Понятие правовая природа смежных прав

Нюансы и тонкости прав автора: смежные права

К объектам смежных прав относятся по статье 1304 того же Закона:

  • Выступления артистов, режиссёрские постановки, выражаемые в форме, которая предусматривает просмотр и распространение их посредством техники.
  • Фонограммы.
  • Трансляция программ в эфирном времени по радиовещанию и телевидению, разработанных непосредственно предприятием или по его заказу за счёт спонсорских денег.
  • Информационные базы в области охраны от незаконного распространения и несанкционированного использования их фрагментов несколько раз.
  • Научные труды, разработки в сфере искусства, литературные работы после их перевода в достояние общественности.

Смежные права могут проявляться у певцов, производителей фонограмм, телевизионных каналов, радиостанций, публикаторов, разработчиков баз данных. Также они бывают у произведений, которые до определённого момента не стали достоянием общественности. При возникновении спорных моментов допускается обращение в суд для разрешения спорных ситуаций. Смежные права развиваются при чётком соблюдении правомерных авторских прав. Необходимо научиться разграничивать эти два понятия во избежание проблем с законодательством, действующим сейчас. Следите за актуальными новостями в области юриспруденции или обратитесь к профессионалам за консультацией.

Предположим, что композитор доверил исполнение своего шедевра третьему лицу, предварительно подписав с ним лицензионное соглашение. Тогда смежные права на исполнение единицы творческой деятельности возникают у этого исполнителя.

Для грамотного регулирования перечисленных в предыдущих абзацах объектов смежных прав в российском Гражданском кодексе существует отдельный параграф. Поговорим о самых важных аспектах каждого из них.

Исполнительное право. Второй параграф гл. 71 Исполнителем считается человек, чьим мастерством создавалось исполнение. К таким гражданам относятся актёры, певцы, музыканты, а также лица, играющие роль. Артист декламирует стихотворение, поёт, играет на пианино, всячески участвует в исполнении номера. К таким людям также можно причислить режиссёра спектакля и дирижёра.

Читайте также:  Аслы куль природный парк

Бывает, что исполнитель не один, а целая группа. Как быть в таком случае? Тогда исполнение согласно упомянутому закону считаются совместным исполнением. Каждому участнику коллектива принадлежат права, регламентированные статьёй 1315 российского ГК. Что относится к таким правам? Это право на исполнение в исключительном порядке, право авторства, право на псевдоним, право на обязательную защиту исполнения. Права исполнителя признают независимо от наличия авторских прав на творчески труд.

Предположим, существует гипотетическое музыкальное сочинение, записанное исполнителем с соблюдением норм действующего законодательства. Он исполнил песню, которая в скором времени превратилась в достояние общественности. В таком случае ориентируясь на третий пункт статьи 1315 свода гражданских прав становится понятно, что исполнитель не теряет прав на произведение. Перефразируя на доступный язык: исполнение представляет собой то, как исполнена песня или сыгран спектакль. При каждом новом использовании композиции получается новое исполнение.

Права фонограммы изложены в третьем параграфе.

Права на звуковые сигналы, полученные в результате звукозаписи, содержащиеся на определённом носителе, возникают у изготовителя. Им является лицо, инициирующее пилотную запись звуков исполнения.

Какие права принадлежат ему?

Преобладающее право на фонограмму, возможность записать собственное имя на диске (пластинке, дискете), право защитить объект от искажения, сделать фонограмму доступной для слушателей и зрителей. Фонограммой считается звукозапись, в рамках которой находится исполнение.

В статье 1326 идёт речь об использовании упомянутых выше материалов в коммерческих целях. Потому общедоступное исполнение фонограммы, обнародованной с целью обогащения, трансляция её в эфир или по кабельной сети допустимы без разрешения правообладателя и держателя исключительного права на записанное в ней исполнение. Однако перечисленные действия подразумевают выплату вознаграждения обладателю такого права.

