Сущность (природа) сознания.
Сознание – идеально. Потому что чувственно не воспринимаемо, не обладает самостоятельным существованием и развитием. Продукт сознания – нематериальные образы, они лишены своего субстрата. Сознание способно к бесконечному воспроизведению бесконечного многообразия мира.
Должен быть субстрат, который мыслит. Сознание индивидуально, носит субъективный характер. Сознание отражает те признаки предмета, которые важны человеку.
Направленный характер сознания. Сознание зависит от окружающих предметов. Мысль всегда содержательна, предметна. Мы не можем мыслить ни о чем.
Сознание закрыто от других, но открывается через речь. Поведение, искусство.
Структура и функции сознания.
Маркс: «главный компонент сознания – знания».
2 ступени логического мышления:
1) рассудок – поверхностные знания, основанные на здравом смысле;
2) разумное – более глубокое знание.
Оценочный характер сознания зависит от потребностей человека и от того, что и как отражается; зависит от материальных и духовных ценностей.
Потребности и ценности определяют цели – идеальное отражение, результат будущей деятельности. Человеку свойственно планировать свои действия.
Наличие самосознание у человека – рефлексивная форма отражения действительности, человек осознает себя. Появляется тогда, когда есть другой человек (по отношению к нему) => необходимо общество. Самосознание и сознание носят социальный характер.
По Орлову: Выделяет разум, чувство и волю. Более широкий смысл – сознание как психическое. Психика и сознание различные понятия. Психика шире сознания.
Существуют противоречия между природой человека и культурой (разум)
Фрейд: Роль разума на 2-ом плане, человеком движет подсознательное (инстинкты жизни, смерти, половой)
XXв: С разумом человек может контролировать свою деятельность.
1. информационно-ориентировочная (в результате отражения сознание дает нам такую информацию, которая позволяет нам ориентироваться в мире)
2. оценочная или нормативная
3. управленческая или регулятивная (цели и последствия своей деятельности)
Активный и творческий характер сознания.
Творческий и активный характер сознания
Связаны с отражательной природой сознания
Отражение обусловлено потребностями человека.
Непроизвольное внимание (реклама)
Произвольное внимание (усилием воли, сознательно)
Послепроизвольное (не обращать внимания, если мысли заняты другим)
Избирательный характер отражения: «Смотрит глазами, видит мозгами».
Психофизиологическая проблема.
Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?
На психологическом уровне деятельность мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явлений, на физиологическом – как система качественно тождественных процессов возбуждения. Как на основе системы качественно однородных физиологических явлений в мозгу возникает система качественно различных психических образов?
Если качество внешнего агента кодируется на входе и декодируется в мозгах, то откуда взялся код? Пусть даже он откуда-то взялся (послание разумных существ например) . Но как тогда мозг получил дополнительные сведения о внешнем мире, если единственная связь его с внешним миром осуществляется через посредство кодирования неизвестных ему качеств внешнего мира?
Субъективный, идеальный образ производиться мозгом(человеком) как всеобщим универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который соответственно находиться в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Код внешнего агента заложен в материальной природе мозга.
Как мы имея органы чувств только для физических и химических явлений познаем биологические и социальные явления, хоть они и сложнее.
Источник
Сущность, структура и природа сознания
С точки зрения современной науки сознание — это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу. Можно также говорить, что сознание является свойством мозга, которое заключается в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Это отражение носит активный, целенаправленный, обобщенный и оценочный характер, представляя собой единство «мирочувствия» и «мировидения». В своей действительности сознание выступает как поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем (духовном) мире человека и являющихся необходимым условием его предметно-практической деятельности, всей его жизни.
Сознание является субъективным образом объективного мира, достоянием индивида. На его основе формируется определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание — это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление им своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Сознание включает в себя и бессознательное, играющее специфическую роль в жизни человека. Ядром же сознания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и иные сведения об окружающем мире. Источниками сознания являются окружающий человека мир (природные процессы и явления, социокультурная среда), собственный духовный опыт, а также деятельность мозга.
