11.2 Нормирование качества окружающей природной среды
Под качеством окружающей природной среды понимают степень соответствия ее характеристик потребностям людей и технологическим требованиям. В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды. Этот термин означает установление нормативов (показателей) предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.
Соблюдение экологических нормативов, т. е. нормативов, которые определяют качество природной среды, обеспечивает:
— экологическую безопасность населения;
— сохранение генетического фонда человека, растений и животных;
— рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития.
Чем меньше пороговая величина экологических нормативов, тем выше качество окружающей природной среды. Однако более высокое качество требует соответственно больших затрат, эффективных технологий и высокочувствительных средств контроля. Поэтому нормативы качества окружающей природной среды по мере подъема уровня развития общества имеют тенденцию к ужесточению.
Основные экологические нормативы следующие:
— предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);
— предельно допустимый уровень воздействий (ПДУ);
— предельно допустимый выброс вредных веществ (ПДВ);
— предельно допустимый сброс вредных веществ (ПДС);
Источник
5.2 Понятие о качестве и нормировании качества окружающей среды
Под качеством окружающей среды понимают такое состояние ее системы при котором обмен веществ и энергии между природой и человеком не изменяет нормального воспроизведения жизни. В естественных условиях качество обеспечивается самой природой путем саморегуляции и самоочищения от вредных для нее веществ. Негативные последствия антропогенной деятельности вызвали необходимость нормирования качества окружающей среды. Нормирование качества природной среды означает установление показателей (нормативов) предельно допустимых воздействий на нее, т.е. установление предельно допустимых норм воздействия на природную среду различных видов антропогенной деятельности.
Соблюдение установленных норм обеспечивает экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда (человека, животных, растений), рациональное использование и воспроизводство природных условий для устойчивого развития хозяйственной деятельности человека.
В основу нормативов качества положены три показателя:
- медицинский (учитывающий уровень угрозы здоровью человека);
- технологический (учитывающий способность технически и экономически обеспечить выполнение установленных нормативов);
5.3 Деление нормативов качества по назначению и направленности
Нормативы качества по назначению и направленности можно разделить на три группы: первая группа — предельно допустимая концентрация (ПДК) количество вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном (или временном) контакте за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и состояние его потомства. В последнее время при определении ПДК учитывают не только воздействие на человека, но и на биоту в целом. ПДК не являются раз и навсегда установленными нормативами. По мере развития общества количество нормативных веществ увеличивается, а значения их ПДК уточняются. Например, первые нормы ПДК в воде для хозяйственно-питьевых целей в нашей стране утверждены в 1939 г. в количестве 28 показателей, к 1991 г. их число достигло 1925. ПДК по атмосфере впервые введены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их стало 479. Нормы ПДК для вредных веществ в почвах начали вводить с 1980 г., и к 1992 г. их стало 130. И если первоначальное значение ПДК гексохлорана (широко применяемый инсектицид) составляла 1 мг/кг почвы, то в 1990 г. — 0,1 мг/кг. ПДК для воздуха определяется в мг/м 3 , в воде — мг/л, почве — мг/кг. Вторая группа экологических нормативов — предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС). Эти нормативы призваны установить источник вредного воздействия и регулировать его интенсивность. Под выбросом понимают поступление загрязнений от соответствующего источника в атмосферу, а под сбросом — проникновение веществ из сточных вод в водоем. Проекты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ разрабатывают предприятия с учетом состояния окружающей среды в данной местности и согласовывают с органами Минприроды РФ. Отдельным предприятиям, имеющим в производстве особо вредные вещества, экологиче-ские нормативы устанавливаются службой Минприроды (химические вещества) или Госкомэпиднадзора (биологические вещества, микроорганизмы, радиация). Если выбросы или сбросы имеют трансграничный перенос загрязнений (межобластной, межреспубликанский, межгосударственный), то нормативы в этом случае утверждает Минприроды РФ. Третья группа временно согласованные выбросы (ВСВ) и сбросы (ВСС). Их устанавливают в том случае, если по экономическим и техническим причинам невозможно обеспечить выполнение нормативов ПДВ (ПДС). Возможны случаи, когда источники выбросов и сбросов не превышают нормативов и ПДК загрязняющих веществ в окружающей среде находятся в установленных пределах, но в целом экологическая обстановка оценивается как критическая. Это происходит в случае усиления эффекта токсического влияния при взаимодействии веществ, имеющих индивидуальные значения концентраций на уровне предельно допустимых и ниже. Это так называемый эффект суммации (аддитивности), или синергизма, т.