Понятие способностей природа человеческих способностей

30. Природа человеческих способностей и их развитие.

Природа человеческих способностей рассматривается с 2х сторон:

1)теория наследования- способности обусловлены биологически и их проявления полностью зависит от унаследования генофонда. Обучение и воспитание может лишь ускорить процесс проявления способностей, хотя и без этого они проявятся

2)теория прижизненного формирования способностей— особенности психики определяются качеством воспитания и обучения ,и у каждого человека могут сформироваться любые способности. Факторы соц. среды равны наследственности ,а иногда могут компенсировать их.

Развитие способностей определяют синзитивные периоды развития. Эти периоды рано или поздно заканчиваются и если какая то функция не получила своего развития в определенный период, то впоследствии развить ее трудно или совсем невозможно.

Для успешного развития способностей следует учитывать теории пределов ,согласно которой чел. наиболее полно раскрывает свои способности ,работая на пределе физических или умственных сил.

31. Одаренность- совокупность ряда способностей, необходимых для выдающегося выполнения какой либо деятельности.

Талант— высший уровень способности ,дающий человеку успешно ,самостоятельно и длительно выполнять какую либо деятельность.

Гениальность— высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности

Источник

2. Природа человеческих способностей

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бур­ные споры среди ученых. Являются ли наши способности врож­денными или они формируются прижизненно? Нужно ли родить­ся музыкантом, или талант, как следует из известного высказы­вания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеют­ся активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

1. Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воз­действия они обязательно проявятся.

Читайте также:  Вода растворы природа растворения

Какие факты приводятся в доказательство этой позиции?

Прежде всего — это примеры династий выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторений способнос­тей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.

Специальные исследования музыкальности детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба немузыкальны, также под­тверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность наблюдалась у 85% детей и толь­ко 7% из них были совсем немузыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаружива­ли только 25% детей, а совсем немузыкальными оказывались 58%.

Подобные факты не являются строгими, поскольку не позво­ляют развести действия наследственности и среды: при выражен­ных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.

В подтверждение генотипического фактора указывают на фак­ты проявления способностей в детском возрасте, когда еще не было систематического обучения и воспитания. Так, например, незаурядные способности к математике Гауса проявились в 4 года, музыкальная одаренность Моцарта — в 3 года, литературные спо­собности Пушкина — в 9 лет.

Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют исследования гомозиготных (с идентичной наследственностью) и гетерозиготных (разная наследственность) близнецов.

Гомозиготные близнецы, которые жили и воспитывались в раз­ных семьях, вопреки ожиданиям иногда обнаруживают гораздо большее сходство психологических и поведенческих проявлений, чем дети, выросшие в одной семье. Однако несмотря на это, вряд ли оправдано утверждение о том, что их психологическая общ­ность обусловлена только генетически.

Впечатляющие результаты в подтверждение наследования спо­собностей были получены также в экспериментальных исследова­ниях на животных с применением методов искусственной селек­ции. Крыс обучали находить путь в лабиринте. Отбирались «ум­ные» крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и «глу­пые». Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поколении потомки «умных» крыс значительно быстрее проходили по лабиринту, чем их «родители», а показатели «глу­пых» крыс были еще слабее. Результаты подобных исследований показывают возможность накопления генетической предрасполо­женности к успешному обучению, но насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков, сказать трудно.

Читайте также:  Какая природная зона широколиственные леса

2. Представители другой крайней точки зрения считают, что осо­бенности психики определяются качеством воспитания и обуче­ния и что у каждого человека можно сформировать любые спо­собности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствую­щее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых «детях-маугли», которые убе­дительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозмож­ности человеческого развития вне социума.

По мнению американского ученого Ушби, способности опре­деляются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие — только репродуктивные. В настоящее время привержен­цы этой идеи в США создают специальные центры «выращива­ния» одаренных детей. (Азазель)

Известно много случаев, когда в различных областях деятель­ности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала боль­шая группа талантливых учеников, по своей численности и уров­ню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «Введение в общую пси­хологию» приводит пример из опыта московского учителя музы­ки М.П.Кравца. Он специально выбирал особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого). Кравца увлекал сам процесс производства «способ­ностей». Он считал, что неспособных детей вообще не существует.

Ю.Б.Гиппенрейтер и О.В.Овсянникова под руководством А.НЛеонтьева исследовали факты массового развития некоторых специ­альных способностей, в частности звуковысотного слуха в усло­виях определенных культур. Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследова­ния выявили сильную недоразвитость этой перцептивной способ­ности примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Эти же лица оказались крайне немузыкальны. Вьетнамцы же по пока­зателю звуковысотного слуха опередили группу испытуемых рус­ской национальности; по другим тестам они обнаружили даже 100%-ную музыкальность. Эти различия находят объяснения в осо­бенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к «тембровым», второй — к «тональным» языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в рус­ском языке такой функции у высоты речевых звуков нет, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овла­девая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух, чего не происходит с русскими или ев­ропейскими детьми. Этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой «класси­ческой « способности, какой всегда считался музыкальный слух.

Читайте также:  Вред дождя для природы

На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеренным с факто­ром наследственности, и могут иногда полностью компенсиро­вать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Источник

Оцените статью