Понятие природа эволюция природы философия

34. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Проблема коэволюции природы и общества.

Природа — всё сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений;- объект исследования естествознания;- совокупность естественных условий существования человеческого общества. «Вторая природа» — созданные человеком материальные средства своей жизни и деятельности. Постоянное существование обменом веществ между человеком и природой — закон, регулирующий общественное производство, без которого невозможна сама человеческая жизнь. Природное начало в разных формах проявляется во всех сферах общественной жизни. В истории взаимодействия природы и общества можно выделить четыре типа отношений человека к природе: 1 тип (древнейший): — высокая степень зависимости от природы; — непосредственное присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда; — собирательство, охота рыболовство — основные виды деятельности; — использование природных укрытий в качестве жилищ; — овладение огнём; — отбор наиболее ценных видов растений и животных. 2 тип (аграрный): — земледелие и животноводство — основные сферы деятельности; — появление городов; — развитие ремёсел; — возникновение мануфактур; — прогресс простого товарного производства; — источники энергии: мускульная сила человека и животных, энергия ветра и воды. 3 тип (промышленный): — наука — важный фактор прогресса; — промышленность и машинное производство — главные сферы общественного производства; — резкое повышение производительности людей; — источники энергии: сила пара, электричество; — развитие сельского хозяйства и транспорта; — активное использование минеральных, органических и др. ресурсов, осознание их исчерпаемости. 4 тип (современный): — бурное научно-техническое развитие; — научно-техническая деятельность — ведущая сфера общественного производства; — рост потребности в природных и человеческих ресурсах; — стремление к воссозданию ресурсов в необходимых размерах; — поиски решений экологических проблем, связанных с резким ухудшением экологической ситуации в мире. Проблема коэволюции природы и общества. Общество — это определённое природное образование, живая социально организованная материя, один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия. История человеческого общества — продолжение развития природы. Неразрывная и естественная связь общества и природы обуславливает единство и различие законов их развития. Единство заключается в следующем: — законы действуют объективно (реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны или не познаны) — проявление и действие законов подвержено влиянию изменений материальных условий. Различия между законами общества и природы: — законы природы вечные или очень долговременные, т.к. природа бесконечна в пространстве и во времени; законы общества не вечны (как и само общество); — законы природы проявляются в действии стихийных бессознательных сил (природа не осознаёт своего бытия); законы общества осуществляются через сознательную деятельность масс людей. Коэволюция — обоюдная взаимосвязанная эволюция общества и природы. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. Свою очередь изменение внешних условий существования человека предполагает адаптацию параметров биосферы.

Читайте также:  Какие есть фонды дикой природы

Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока ещё малы, но своей деятельностью он может нарушить её равновесие и вывести на режим необратимой эволюции, который может грозить человеку исчезновением его как вида. Эта потенциальная возможность породила проблему коэволюции природы и общества.

Ноосфера — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Для ноосферы характерно резкое ускорение всех эволюционных процессов, возникновение техносферы как её неотъемлемой части и рост антропогенных нагрузок.

Теория ноосферы В.И. Вернадского изучает условия, при которых изменение характеристик биосферы происходит в направлении, содействующем упрочению, расширению области гомеостаза вида homo sapiens (гомеостаз — совокупность приспособительных реакций человека, направленных на устранение или максимальное ограничение факторов, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды организма).

Такой подход предполагает, что необходимо прежде всего:

— осуществлять комплексное системное исследование динамики биосферы;

— изучить влияние антропогенных факторов на параметры биосферы, определение её критических состояний; — оценить допустимые пределы производства (например, энергии, которая в конечном счёте рассеивается и идёт на нагревание атмосферы);

объединить специалистов различного профиля, осуществить глубокий научный синтез естественных, технических и общественных наук;

— обеспечить мирное сосуществование людей.

Источник

4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.

В широком смысле понятием «природа» охватывается всё сущее, вся Вселенная, в узком смысле этим понятием обозначают всю совокупность естественных условий существования человека и человечества в противоположность культуре (kulture — возделывание, воспитание), под которой понимается нечто освоенное, преобразованное человеком. Превращение природного, естественного в культурное, искуственное осуществляется деятельностью человека. В этом — сама суть человеческого способа существования в мире. То же бытие природы немыслимо без человека (разве что лишь в абстракции).

«Человек и природа» — эта проблема занимает людей с древнейших времён и до наших дней. Напомним, что в античности человек мыслился как часть природы — космоса, который представлялся организованным, закономерным, совершенным и противопоставлялся хаосу. Идеал, достойный мудреца, — жизнь в согласии с природой, а для этого — её познание.

В средние века в христианской культуре богом сотворённая природа — нечто более низкое, чем человек, ибо только он наделён душой. Жизнь представлялась как борьба божественного начала — души с греховным природным началом — телом и внешней природой. В прогрессе человечества это многое дало для развития и понимания духовности. Бог дал книгу природы. Такое понимание толкало на раскрытие в ней высшего разума, целесообразности, но вместе с тем и организованности, системности, закономерности (что способствовало возникновению естествознания).

В эпоху Возрождения люди открывают красоту и великолепие природы, видят в ней источник телесной и духовной радости на основе гармонии равных — природы и человека, отрицая аскетизм.

Читайте также:  Любая природная зона сообщения

Поднее, в философии романтизма природа понимается как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. По мнению Ж.Ж. Руссо, переход человека от естественного состояния к социальному — источник всех наших несчастий.

