Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления. Его отличие от государственного управления.
Понятие МС в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения.
Традиционно отмечают 3 аспекта интерпретации МС:
1. МС как одна из основ конституционного строя определяющая систему демократического управления в нашей стране, представляет собой специфический уровень власти, который, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, с другой – наиболее полно учитывает интересы населения. Осуществление МС – один из принципов демократии.
2.МС как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Решения вопросов местного значения обеспечивают муниципальные права (коллективные), например: право на самоорганизацию и на признание территорий в качестве муниципальных образований, на самостоятельное осуществление населением власти через органы МС, на самостоятельное определение структуры органов МС, на проведения местного референдума, на муниципальные выборы, право граждан на осуществление МС, избирать и быть избранными в органы МС и др.
3. МС как форма народовластияозначает форму осуществления народом своей власти, в пределах установленных Конституцией, федеральными законами, в случаях установленных федеральными законами – законами субъектов РФ, самостоятельно (только населением или органом МС) и под свою ответственность. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам своим имуществом и не отвечают по обязательствам РФ и ее субъектов.
Отличия МС от государства:
1. Различия в характере власти: местная власть – власть подзаконная, действующая в рамках, установленных верховной властью.
2. Разграничение сфер компетенции государства и МСУ. Речь идет об отграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению.
3. Самостоятельность источников средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач.
4. Теоретически ограниченный, выборный принцип, согласно которому МС – способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень – наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Система органов местного самоуправления.
Система МС — это определенная в Конституции и законах совокупность субъектов и разнообразных организационных форм с помощью которых население, проживающее на территории муниципального образования, решает вопросы местного значения, осуществляет функции и полномочия местного самоуправления.
Система МС включает в себя:
1. Формы непосредственного волеизъявления жителей муниципальных образований. Они относятся к образовательным формам (местные выборы, местные референдумы голосования за отзыв депутата местного совета, сход граждан).
2. Органы самоорганизации населения.
3. Органы МС (глава муниципального образования (мэр, сельский голова, председатель районного совета), представительные органы МС (советы депутатов), исполнительные органы МС (исполкомы -Украины; местные администрации — РФ), иные органы и должностные лица МС).
Полномочия и формы работы органов местного самоуправления.
Полномочия органов МС можно разделить на 2 группы:
1. Собственные полномочия, в число которых входит подгруппа исключительных полномочий представительного органа МС.
2. Делегированные полномочия. Полномочия органов государственной исполнительной власти, которые они передают для осуществления органам МС, при этом из государственного бюджета выделяются средства на осуществление делегированных полномочий.
Классификация полномочий органов МС в зависимости от сферы деятельности:
1. В области бюджета и финансов.
2. В области управления муниципальной собственностью по взаимоотношению с предприятиями, учреждениями и организациями на территории МС.
3. В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды.
4. В области строительства жилищного хозяйства: коммунального, бытового, торгового обслуживания населения, транспорта и связи.
5. В сфере социально-культурного обслуживания населения.
6. В сфере социальной защиты населения.
7. В сфере охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
3.Понятие и природа местного самоуправления.
Самоуправление представляет собой такую форму социального регулирования, при которой субъект управляет своими собственными делами, действует на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля.
Понятие МС в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. Так,
И.В. Выдрин и А.И. Кокотов понимают под МС «процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанный на следующих принципах:
— разумное сочетание представительных институтов и институтов непосредственной демократии;
— предоставление всем субъектам территориальных сообществ жителей широких возможностей по проведению в жизнь собственных интересов;
— политико-правовая привязанность органов МС к коренным запросам жителей» 2 .
В.С. Шугрина рассматривает МС как деятельность населения по решению вопросов местного значения и одну из разновидностей социального управления. 3
Н.С. Бондарь рассматривает МС в трех аспектах:
1) как институт гражданского общества;
2) как институт правового положения личности;
3) как институт организации публичной власти. 4
В.В. Мамонов говорит о МС как об элементе механизма национальной безопасности. 5
В.И. Васильев рассматривает МС как «рубежный институт, где общество встречается с государством и где мера «погружения» государства в общество, так же как и мера «восхождения» общество к государству, определяется конкретными историческими условиями». 6
С.И. Ожегов дает следующее определение термину «местное самоуправление»: внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-либо организации, коллективе. 7 Следует отметить, что это определение было дано в то время, когда местного самоуправления в нашей стране практически не существовало.
А.В. Малько понимает под МС относительно самостоятельный уровень публичной власти в государстве, обеспечивающий решение местным сообществом вопросов своего непосредственного жизнеобеспечения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля. 8
Основным документом, устанавливающим правовой статус МС в РФ, является Конституция РФ. Большинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Конституции РФ, в которой сказано, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти, либо через органы МС. Согласно ст. 12 Конституции РФ в РФ признается и гарантируется МС. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти.
МС упоминается еще в ряде статей Конституции (ст. 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 68 и др.). Организации МС посвящена гл. 8 Конституции РФ. Тем не менее, в Конституции не дается определения понятию МС.
Законодательное определение МС дается в Законе о МС 2003 г., согласно которому местное самоуправление в России – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в некоторых случаях законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решения населением непосредственно или через органы МС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Определение МС в российском законодательстве несколько отличается от используемого в Европейской хартии. В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под МС понимается право и способность органов МС регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Хартия по МС в первую очередь понимает деятельность органов МС, в то время как российский закон подчеркивает участие населения.
Традиционно отмечают 3 аспекта интерпретации МС:
- как основа конституционного строя;
- как форма народовластия;
- как права граждан и населения на решения вопросов местного значения.
Источник
Понятие политико-правовая природа местного самоуправления. Государственная власть и местное самоуправление.
Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. 130–133 Конституции РФ 1993 г.
Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Элементы местного самоуправления: 1) главный субъект местного самоуправления – население, которому предоставлены права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; участвовать в местном референдуме; обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; знакомиться с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина; определять структуру органов местного самоуправления; выражать мнение по поводу изменения границ территорий местного самоуправления; защищать право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке; 2) компетенция и пределы осуществления местного самоуправления ограничиваются вопросами местного значения, к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (жилищное строительство и распределение жилья, муниципальное здравоохранение и образование, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка и другие), отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации; 3) муниципальное образование обладает правом собственности на муниципальное имущество.
Структура органов местного самоуправления: 1) выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (представительные органы местного самоуправления); 2) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления).
Органы местного самоуправления независимы от федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в решении вопросов, отнесенных Конституцией РФ к их ведению. К таким вопросам относятся: 1) управление муниципальной собственностью; 2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; 3) установление местных налогов и сборов; 4) охрана общественного порядка; 5) иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления не вправе выполнять полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ и ее субъектов.
Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.
Источник