Понятие предмета живой природы

План-конспект «Понятие о жизни. Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единой целое».

— Сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы.

— Развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу.

Образовательные : раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»;
познакомить обучающихся с многообразием растительного мира; показать широкое
распространение на Земле, их значение в природе, жизни человека, его хозяйственной
деятельности.
Развивающие: способствовать развитию схематизации учебного материала, сравнения
объектов по заданным критериям; анализа и отбора информации, умения обобщать и
делать выводы, умений работать с терминами; развивать познавательные мотивы,
направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых
организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу.
Воспитательные: способствовать эстетическому восприятию учащимися объектов живой
природы; способствовать формированию экологической культуры учащихся: бережного отношения к живым объектам природы, понимания важности сохранения биологического разнообразия планеты: биосфера – оболочка, охватывающая всю Землю, но все ­таки это – «плёнка» жизни.

Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Обучающиеся знают:
о многообразии живой природы;
роли растений в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в
кабинете биологии.
Обучающиеся умеют:
определять понятие биология;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов.
Метапредметные: умеют работать с разными источниками биологической информации,
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую,
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию; различают объем и содержание понятий.
Личностные: проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение
живой природы, чувство гордости за российскую биологическую науку, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы).

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Обучающие видеоролики» в цифровом образовательном контенте Академии Минпросвещения России. https://academy-content.apkpro.ru/

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и мотивации учебной деятельности.

Поздравляю с началом изучения нового для вас предмета – биологии – науки о живых организмах.

Читайте также:  Антарктида природные зоны его

— А поможет нам в изучении биологии- учебник. Под редакцией профессора В.В.Пасечника.

— А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?

Биология (от др.-греч. bios [би́ос] — «жизнь» и logos [лóгос] — «наука, учение»).

Предметом изучения биологии являются не только живые организмы (их разнообразие, строение, процессы жизнедеятельности, рост, развитие и т. д.), но и взаимодействие живых существ со средой обитания, их распределение по планете Земля, происхождение, эволюция.

Давайте рассмотрим рис. 1 Биологические дисциплины

— Итак, мы с вами выяснили. Биология изучает живую природу. А сейчас, мы с вами сыграем в игру «Живое – не живое» в цифровом образовательном контенте Академии Минпросвещения России. https://academy-content.apkpro.ru/

3. Изучение нового материала

Давайте ребята посмотрим обучающий видеоролик. Свойства живого. Понятие «жизнь». В цифровом образовательном контенте Академии Минпросвещения России. https://academy-content.apkpro.ru/

Живая природа – это все то, что может дышать, расти и видоизменяться, размножаться, умирать. Живое вторично, оно образуется с опорой на неживые природные объекты. Неживая природа является первоосновой, именно из нее зарождалась жизнь на планете. Неживая природа – это такие объекты, которые не испытывают биологических потребностей, неспособны к размножению, не растут.

4. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Перед выполнением задания давайте назовем такие свойства объектов, которые могут встречаться и в живой, и в неживой природе.

Например, расти может и ребенок, и грозовое облако; двигаться — человек, животное и автомобиль.

А сейчас предлагаю вам диагностическую работу «Свойства живого у неживых объектов» установить соответствие между свойствами и изображениями и ответить на вопрос: «Как же можно отличить живое от неживого, если у них есть общие признаки?»

В цифровом образовательном контенте Академии Минпросвещения России. https://academy-content.apkpro.ru/

5. Физкультминутка

Если утверждение верное хлопаем в ладоши.

Вирусология – исследует вирусы; микология – изучает царство грибов; бактериология – занимается исследованием бактерий; ботаника – занимается изучением растительного мира; зоология – изучает животный мир.

6. Закрепление изученного.

— Скажите пожалуйста, ребята что же такое биология?

— Почему же нам необходимо изучать биологию?

Что бы посмотреть, как вы поняли новый материал, внимание на экран.

Диагностическая работа «Жизнь и ее свойства» поможет понять мне, как вы усвоили материал урока, в цифровом образовательном контенте Академии Минпросвещения России. https://academy-content.apkpro.ru/

7. Домашнее задание.

Параграф 1, вопросы, стр. 10 задание

Прошу вас ребята высказать свои ощущения

Я узнал…
Я научился….
Мне понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…

Читайте также:  Комплексный показатель качества окружающей природной среды

1. Биология. 5 — 6 классы

Автор(ы): Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В.

