Понятие природной предпосылки характера

7.5. Понятие о характере, его природных и социальных предпосылках

Характер является одним из основных проявлений личности, поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.

Характерв узком смысле слова определяется каксовокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Характер в более широком смысле совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П.Ф.Лесгафта, А.Ф.Лазурского, А.П.Нечаева, В.И.Страхова, Б.Г.Ананьева, Н.Д.Левитова и др.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека.

В структурехарактера разные авторы выделяют различные свойства.

Так, Б.Г.Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:

  • уравновешенность – неуравновешенность;
  • сензитивность – агрессивность;
  • широту – узость;
  • глубину – поверхностность;
  • богатство, содержательность – бедность;
  • силу – слабость.

7.6. Формирование характера

Проблема влияния характера на формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет исключительно важные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их индивидуальных характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и т. д. Активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и отражены в «типах характера». Типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности. Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Читайте также:  Осень золотая прекрасная природа

Источник

22. Характер как психологическая категория, его природные и социальные предпосылки.

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойств характера двояким образом:

— от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера;

— от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.

Способы и качества действий человека зависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания и т.д., т.е. от индивидуальных особенностей психических процессов. Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

Характер зависит от системы общественных отношений и социальных групп, к которым принадлежит человек. В характере можно выделить типичное (выражает то общее, что присуще определенной общности, например, национальной) и индивидуальное.

Характер наиболее тесно связан с направленностью личности, но два человека со сходной направленностью могут обнаружить различия в способах достижения целей. За этими различиями стоят особенности характера. В характере заложена типичная для человека программа поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществить выбор действия, преодолевая значительные трудности. Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Социальные предпосылки характера:

Физиологическая основа характера:

1. Динамический стереотип — система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей.

Характерный признак динамического стереотипа тот, что на одни и те же условные раздражители организм отвечает различными реакциями в зависимости от обстановки. Это явление называется переключением. Сущность переключения, в основе которого лежит образование динамического стереотипа, состоит в том, что в зависимости от обстановки в ЦНС создается различное функциональное состояние.

Читайте также:  Министерство природных ресурсов краснодарского края каинов

Сходство этих физиологических проявлений с проявлениями характера у человека:

— и те, и другие имеют стереотипный, шаблонный для данного человека характер;

— и в том, и в другом случае в зависимости от обстановки один и тот же индивид на одни и те же раздражители реагирует по-разному;

— те и другие имеют чрезвычайно устойчивый и постоянный характер.

2. Свойства общего типа ВНД — отсюда тесная связь темперамента и характера. Тип темперамента — одно из важнейших психологических условий происхождения индивидуально-своеобразных черт характера.

Свойства темперамента не предопределяют, каким будет характер, но влияют на него:

— затрудняют или облегчают воспитание определенных черт характера;

— если в результате социальных условий и условий воспитания у человека сложились определенные отношения, то от типа ВНД зависят те способы действий, при помощи которых он будет выражать эти отношения.

Характер не дан человеку от природы. Каждый человек ответствен за проявления своего характера и каждый в состоянии заняться самовоспитанием. До 3 лет темперамент преобладает над характером, после 3-х — характер над темпераментом.

Источник

Понятие о характере в психологии. Природные и социальные предпосылки характера.

Понятие «характер» употребляется в разных значениях, например когда мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных для человека формах поведения или о тех формах поведения, в которых выражается личность человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, как правило, представляют не сумму отдельных особенностей человека, а единое целое, которое и называют характером человека. Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках. Когда мы говорим, что у человека такой-то характер, мы тем самым раскрываем: 1) систему его отношений к действительности и 2) привычный образ его поведения в определенной ситуации. Характер человека как социального существа детерминирован его общественным бытием. Он представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизни и деятельности каждого отдельного человека формирует разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие, типичные обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие стороны и черты характера. Типичные характеры являются продуктом определенных общественно-исторических условий. В зависимости от преобладающего влияния на деятельность различных психических процессов могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера. Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. Черты характера побуждают человека действовать определенным образом, иной раз вопреки обстоятельствам, то они лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни. Считается, что физиологической основой характера является динамический стереотип.

Читайте также:  Природные ресурсы северо западного региона

Динамический стереотип – это система условных рефлексов, образующихся в ответ на неизменно повторяющуюся систему условных раздражителей. Особенностью динамического стереотипа является то, что он определяется не только видом раздражителя, но и обстановкой, ситуацией. Это означает, что на один и тот же раздражитель в разных ситуациях организм отвечает разными реакциями. Данное явление называется переключением. Суть его заключается в том, что в зависимости от обстановки центральная нервная система имеет разное функциональное состояние. Само выражение «динамический стереотип» может показаться двусмысленным: если «динамический» означает «изменяющийся», то с понятием «стереотип» ассоциируется устойчивость, постоянство.

Сходство этих физиологических характеристик с проявлениями характера человека заключается в следующем:

– они стереотипны, шаблонны для данного индивида;

– в зависимости от обстановки в ответ на одни и те же раздражители человек обнаруживает разные стереотипные реакции;

– эти физиологические характеристики, как и характер человека, чрезвычайно устойчивы, постоянны. Таким образом, физиологическая основа характера – это сплав сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, и типа нервной деятельности.

Источник

Оцените статью