Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды

Экономические механизмы охраны окружающей среды Понятие и роль экономического механизма

Это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Элементы экономического механизма:

  1. планирование и финансирование природоохранных мероприятий
  2. установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.
  3. Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.
  4. Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
  5. Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды
  6. Ведение кадастра того или иного природного ресурса
  7. Заключение договоров в сфере природопользования
  8. Экологическое страхование
  9. Экологический аудит

Плата за использование природных ресурсов

  1. Пополнение доходов бюджетов разных уровней
  2. Стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов за которые они платят.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

  1. Базовая ставка по данному виду платы устанавливается в пределах норматива негативного воздействия на окружающую среду.
  2. Более высокий коэффициент платы может быть установлен в период негативного воздействия временно согласованных лимитов.
  3. Плата за негативное воздействие сверх установленных нормативов. Базовая ставка умножается на коэффициент 5.

Экологическое страхование

  1. Инвестиционная цель, то есть это расширение области деятельности страховщиков, выражающееся в прямом или косвенном участии в деятельности предприятий экологической направленности.
  2. Аккумулирующая цель – это создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.
  3. Резервная цель – это формирование фонда предупредительных мероприятий для финансирования процедур превентивного характера в целях повышения экологической безопасности промышленных и иных объектов.

Источник

Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.[1]

Читайте также:  Природные зоны африки от экватора

Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработавать у субъектов права отношение, такое как -не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе.

Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, — наверное стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

Платежи на основании письма МНС РФ[2] за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности[3].

Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.

Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.

За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.

За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Читайте также:  Природа наш лучший учитель

В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.

Источник

3. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды

Экономический механизм природопользования и охраны окружа­ющей среды — это совокупность предусмотренных нормативными пра­вовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Включает в себя обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприя­тий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую сре­ду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предос­тавление субъектам природопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

Основная черта правового регулирования экологических отноше­ний на современном этапе выражается в сочетании нормативно-пра­вовых средств воздействия с экономическим стимулированием охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 14) назы­вает следующие методы экономического регулирования в области при­родопользования и охраны окружающей среды:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономичес­кого развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологического раз­ вития Российской Федерации и целевых программ в области ох­ раны окружающей среды субъектов РФ;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окружающей сре­ды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антроногенных объектов;
  • проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч­ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а так­ же при осуществлении иных эффективных мер по охране окру­жающей среды в соответствии с законодательством РФ;
  • возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совершенствова­нию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Источник

7.5.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Понятие экономического механизма охраны окружаю­щей природной среды. В ст. 11 Федерального закона «Об охра­не окружающей среды» закреплено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее за­щиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной в иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природ­ного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Это право обеспечивается комплексом взаи­мосвязанных между собой социально-экономических, право­вых, организационных, идеологических и иных мер. Среди таких мер особое место занимает система мер экономического характера, охватываемая понятием «экономического механиз­ма охраны окружающей природной среды». Впервые данный термин закреплен на законодательном уровне в разделе III За­кона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. Однако законодатель, перечислив элементы механизма охраны природы, не дал определения данному понятию. В кни­ге «Экология, охрана природы, экологическая безопасность» авторы понимают под экономическим механизмом охраны окружающей среды систему экономических инструментов поощрительно-принудительного характера, применение кото­рых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.

Читайте также:  Природа восприятия человека характеристики

В принятом в новой редакции Федеральном законе «Об охране окружаю щей среды» законодатель отказался от упо­требления рассматриваемого термина, заменив его понятием «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды», которому на законодательном уровне также не дано определения. Вместе с тем, сущность его определена через за­крепленную в главе IV названного Закона систему методов, к числу которых отнесены:

  • разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
  • разработка федеральных программ в области экологиче­ского развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской фе­дерации;
  • разработка и проведение мероприятий по охране окру­жающей среды в целях предотвращения причинения вреда
  • установление млаты за негативное воздействие на окру­жающую среду;
  • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняю­щих веществ и микроорганизмов, лимитов па размещение от­ходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду:
  • проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
  • проведение экономической оценки воздействия хозяй­ственной и иной деятельности па окружающую среду;
  • предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке от­ходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке ущерба от причи­ненного вреда окружающей среде;
  • иные методы экономического регулирования по совер­шенствованию и эффективному осуществлению охраны окру­жающей среды.

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Оцените статью