Сбор прибыли находится в компетенции службы, регламентирующей управление авторскими правами на коллективной основе. Во Всемирную организацию интеллектуальной собственности можно обращаться для урегулирования вопросов исполнительских и авторских прав. Если собственник заведения общественного питания использует в своём здании композиции, перешедшие в категорию общественного достояния, следует быть готовым к негативным последствиям в правовом поле. Отличный выход из сложившейся ситуации применяют управляющие больших торговых центров и элитных ресторанов. Они приглашают музыкальные группы, чтобы специально для конкретной организации записать композиции с классической музыкой. В результате можно отлично сэкономить, не нарушив закон. Второй вариант предусматривает взятие в штат музыканта. Его можно посадить за пианино, вручить ноты, с помощью которых он будет живьём исполнять произведения, что перешли в народное достояние. В этом случае ВОИС не придерётся, потому платить ничего не понадобится.

Читайте также:  Косное биокосное биогенное природный газ

Некоторые правовые нюансы вещания изложены в четвёртом параграфе того же кодекса Предприятием эфирного или кабельного вещания считается юридическое лицо, которое проводит эфирную трансляцию.

Смежные права данных учреждений тесно пересекаются с правовыми нормами трансляции в эфир программ, разработанных ими же. Но такие права передаются в аналогичном порядке другим организациям или физическим лицам. При сообщении ранее зафиксированной на цифровом носителе чужой программы, транслирующее предприятие не получает смежные права. Они возникают при одновременной трансляции программ. При попытке показать зрителям устаревшую чужую программу необходимо юридически подготовиться. Понадобится подписание лицензионного контракта на смежные права с автором объекта первоначальной передачи. Данное положение описано в статье 1308 ГК.

Пятый параграф рассказывает о правах изготовителя информационных баз

Лицо, изготовившее базу данных, может быть индивидуальным предпринимателем или компанией (юридическим лицом). В процессе работы происходит сбор данных, их анализ, мониторинг, оптимизация.

Изготовителю принадлежит исключительное право производителя такой базы, а также возможность указывать на образцах собственное имя или торговую марку.

Стоит разграничить термины «изготовитель базы данных» и «автор базы данных».

Изготовитель обычно несёт значительные материальные затраты при работе с продуктом. Он обладает исключительными правовыми рычагами, чтобы при необходимости извлекать из объекта материалы с дальнейшим использованием. Положения пятого параграфа российского ГК не оставляют составителя без охраны продукта как составной части произведения с использованием положений относительно авторских прав. Период действия такого права для изготовителя возобновляются при каждом последующем её обновлении.

Шестой параграф. Право публикатора Публикатором считается физическое или юридическое лицо, обнародовавшее на правовых основаниях произведение, которое ранее не публиковалось. Такое произведение могло не находиться под охраной закона «Об авторском праве». Публикатору в таком случае принадлежат следующие права:

  • Исключительное право на обнародованный объект интеллектуальной или творческой собственности.
  • Личное неимущественное право отобразить собственное имя в процессе использовании произведения.
Читайте также:  Внутренним признаком природного объекта являются

Во время обнародования публикатор обязан учитывать волю автора. При несоблюдении упомянутого условия смежные права не развиваются. В случае нарушения публикатором личных неимущественных авторских прав, действие его исключительного права аннулируется в судебном порядке.

Давайте рассмотрим ситуацию. Предположим, при плановом осмотре экспозиции в исторических апартаментах одного из известных писателей представители коллектива музея нашли тайник. В нём было письмо писателя и рукопись одного из его творческих работ. В письме он попросил друзей опубликовать работу. Однако получилось, что рукопись была надёжно запрятана, а позже и вовсе позабыта. Потому данное произведение не было опубликовано, оставаясь лежать в недрах тайника в течение ста лет. В таком случае сотрудники музея принимают решение о его публикации. Права публикатора приобретает музей.

Источник

Оцените статью