С точки зрения своей структуры сознание представляет единство психических способностей, процессов и состояний, в которых отражается окружающий мир. Эта структура включает в себя:
— ощущения, восприятия и представления, несущие в себе простейшую информацию о внешнем мире;
— субъективные эмоционально-психологические переживания, в которых выражено отношение к миру (радость, печаль, восторг и т.п.);
— понятия, идеи и иные формы логической (рациональной) деятельности, которые обобщают опыт отражения;
— ценностные определения окружающего мира, т.е. восприятие его с точки зрения значения для человека;
— волевые процессы, устремленность к целям своей деятельности;
— память, т.е. способность хранить и воспроизводить информацию;
— бессознательное, включая и интуицию как «скрытое» сознание.
Сознание — это не только знание о мире, но и боль о мире, страдание человека по нему, переживание его. Оно есть не только орудие познания, но и тяжесть, бремя креста. Сознание не позволяет человеку выйти из мира и равнодушно отвернуться от него. Оно несет с собой грусть и тоску о мире, открывает бесконечный трагизм существования человека в этом мире, его неизбежную смерть.
Структура сознания, таким образом, являет собой единство чувственно-эмоционального и понятийно-рационального начал. Это единство закреплено дихотомией человеческого мозга — наличием в нем двух полушарий (левое и правое), которые различаются по своим функциям.
Природа сознанияхарактеризуется следующими моментами:
Первое. Сознание вторично. Это означает, прежде всего, что оно есть результат длительной эволюции живой природы и совершенствования форм отражения в ней. Во-вторых, содержание сознания (ощущения и чувства, образы, мысли и т.д.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взято» у него в ходе активной практики человека. Сознание всегда конкретно — исторично, т.е. непосредственно зависит от характера и содержания эпохи. Можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и современного человека: дистанция в данном случае огромного размера.
Второе. Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в рамках совместной деятельности людей. По словам К. Маркса, сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». Правоту этого тезиса подтверждает история с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо из романа английского писателя Д. Дефо. Чтобы сохранить свой человеческий облик (в социальном и духовном смысле), Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни.
Третье. Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, типы темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание — это та реальность, которая существует только в нас и только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его страданий, радостей и огорчений.
Четвертое. Сознание — это всегда деятельность, в данном случае рефлексивная (отражательная). В своей действительности отражение человеком внешнего мира требует напряжения не только физических, но и духовных сил — работы органов чувств и сердца, разума человека, осмысления и переосмысления накопленного опыта. Сознание как рефлексия существует в разных формах — в форме науки, религии, философии, искусства и т.д.
Пятое. Сознание имеет предметно-практическую природу. Это означает, что сознание постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную (сделанные вещи, поступки человека). Опредмечивание — это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового мира в ходе практики в различных ее формах. В этом мире сознание и «угасает», переходя в иную — вещественную — форму. Напротив, по мере распредмечивания человек извлекает тот смысл и опыт, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), и присваивает его себе.
Социальная сущность и природа сознания состоят также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно — как общественное существо. Человек формирует свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, которая является воплощением и хранителем опыта человечества. Вот почему самоизоляция и одиночество человека — это всегда отрыв от тех истоков и импульсов, которые питают его духовный мир.
Непосредственным носителем сознания является индивид (отдельный человек). Духовный мир индивида неповторим, таинствен, а нередко и вовсе не поддается разгадке. «Человеческий череп, — писал Маркс, — есть неприступная крепость». Вот почему воспитание человека представляет собой очень большую сложность, ведь к каждому воспитуемому необходимо найти и применить индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и многие другие обстоятельства. Но все-таки сознание отдельных людей благодаря языку может стать достоянием всего общества. В таком случае формируется общественное сознание — совместные формы отражательной деятельности, некий коллективный разум в различных его формах (наука, религия, мораль, искусство и др.). Общественное сознание имеет сложную структуру и является весьма активным фактором исторического и культурного процесса.
Источник