Понятие социальной установки природа социальных установок

Тема 2.3. Социальные установки личности

Формирование социальных установок личности показывает как усвоенный социальный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках.

Традиция изучения социальных установок сложилась в отечествен­ной и западной социальной психологии и социологии. Отличие западной традиции заключается в том, что с самого начала категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологичес­кого знания. В западной социальной психологии для обозначения со­циальных установок используется термин «аттитюд», который на рус­ском языке переводится либо как «социальная установка», либо упот­ребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд».

Аттитюд понимается как определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организован­ное на основе предшествующего опыта и оказывающее направляю­щее и динамическое влияние на поведение.

Были выделены четыре функции аттитюдов:

  1. приспособительная (иногда называемая утилитарной, адап­тивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  2. функция знания — аттитюд дает упрощенные указания отно­сительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
  3. функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
  4. функция защиты — аттитюд способствует разрешению внут­ренних конфликтов личности.
  1. когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);
  2. аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);
  3. поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).
  1. формы связи живого организма с предметами внешнего мира;
  2. формы дистанционной взаимосвязи индивида и предмета;
  3. форма сознательного отношения человека к действительности.
  1. специфическая реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, реакции на специфические и быстро сменяющие друг дру­га воздействия внешней среды. Это — поведенческие акты;
  2. поступок или привычное действие, которое как бы компонует­ся из целого ряда поведенческих актов. «Поступок есть элементар­ная социально значимая «единица» поведения, и его цель — установ­ление соответствия между простейшей социальной ситуацией и со­циальной потребностью (или потребностями) субъекта» (Ядов, 1975).
  3. целенаправленная последовательность поступков образует поведение в той или иной сфере деятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспе­чивается системой поступков;
  4. целостность поведения в различных сферах и есть собственно деятельность во всем ее объеме. В итоге диспозиционная система личности функционирует как целостное образование, в котором представлены разные элементы этой системы (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и разные ее уровни от фиксированных устано­вок до ценностных ориентации. Она регулирует целесообразное ценностное поведение личности.
  1. Они предопределяют восприятие конкретной жизненной ситу­ации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действи­тельность не напрямую, а опосредованно, через призму сложивших­ся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.
  2. Социальный стереотип «экономит» мышление за счет обезличивания и формализации общения. Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет исполь­зовать уже знакомую модель поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.
  3. Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого «Я».
  4. Стереотипы очень стойкие и зачастую передаются по наслед­ству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в «доброго царя» (президента, генерального секретаря), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.
  1. Понятие социальной установки личности. Исследование соци­альных установок в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Изучение установки в школе Д.Н. Узнадзе.
  3. Методы измерения установок.
  4. Концепция В.А. Ядова об иерархической структуре диспози­ций личности.
  5. Функции и структура социальной установки. Уровни устано­вок. Изменение установки.
  6. Социальная установка и поведение.
Читайте также:  Крымское бельди дом природы

Источник

5.5. Социальные установки личности Понятие социальной установки

Как уже упоминалось, исследование проблемы социальной установки является одним из основных направлений в социальной психологии личности.

Установка (аттитюд) неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и реагировать на различные социально значимые объекты.

становкой (аттитюдом) в социальной психологии называют неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и

реагировать на различные социально значимые объекты.

Еще в 1935 году на заре исследований установки, Г.Олпорт подчеркивал особую важность этого феномена для социальной психологии. Важность изучения установок в социальной психологии обусловлены тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. Социально ценные установки формируются в ходе активной деятельности человека, в результате усвоения знаний, взаимодействия и общения с другими людьми.

История исследования установки в социальной психологии

Теоретическая и исследовательская деятельность в этой области характерна как для отечественных, так и для зарубежных авторов. Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии (Дж.Девис). Понятие социально установки было введено 1981 году У.Томасом и Ф.Знанецким. Они изучали адаптацию польских крестьян, эмигрировавших из Европы в Америку и установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации. Это зависимость индивида от социальной организации и зависимости социальной организации от индивида. У.Томас и Ф.Знанецкий предложили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (как характеристика социальной организации) и «социальная установка» (как характеристика индивида. Они определили социальную установку как психологический процесс, рассматриваемый в отношениях к социальному миру и взятый прежде всего в связи с социальными ценностями. В этом определении социальная установка представлена как психологическое переживание значения или ценности социального объекта.

Читайте также:  Гост 22667 82 газы горючие природные

Олпорт Гордон Уиллард (1897-1967), американский психолог, развил концепцию личности как динамической организации мотивационных систем, привычек, установок т.д., определяемой перспективой реализацией будущих возможностей личности.

осле открытия феномена социальной установки, началось активное его изучения. Возникло несколько определений аттитюда. В 1935 году Г.Олпорт написал обзорную статью по данной проблеме. Он насчитал 17 определений понятия социальная установка. В обобщенном виде аттитюд понимался как:

  • определенное состояние сознания и нервной системы,
  • выражающее готовность к реакции,
  • организованное,
  • на основе предшествующего опыта,
  • оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение (Г.М.Андреева).
  • Приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет человека к тем объектам, которые необходимы ему для достижения целей.
  • Функция познания – аттитюд помогает человеку упорядочить окружающий мир в сравнительных терминах (например, нравиться, не нравиться), дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  • Функция выражения – человек принимает определенные установки и выражает их как свое отношение, тем самы стремиться добиться признания или избежать неодобрения окружающих. В данном случае аттитюд служит способом освобождения от напряжения и способом выражения себя как личности.
  • Защитная функция – способствует разрешению внутренних конфликтов.

Источник

Тема 9. Социальная установка

1. Проблема социальной установки в общей психологии.

2. Аттитюд: понятие, структура, функции.

3. Иерархическая структура диспозиций личности.

4. Изменение социальных установок

1. Проблема социальной установки в общей психологии

Процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает и активно воспроизводит социальный опыт, в то время как формирование социальных установок личности отвечает на вопрос, как усвоенный социальный опыт проявляется в действиях и поступках личности.

Развертыванию реального действия предшествуют потребности и мотивы, которые побуждают личность к деятельности. В общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако остается не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?

Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки [Обуховский]. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение.

Читайте также:  Весеннее утро природа гифки

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.

Внешнее совпадение терминов «установка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда содержание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем более что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность». Однако следует развести сферу действия установок и «социальных установок».

В концепции Узнадзе «установка» является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Однако предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, обуславливающих поведение личности.

Установка, согласно Узнадзе, это реализация простейших физиологических потребностей человека, которая трактуется как бессознательное. Это исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Поэтому важно установить различие в подходах Узнадзе и в концепциях проблемы социальной установки.

Круг вопросов выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, обсуждался В. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека со всей действительностью или с ее отдельными сторонами, объясняет направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция — предрасположенность к каким-то объектам или действиям. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется. Сфера действий личности на основе отношений практически безгранична.

В специфической теории Л. И. Божович формирование личности в детском возрасте было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, она дает возможность прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях.

Интерпретация направленности личности как предрасположенности личности действовать определенным образом, позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

А. Н. Леонтьевым предпринята попытка интерпретировать социальную установку как личностный смысл, «порождаемый отношением мотива и цели».

Все рассмотренные позиции утверждают право на существование понятия «социальная установка» в общей психологии, однако следует рассмотреть совсем другую традицию становления этого понятия не в системе общей психологии, а в системе социальной психологии.

Источник

Оцените статью