- Экономические механизмы охраны окружающей среды Понятие и роль экономического механизма
- Плата за использование природных ресурсов
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Экологическое страхование
- Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды
- 3. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды
- 7.5.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Экономические механизмы охраны окружающей среды Понятие и роль экономического механизма
Это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Элементы экономического механизма:
- планирование и финансирование природоохранных мероприятий
- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов.
- Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов.
- Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот в случае внедрения ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
- Осуществление иных эффективных мер по охране окружающей среды
- Ведение кадастра того или иного природного ресурса
- Заключение договоров в сфере природопользования
- Экологическое страхование
- Экологический аудит
Плата за использование природных ресурсов
- Пополнение доходов бюджетов разных уровней
- Стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов за которые они платят.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
- Базовая ставка по данному виду платы устанавливается в пределах норматива негативного воздействия на окружающую среду.
- Более высокий коэффициент платы может быть установлен в период негативного воздействия временно согласованных лимитов.
- Плата за негативное воздействие сверх установленных нормативов. Базовая ставка умножается на коэффициент 5.
Экологическое страхование
- Инвестиционная цель, то есть это расширение области деятельности страховщиков, выражающееся в прямом или косвенном участии в деятельности предприятий экологической направленности.
- Аккумулирующая цель – это создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.
- Резервная цель – это формирование фонда предупредительных мероприятий для финансирования процедур превентивного характера в целях повышения экологической безопасности промышленных и иных объектов.
Источник
Понятие и состав экономического механизма охраны окружающей среды Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды
Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.[1]
Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработавать у субъектов права отношение, такое как -не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе.
Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, — наверное стать органической составной системой управления и регулирования экономики.
Платежи на основании письма МНС РФ[2] за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности[3].
Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.
Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.
Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.
За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.
За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.
Источник
3. Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды
Экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды — это совокупность предусмотренных нормативными правовыми актами экономических мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Включает в себя обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам природопользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.
Основная черта правового регулирования экологических отношений на современном этапе выражается в сочетании нормативно-правовых средств воздействия с экономическим стимулированием охраны окружающей природной среды.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 14) называет следующие методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического раз вития Российской Федерации и целевых программ в области ох раны окружающей среды субъектов РФ;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антроногенных объектов;
- проведение экономической опенки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а так же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Источник
7.5.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды
Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды. В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной в иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Это право обеспечивается комплексом взаимосвязанных между собой социально-экономических, правовых, организационных, идеологических и иных мер. Среди таких мер особое место занимает система мер экономического характера, охватываемая понятием «экономического механизма охраны окружающей природной среды». Впервые данный термин закреплен на законодательном уровне в разделе III Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г. Однако законодатель, перечислив элементы механизма охраны природы, не дал определения данному понятию. В книге «Экология, охрана природы, экологическая безопасность» авторы понимают под экономическим механизмом охраны окружающей среды систему экономических инструментов поощрительно-принудительного характера, применение которых в управлении охраной природы обеспечивает достижение целей экологической политики.
В принятом в новой редакции Федеральном законе «Об охране окружаю щей среды» законодатель отказался от употребления рассматриваемого термина, заменив его понятием «экономическое регулирование в области охраны окружающей среды», которому на законодательном уровне также не дано определения. Вместе с тем, сущность его определена через закрепленную в главе IV названного Закона систему методов, к числу которых отнесены:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда
- установление млаты за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов па размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности па окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке ущерба от причиненного вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник