В настоящем издании подробно рассмотрены вопросы государственного и муниципального управления в Российской Федерации. Авторы простым и доступным языком рассказывают о системе органов государственной власти, об организации власти в субъектах РФ, об основах и системе местного самоуправления, об административной реформе в России и т. п.
Оглавление
1. Основы научного государственного управления
2. Предмет государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
4. Природа и социальная сущность государственного управления
5. Виды государственного управления
6. Ресурсное обеспечение государственного управления
4. Природа и социальная сущность государственного управления
1. Сущность государственного управления подразумевает ряд конкретных действий, необходимых для достижения определенных целей с использованием всех ресурсов: материальных, финансовых, информационных, кадровых и других механизмов воздействия на объект со стороны управляющего субъекта.
Государственное управление — разновидность социального управления обществом для упорядочения возникающих отношений.
Природа государственного управления основывается на исполнительно-распорядительной и подзаконной деятельности, которая осуществляется во всех сферах: социально-культурной, внешней и внутренней экономической, административно-политической и др.
2. Государственному управлению присущи следующие основные характеристики:
• исполнительно-распорядительная деятельность (в качестве средства используются юридически властные полномочия для ее осуществления);
• практическая и организационная деятельность;
• подзаконное нормотворчество и подзаконная деятельность.
3. Выделяют также следующие основные характеристики природы государственного управления:
• разработка и практическая реализация политики государства;
• целевая и функциональная специфика государственного управления;
• наличие ответственности за исполнение законодательных актов;
• использование определенных методов государственного управления.
4. В перечень приоритетных проблем государственного управления входят:
• повышение роли государственного управления в общественной жизни;
• укрепление статуса законности государственной власти как единственно возможной;
• реконструкция ветвей государственной власти в связи с текущими изменениями в повседневной жизни государства и мира;
• общее развитие теории государственного управления.
Тема 1. Природа и сущность государственного управления
Государственное управление понимается как совокупность определенных мероприятий, проводимых с целью руководства и контроля государства (субъекта) над объектами. Для руководства используются все необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные и др. Методология государственного управления определяется с помощью различных методов, механизмов и средств. Методы государственного управления представляют собой способы, которые необходимы для осуществления функций государственного управления.
Каждый из методов обладает конкретными характеристиками:
ярко выраженной взаимосвязью объекта и субъекта;
конкретной организационной формой (приказами и правилами);
выбором способа для достижения поставленных задач.
убеждение;
принуждение;
правовые акты управления.
административного предупреждения;
административной ответственности;
по юридическим свойствам — нормативные правовые и индивидуальные нормативные акты;
по временным рамкам действия — срочные и бессрочные;
по территориальному распределению — действуют в пределах РФ, в пределах каждого из субъектов РФ и в пределах административно- территориальной единицы РФ;
по типу компетенции — общей компетенции, отраслевой и межотраслевой компетенции.
соблюдение полномочий и процесса создания нормативных актов государственного управления;
соблюдение установленного процесса принятия;
соблюдение установленной формы и утверждение ответственным лицом.
1.2. Виды государственного управления
определение роли и места человека — основа демократического или авторитарного видов госуправления;
принадлежность используемой формы собственности федеральному, региональному, местному и корпоративному видам;
влияние характера отношений региональных и федеральных уровней власти на развитие координационного и субкоординационного видов;
соответствие методов воздействия на объект, отраслевому, территориальному или функциональному видам.
основная деятельность всех госорганов;
основная деятельность органов исполнительной власти.
исполнительно-распорядительной деятельностью, — т. е. в качестве средства используются юридические властные полномочия для осуществления этой деятельности;
практической и организационной деятельностью;
подзаконным нормотворчеством и подзаконной деятельностью.
— определенные ресурсы;
— разработка и практическая реализация политики государства;
— целевая и функциональная специфика госуправления;
— наличие ответственности за исполнение законодательных актов;
— использование определенных методов госуправления.
развитие понятия сущности государства, роли государственного управления в общественной жизни;
укрепление статуса законности государственной власти как единственно возможной;
реконструкция ветвей государственной власти в связи с текущими изменениями в повседневной жизни государства и мира;
общее развитие теории государственного управления.