В период становления промышленного капитализма возникает ещё один тип отношения к природе. Так, Ф. Бэкон провозглашает целью науки и техники господство над природой. Она — объект испытания, преобразования и кладовая. Такая позиция была доминирующей вплоть до середины ХХ века и лежала в основе реальной практики.

Однако наряду с этим существовали и другие подходы, особенно на Востоке. Если Запад в основном пошёл по пути «усовершенствования и подгонки» природы для удобства человека, то многие направления на Востоке стремились приблизить человека к природе, космосу как их частичку. Для них ни деньги, ни роскошь, ни слава и власть не дают счастья, оно — в духовном единении с природой.

Ныне формируется иной подход, основанный на ответственности, имеющий целью: разумность и гуманность во взаимодействии общества и природы. Отрицая прежний тип отношений, он вбирает положительное, иногда абсолютизируя и отрицание, и утверждение (например: в движении «зелёных» назад к природе, в увлечении восточным аскетизмом).

Краткий исторический экскурс показывает, что в понимании природы отражались объективно существующие сложные диалектически противоречивые отношения человека и природы. Это обусловлено: (1) сложностью объекта познания, (2) развитием технической вооружённости человека (материального производства), (3) социальной организацией людей и (4) уровнем познания, шире — духовного освоения мира.

Выделяют ещё один аспект бытия природы — неживой и живой. Через анимизм, гилозоизм и другие позиции человек пришёл к современному подходу, который тоже не однозначен. Разграничение живого и неживого и определение того, что есть жизнь, представляет такую проблему, которую нельзя решить раз и навсегда, к ней люди будут возвращаться снова и снова. Если биология видит живое как бы извне, то философию интересуют отношения между человеком и живым, взятые во всей их полноте.

Здесь следует учитывать следующие отправные положения:

— Возникновение земной жизни явилось закономерным результатом предшествующей эволюции нашей планеты, а не следствием вмешательства внешней воли. (Есть в печати противоположные точки зрения: о наличии во Вселенной других очагов жизни и занесении её на Землю, воздействии других цивилизаций). Первые признаки жизни появились около 3,8 млрд. лет назад, а примерно 2 млрд. лет назад возникли первые клетки, способные к фотосинтезу, в процессе которого выделяется кислород.

— Жизнь распространяется по всей планете — возникает новая целостная система — биосфера и биоценозы — подсистемы применительно к конкретному региону поверхности Земли (учение В.И. Вернадского и других). В новых концепциях предлагается понимание механизма возникновения жизни как целостного организма — биосферы Земли (5, с. 2O2-2O7). Жизнь представляется как сплошной непрерывный во времени и пространстве поток, в котором беспрерывно преобразуется вещество, энергия и информация. Формой существования этого потока являются дискретные образования — отдельные организмы (каждый из которых уникален по набору генов). Происходит взаимодействие организма с окружающей средой и с другими организмами.

Читайте также:  Биосферные природные заповедники россии

— Всякая индивидуальная жизнь конечна, она даёт начало новым жизням и уступает им дорогу.

— Живое способно ассимилировать полученные извне вещества, т.е. перестраивать их, уподобляя собственным структурам.

— Огромное многообразие свойств живого.

— Организованность. Жизнь характеризуется высокоупорядоченными структурами, которые составляют живую систему, способную в целом к самовоспроизведению.

— Структурная компактность и энергетическая экономичность живого.

— В ходе эволюции и естественного отбора совершенствовались процессы приспособления — возникла центральная нервная система, затем высшая форма нервной деятельности, а под влиянием труда — человек. Возникает и развивается ноосфера (В. Вернадский, Ле Руа, Т. де Шарден). Человечество, вооружённое научной мыслью, превращается в ведущую силу, определяющую эволюцию планеты. Биосфера самоподдерживается и самовоспроизводится, что проявляется лишь в определённых параметрах. Выход за них (возрастание техносферы, урбанизации) ведёт к изменению и даже к разрушению биоценозов или всей биосферы.

— Хрупкость жизни, она как ценность для человека. Ответственность всех и каждого за сохранение жизни на Земле.

Широко распространились принципиально противоположные воззрения на происхождение жизни, представленные в «Библии»: в день пятый и в день шестой создал Бог животный, растительный мир и «человека по образу Своему» (1, с. 2-3).

Обобщая, можно сказать словами К. Маркса: «Человек живёт природой. Это значит, что природа есть тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы» (2, т.42, с.92).

Таким образом природа для человека: 1) условие его существования, 2) поле его преобразовательной деятельности, 3) объект познавательных, 4) социальных, в т.ч. политических, 5) мировоззренческих, в частности религиозных, 6) нравственных, 7) эстетических и других ценностных отношений. Она понимается как ценность не только потребительская, но и носитель (вместе с человеком) жизни, и высшая духовная ценность.

С моей точки зрения, каждый живой организм, биоценоз, биосфера и природа в целом должны рассматриваться как система, подчинённая закономерности сохранения и развития живой системы, оптимальная реализация которой возможна при действии другой закономерности: соответствия между данной системой (организмом) и его средой, между биосферой и техносферой и в целом — соответствия между тремя основными составляющими мир: природой, искуственной средой и социумом — человеческим обществом (4, с.116-118, 127-132, или с.8-9, 23-29).

Источник

Оцените статью