Понятие природы ее основные сферы

ТЕМА 10

ПРИРОДА КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Разве мало дала нам природа, дав нам себя. Сенека Вопросы темы 1. Понятие природы и актуальность ее анализа. 2. Основные исторические формы отношения общества к природе. 3. Географическая среда и развитие общества. 4. Экология и образование.

1. Понятие природы и актуальность ее анализа

Взаимодействие природы и общества является одной из актуальных проблем социальной философии и всего гуманитарного знания. Она охватывает самые различные области социальной реальности — экономику, политику, мораль, искусство, религию и т. д. Важность данной проблемы определяется тем, что без взаимодействия с природой общество существовать не может . До недавнего времени человечество лишь «эксплуатировало» природу, считая ее ресурсы неисчерпаемыми . Но уже в конце XIX века вследствие развития техногенной цивилизации и установки на «покорение» природы появились первые грозные признаки ухудшения качества природной среды существования общества. Особенность настоящего времени состоит в том, что проблема взаимодействия общества и природы приняла кризисный и глобальный характер. И сегодня эта проблема из чисто теоретической

превратилась в злободневную практическую задачу преодоления экологического кризиса. Однако адекватное понимание значения природы для существования и развития общества не сформировалось полностью до сих пор. И вопрос не так прост, как кажется с первого взгляда. Начнем с анализа понятий и терминов , связанных с употреблением слова «природа». Последнее слово и, соответственно, термин многозначны по своему смыслу. Обычно этот смысл, если он не оговаривается специально, выявляется с помощью контекста. Однако исходное содержание понятий (интерпретаций терминов), связываемых со словом «природа», задается авторами текста (концепций, теорий). И здесь нет единства мнений . Так, говорят о «природе» как всеобъемлющей реальности, о «природе» как естественной окружающей среде, о «природе» «первой» и «второй», о «природе» сознания, человека, молнии и т. д. В этом многообразии употреблений слова (и термина) «природа» обычно выделяют три вида смыслов (понятий): широкий, узкий и конкретно-специальный . Но каково содержание этих понятий? Многие авторы учебников по философии полагают, что термин «природа» в широком смысле обозначает всю Вселенную (Универсум), включая общество, в узком — естест- венную окружающую общество среду , в специальном — со- вокупность существенных отличительных черт какого-либо объекта (см. напр.: Философия. Часть II. Основные проблемы философии / под ред. В.И. Кириллова. – М., 1997). На наш взгляд, можно согласиться с двумя последними толкованиями термина «природа», но первое вызывает возражение . Естественно и даже интуитивно ясно, что под природой принято понимать нечто несоциальное . Отношение понятий «природа» и «общество» антонимично. Природа и общество существенно различаются, имеют свою специфику,

Читайте также:  Конспект урока география 10 класс природные ресурсы

развиваются по своим законам, хотя и взаимосвязаны генетически и функционально. О несводимости социального в человеке к природному (даже в широком смысле) хорошо подметил М. Пришвин. В очерке «Глаза земли» он писал: «…В природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее». Материальную организацию человека нельзя свести к биологической . К тому же природа противостоит культуре (чему-то освоенному человеком). В связи с этим выражение «вторая природа» не следует понимать буквально, оно метафорично , поэтому и берется в кавычках. На основании изложенного, по нашему мнению, неправомерно включать в широкий смысл термина «природа» само общество . С этим смыслом следует связывать основную часть Универсума (Вселенной) за исключением общества. Мы согласны с мнением В.А. Канке, который пишет: «Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу…» (Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. Изд. 4-е. – М., 2001. С. 241). Поскольку общество прежде всего окружено естественной ближайшей к нему средой (земной природой), последнюю можно считать природой в узком смысле . Эта среда охватывает литосферу, атмосферу, гидросферу и биосферу. Литосфера — это верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (то, что покрывает ядро Земли). Атмосфера — это газопаровая оболочка Земли, гидросфера — водная оболочка Земли. Биосфера есть сфера существования живых организмов. Все

эти сферы — это те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но могут быть использованы им. Конечно, общество взаимодействует не со всей природой даже в узком смысле, а только с определенной ее частью , расширяющейся по мере социального прогресса. Та часть природы, которая вовлечена в процесс жизнедеятельности человека и общества, называется географической средой . Это та часть естественной природной среды, которая приспособлена к потребностям общества на данном историческом этапе его развития. Географическая среда составляет практически необходимое естественное условие существования и развития общества. В дальнейшем мы будем использовать термин «природа» преимущественно в его узком значении. Таким образом, два основных значения термина «природа» и место общества в природе схематически можно изобразить так (рис. 8): Универсум Природа в широком смысле Природа в узком смысле Общество Рис. 8 В ходе трудовой деятельности человек (общество) создал весьма разветвленную искусственную среду обитания, так называемую «вторую природу». К ней относится все, что

Читайте также:  Зональные природно производственные условия

Источник

20. Понятие «природа». Природа как основа жизнедеятельности общества

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

Вопросы, которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, — проблема отношений между человеком и природой.

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.

Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное.

21. Общество как система. Структура общества.

Общество — совокупность людей, их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними.

Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокини др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.

Читайте также:  Идеальный нос от природы

Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Следует учитывать, что все эти части общества не однообразны, они сложны, многокачественны, иерархичны и выполняют жизненно важные для общества функции – сохранение, воспроизводство социальной системы, а также её развитие и совершенствование.

Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру. В общем плане её можно определить как исторически сложившуюся форму организации общества, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта.

Соц. структура общества рассматривается в различных ракурсах. Когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь соц. явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается как целостная система, включающая 4 основные сферы:

По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип соц. связей, общество как соц. система включает следующие подсистемы:

– соц. институты и организации,

– соц. роли, нормы и ценности.

Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы.

Источник

Оцените статью