2 . Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 5-6 классы

3. Биология. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы

Источник

Объекты живой природы

Природой называется все то, что окружает нас и не создано при участии человека. Так, окружающие нас леса, горы, моря, звезды — это природа. А дома, книги, машины, космические корабли к природе не относятся.

В природе выделяют живые и неживые объекты. К живым принято относить все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться. Это растения, животные, и, конечно, сам человек.

Признаки объектов живой природы

К главным признакам объектов живой природы относят способности организма совершать следующий жизненный цикл:

  • Рождение, рост и развитие. Так, из семечка вырастает целое дерево, младенец становится взрослым человеком.
  • Размножение. Объекты живой природы способны производить себе подобных.
  • Питание. Все живые существа нуждаются в пище: растения просят воды, животные питаются травой, растениями или другими животными.
  • Дыхание. Все живые организмы имеют органы дыхания: у человека и многих животных — это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
  • Движение. В отличие от большинства объектов неживой природы, живые организмы движутся: животные и человек передвигаются на ногах, лапах, растения поворачиваются вслед за солнцем, распускают цветы.
  • Умирание — это конечный цикл жизни организма. После того, как объект живой природы перестает поглощать пищу, дышать и двигаться, он умирает и переходит в разряд объектов неживой природы. Так, дерево — это объект живой природы, а вот срубленный ствол уже относится к неживой природе.

Все эти способности присущи только живым организмам. То есть, те объекты, которые растут, размножаются, питаются, дышат и относят к объектам живой природы.

В отличие от объектов живой природы, неживые неспособны к таким действиям. Например, луч Солнца, Луна, комета, песок, камень, скала, вода, снег — это объекты неживой природы. Несмотря на то, что многие из них способны двигаться (например, вода в реке), другие — растут (например, горы), эти объекты не размножаются, не питаются, у них нет органов дыхания.

Зато растения, которые, не движутся, способны к питанию и дыханию, а потому относятся к живой природе.

Объекты живой природы: примеры

В биологии выделяют следующие виды объектов живой природы:

Микроорганизмы — это древнейшие формы жизни на нашей планете. Первые микроорганизмы появились миллиарды лет тому назад. Микроорганизмы живут там. Где есть вода. Главная особенность их — невероятная жизнестойкость, так как микроорганизмы выживают практически при любых условиях. К объектам живой природы их относят потому, что они потребляют пищу (воду и питательные вещества) могут размножаться и расти. А с течением времени умирают.

Читайте также:  Все тайны природы уже решены

К микроорганизмам относятся различные виды бактерий, вирусы, грибы.

Растения. Мир флоры на земле необычайно велик и многогранен. Начиная от одноклеточных водорослей вроде инфузории-туфельки или амебы и заканчивая гигантскими кедрами или баобабами, все растения относятся к объектам живой природы. Во-первых, они способны расти и размножаться. Во-вторых, все растения нуждаются в питании, часть которых получают из воды, часть — из почвы. В-третьих, растения двигаются: разворачивают и сворачивают листочки, сбрасывают листья и цветы, распускают бутоны, поворачиваются вслед за солнцем. В-четвертых, растения дышат, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Однако стоит помнить, что после умирания растения переходят в класс объектов неживой природы.

Животные — еще одна разновидность объектов живой природы, наиболее многочисленная, так как сюда относятся самые разнообразные виды: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. Представители фауны также способны к размножению, они дышат и питаются, двигаются и растут, приспосабливаясь у условиям окружающей среды.

Человек — высшая ступень развития живого организма. Именно человеку присущи все способности объекта живой природы: человек рождается, растет, производит себе подобных, питается, дышит и, в конце концов, умирает.

Взаимодействие живой и неживой природы

Все объекты живой и неживой природы находятся в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Так, Солнце — это объект неживой природы. Но без его тепла и энергии невозможно существование жизни. То же можно сказать и о воде, которая послужила источником зарождения жизни на нашей планете.

Все живые организмы дышат. А потому для выживания им необходим воздух, который является объектом неживой природы.

С помощью звезд и Солнца птицы ориентируются в полете, человек с их помощью определяет циклы для выращивания растений

В свою очередь, и живая природа оказывает влияние на объекты неживой природы. Так, человек, строя города, осушает болота и разрушает горы, растения, выделяя кислород, меняют структуру воздуха, некоторые виды животных роют норы, выбирая для своего жилища объект неживой природы — почву.

При этом нужно помнить, что неживая природа является первичной, основной. Все необходимое мы черпаем именно из неживой природы, оттуда мы получаем воду, воздух, тепло и энергию, без которых невозможна жизнь.

Источник

Оцените статью