Понятие природы государственного управления

Понятие, природа и сущность государственного управления

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.

С категорией управления тесно связано понятие «организация». Этот термин (от древнегреч. organizo – «сообщаю стройный вид, устраиваю») многозначен, но чаще всего им обозначают коллектив людей, осуществляющих совместную деятельность для достижения общей цели, или некоторые действия, упорядочивающие, приводящие в систему объекты материального или духовного мира. В процессе и в результате этих действий складывается особый вид социальной связи между людьми – организационные общественные отношения. Применительно к социальным процессам и взаимоотношениям людей понятие организации по своему объему шире понятия управления, потому что как вид целенаправленной деятельности управление – лишь наиболее часто проявляющаяся разновидность организующих, т. е. упорядочивающих начал, наряду с такими, например, формами организующей социальной деятельности, как обучение, воспитание.

В процессе же управления (как одного из специфических видов социальных взаимоотношений субъекта с объектом) соотношение этих понятий таково: сущность управления состоит в практической организации деятельности управляемых объектов при выполнении ими поставленных задач, а сама эта практическая организация суть неотъемлемое свойство управления. Следовательно, организация является атрибутом управления, внутренне присущим ему свойством.

Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Социальное управление – сложное общественно-историческое явление. Общественное потому, что управление – необходимое и непреложное условие совместной деятельности людей, необходимый ее элемент. Исторической же категорией социальное управление является потому, что по мере развития общества изменяются задачи, характер, формы, методы, круг лиц, осуществляющих управление, хотя само по себе оно всегда остается необходимым атрибутом жизнедеятельности любого общества на всех этапах его исторического развития.

Читайте также:  Вышивка лентами природа картины

Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. Общеизвестно, что власть как социальное явление и неотъемлемое свойство человеческого сообщества служит инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

Общественное управление осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным административно-правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

Читайте также:  Особенности природы океании таблица

Источник

Государственное и муниципальное управление

В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.

Оглавление

  • 1. Основы научного государственного управления
  • 2. Предмет государственного управления
  • 3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
  • 4. Природа и социальная сущность государственного управления
  • 5. Виды государственного управления
  • 6. Ресурсное обеспечение государственного управления

4. Природа и социальная сущность государственного управления

1. Сущность государственного управления подразумевает ряд конкретных действий, необходимых для достижения определенных целей с использованием всех ресурсов: материальных, финансовых, информационных, кадровых и других механизмов воздействия на объект со стороны управляющего субъекта.

Государственное управление — разновидность социального управления обществом для упорядочения возникающих отношений.

Природа государственного управления основывается на исполнительно-распорядительной и подзаконной деятельности, которая осуществляется во всех сферах: социально-культурной, внешней и внутренней экономической, административно-политической и др.

2. Государственному управлению присущи следующие основные характеристики:

• исполнительно-распорядительная деятельность (в качестве средства используются юридически властные полномочия для ее осуществления);

• практическая и организационная деятельность;

• подзаконное нормотворчество и подзаконная деятельность.

3. Выделяют также следующие основные характеристики природы государственного управления:

• разработка и практическая реализация политики государства;

• целевая и функциональная специфика государственного управления;

• наличие ответственности за исполнение законодательных актов;

• использование определенных методов государственного управления.

4. В перечень приоритетных проблем государственного управления входят:

• повышение роли государственного управления в общественной жизни;

• укрепление статуса законности государственной власти как единственно возможной;

• реконструкция ветвей государственной власти в связи с текущими изменениями в повседневной жизни государства и мира;

• общее развитие теории государственного управления.

Читайте также:  Аргумент человек венец природы

Источник

Тема 1. Природа и сущность государственного управления

Государственное управление понимается как совокупность определенных мероприятий, проводимых с целью руководства и контроля государства (субъ­екта) над объектами. Для руководства используются все необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные и др. Методология го­сударственного управления определяется с помощью различных методов, ме­ханизмов и средств. Методы государственного управления представляют собой способы, которые необходимы для осуществления функций государственного управления.

Каждый из методов обладает конкретными характеристиками:

  1. ярко выраженной взаимосвязью объекта и субъекта;
  2. конкретной организационной формой (приказами и правилами);
  3. выбором способа для достижения поставленных задач.
    1. убеждение;
    2. принуждение;
    3. правовые акты управления.
        1. административного предупреждения;
        2. административной ответственности;
                1. по юридическим свойствам — нормативные правовые и индивидуаль­ные нормативные акты;
                2. по временным рамкам действия — срочные и бессрочные;
                3. по территориальному распределению — действуют в пределах РФ, в пределах каждого из субъектов РФ и в пределах административно- территориальной единицы РФ;
                4. по типу компетенции — общей компетенции, отраслевой и межотрас­левой компетенции.
                          1. соблюдение полномочий и процесса создания нормативных актов го­сударственного управления;
                          2. соблюдение установленного процесса принятия;
                          3. соблюдение установленной формы и утверждение ответственным лицом.

                          1.2. Виды государственного управления

                                      1. определение роли и места человека — основа демократического или ав­торитарного видов госуправления;
                                      2. принадлежность используемой формы собственности федеральному, региональному, местному и корпоративному видам;
                                      3. влияние характера отношений региональных и федеральных уровней власти на развитие координационного и субкоординационного видов;
                                      4. соответствие методов воздействия на объект, отраслевому, территори­альному или функциональному видам.
                                                    1. основная деятельность всех госорганов;
                                                    2. основная деятельность органов исполнительной власти.
                                                                    1. исполнительно-распорядительной деятельностью, — т. е. в качестве средства используются юридические властные полномочия для осуществления этой деятельности;
                                                                    2. практической и организационной деятельностью;
                                                                    3. подзаконным нормотворчеством и подзаконной деятельностью.
                                                                                      1. — определенные ресурсы;
                                                                                      2. — разработка и практическая реализация политики государства;
                                                                                      3. — целевая и функциональная специфика госуправления;
                                                                                      4. — наличие ответственности за исполнение законодательных актов;
                                                                                      5. — использование определенных методов госуправления.
                                                                                      1. развитие понятия сущности государства, роли государственного управления в общественной жизни;
                                                                                      2. укрепление статуса законности государственной власти как единст­венно возможной;
                                                                                      3. реконструкция ветвей государственной власти в связи с текущими из­менениями в повседневной жизни государства и мира;
                                                                                      4. общее развитие теории государственного управления.

                                                                                      Источник

Оцените статью