в 2003 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,62.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливают коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Мерой стимулирования природоохранной деятельности. являются налоговые льготы.
Законодательством предусмотрено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.
Источник