Понятие природно заповедного фонда

67. Понятие и краткая характеристика особо охраняемых природных территорий (природно-заповедного фонда рф)

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» последними признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения). Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг;

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов РФ);

– государственные природные заповедники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды.

В отношении особо охраняемых территорий регионального значения и субъектов РФ осуществляется управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

Читайте также:  Живая природа интернет природы

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит новое обобщающее понятие – «природно-заповедный фонд» и подтверждает запрет изъятия и приватизации его земель, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющий особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Источник

31. Понятие и состав природно – заповедного фонда.

Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколь¬ко их катего-рий с учетом особенностей правового режима данных природ¬ных территорий и статуса рас-положенных на них природоохранных учреж¬дений (ст. 2): — государственные природные заповедники; — национальные парки; — природные парки; — государственные природные заказники; — памятники природы; — дендрологические парки и ботанические сады; — лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и мест¬ного само-управления могут устанавливать и другие категории особо охраня¬емых природных террито-рий — территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, па-мятники садово-паркового искус¬ства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные сис-темы, природ¬ные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др. Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимает при-родно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) — заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды относит к природно-заповедному фонду также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ (ст. 60). Все возрастающие темпы вовлечения природных ресурсов в сферу производства, усиление ис-пользования природной среды для удовлетворе-ния различных потребностей общества и обеспе-чения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков при-ро-ды в их первозданном виде. Эти участки являются особо охраняемыми территориями (аквато-риями), которые выполняют экологические, генети-ческие, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, культур-но-просветительные функции, и изымаются из активного хозяйственно-го освоения.В Федеральном законе РФ об особо охраняемых природных территориях, принятом Государ-ственной Думой РФ 14 марта 1995 г., сказано, что особо охраняемые природные территории — это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, куль-турное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты решениями органов го-сударственной власти полностью или час-тично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой раны.С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняе-мых природных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения); б) национальные парки (федерального значения); в) природные парки (субъектов РФ); г) государственные природные заказники (федерального и региональ-ного значе-ния, субъектов РФ); д) памятники природы (федерального и регионального значения, субъ-ектов РФ); е) лечебно-оздоровительные местности (федерального, регионально-го и местного значения). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функциониро-вания природно-заповедного фонда РФ на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окру-жающей среды. В отно-шении природно-заповедного фонда регионального значения и субъектов РФ осуще-ствляются управление и контроль органами государственной власти субъ-ектов РФ и специально уполномо-ченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществля-ются органами местного самоуправления.

Читайте также:  Дирекция национального природного парк

Источник

33.Понятие и особенности правовой охраны природно-заповедного фонда.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» последними признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом различий в статусе и режиме устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения). Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг;

– национальные парки (федерального значения);

– природные парки (субъектов РФ);

– государственные природные заповедники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);

– дендрологические парки и ботанические сады (федерального и регионального значения);

– лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения).

Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные формы особо охраняемых территорий (зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством РФ и специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей среды.

В отношении особо охраняемых территорий регионального значения и субъектов РФ осуществляется управление и контроль органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды.

Читайте также:  Комитет природных ресурсов ханты мансийского автономного округа

Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, их режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» вводит новое обобщающее понятие – «природно-заповедный фонд» и подтверждает запрет изъятия и приватизации его земель, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющий особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Источник

Оцените статью