е. когда комбинированное действие нескольких веществ превышает действие, оказываемое каждым компонентом в отдельности. Вопросы аддитивности и синергизма очень важны, а в вопросах защиты окружающей среды еще мало изучены. (Поэтому, например, не рекомендуется применять совместно некоторые лекарства или алкоголь в период применения лекарств). В блок экологических нормативов входят также так называемые предельно допустимые нагрузки на природную среду (ПДН), определяющие размеры антропогенного воздействия на природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для установления ПДН требуются определения емкости природной среды, т.е. потенциальные способности принять антропогенную нагрузку без нарушения экологической функции. Нормы ПДН разрабатывают и утверждают отраслевые и региональные экологические организации (например, для охоты, рекреации, застройки населенных мест и т. д.). Пренебрежение этими требованиями приводит к тяжелым экологическим последствиям. Классическим примером стало исчезновение на наших глазах Аральского моря. Кроме названных разработаны вспомогательные экологические нормативы. Это нормативы, утверждающие терминологию, организационные и правовые нормативы. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения (ГОСТ 17.0.0.01-76) насчитывает 52 составляющих и включает подсистемы: охрану гидросферы 22 ГОСТа; охрану атмосферного воздуха 12; охрану почв 9; охрану земель — 9. К организационно-техническим нормативам, обеспечивающим воплощение и проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, относятся Строительные нормы и правила, свыше 40 глав которых имеют соответствующие природоохранные разделы и параграфы. Список законов и нормативно-правовых актов федерального уровня (без учета отраслевых регламентов) превышает 70 единиц.
Источник
Лекция 6. Качество окружающей природной среды и его нормирование
Под качеством природной среды понимают такое состояние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Нормирование качества окружающей природной среды — это процесс разработки и придания юридической силы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания. Норма — это мера воздействия. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые допустимые размеры воздействия человека на природу или среду обитания. Нормативы качества — предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности человека.
К содержанию нормативов сформулированы следующие общие требования: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий, устойчивого развития хозяйственной деятельности. Цель этих требований — обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.
Санитарно-гигиенические нормативы — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий, санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. Цель таких нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. Главная задача состоит в том, чтобы установить санитарные нормы и правила, обязательные для выполнения на всей территории России государственными и общественными структурами, предприятиями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Министерство здравоохранения Российской Федерации утверждает санитарные нормы и предельно допустимые уровни влияния на организм человека различных факторов среды его обитания. Наряду с санитарными, действуют нормативы ПДК по рыбохозяйственным водоемам, по чистоте атмосферного воздуха, для лесной растительности, для поверхностных вод, вод, используемых для водопоя, полива растений и др.
Основными компонентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются пыль (твердые вещества), двуокись и окись азота, двуокись серы, окись углерода.
Качество воды большинства водных объектов не отвечает нормативным требованиям. Многочисленные очаги загрязнения подземных вод отходами промышленности, сельского хозяйства, коммунально-бытовыми отходами наблюдаются вокруг всех крупных городов и промышленных центров.
Под радиационным воздействием понимают частный случай ионизирующего излучения, исходящего от радиоактивных веществ. Уровень радиоактивного воздействия — это норматив, устанавливаемый службой санитарно-эпидемиологического надзора в величинах, которые не должны представлять опасность для здоровья человека, его генетического фонда.
С точки зрения мощности и времени полученной дозы облучения и его типа, все лица, подвергавшиеся облучению, делятся на три группы: группа «А» (все, кто постоянно или временно работал непосредственно с источником радиоактивного воздействия); группа «Б» (граждане, которые по условиям проживания или размещения могут пострадать от радиоактивного загрязнения); группа «В» (остальная часть населения).
Предельно допустимой нормой радиационного воздействия — это дозовый предел для лиц группы «А», получаемый индивидуально за календарный год, при котором равномерное облучение за 50 лет последующей жизни не может вызвать в организме неблагоприятные изменения, обнаруживаемые современными методами или средствами.
Предельно допустимая норма облучения для группы «А» за календарный год установлена 5 бэр, для группы «Б» — 0,5 бэр в год. Уровень радиоактивного фона на территории России от природных источников составляет от 5 до 25 мкР/ч, но там, где есть гранитные массивы, водные источники содержат естественные радионуклиды, природный радиационный фон выше.
1. Что такое качество природной среды?
2. Какие требования сформулированы к содержанию нормативов качества природной среды?
3. В чём цель санитарно-гигиенических нормативов?
4. Что такое радиационное воздействие?
5. Как определяется предельно допустимая норма радиационного воздействия?
Источник