Понятие задатки природа задатков

Задатки и способности

По мнению отечественных ученых, задатки — это не столько анатомо-физиологические особенности, сколько психофизиологические свойства личности. Эти особенности, как правило, обнаруживаются у ребенка на самых ранних стадиях овладения каким-либо видом деятельности, а иногда и у взрослых, еще не занимающихся определенной деятельностью систематически.

Природные задатки и склонности к определенным видам деятельности обуславливают повышенную чувствительность определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие чего впечатления, полученные посредствам этих анализаторов (например, музыкальные или зрительные) оставляют в сознании человека особый след. Большое значение для дальнейшего развития задатков имеют первые пробы в тех областях, к которым у человека имеются соответствующие этой деятельности высокие психофизиологические качества и склонности.

Задатки, прежде всего, находят свое проявление в склонностях к определенному виду деятельности, то есть в специальных способностях. Задатки проявляются также в особой восприимчивости и запечатлении того материала, который привлекает слух, зрение или другие органы восприятия человека. Важным является умение конструировать новое, что является особой отличительной чертой одаренности.

Склонности являются первыми и наиболее ранними признаками зарождающихся способностей. Они проявляются в стремлении, тяге ребенка или взрослого к определенному виду деятельности, будь то занятия музыкой, рисование, точные науки и другое. Нередко эти стремления проявляются довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях для осуществления данной деятельности. Очевидно, что наличие склонностей к той или иной деятельности свидетельствует об определенных природных предпосылках к развитию способностей.

Однако, нужно различать истинную и ложную или мнимую склонность. При истинной склонности у человека наблюдается не только непреодолимое желание заниматься чем-либо, но и быстрое развитие специальных навыков и умений, достижение значительных результатов. При наличии ложной или мнимой склонности, обнаруживается поверхностное отношение к деятельности, или же увлечение деятельностью без достижения сколько-нибудь значительных результатов. Нередко появление ложной склонности становится следствием внушения извне или самовнушения, при отсутствии потенциальных возможностей для развития.

Таким образом, под задатками следует понимать природную основу способностей, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Наличие задатков несет в себе возможности для дальнейшего развития способностей в процессе обучения, воспитания и профессиональной деятельности. Из этого вытекает необходимость своевременного определения задатков у детей с целью развития и формирования их способностей.

Путем многочисленных научных исследований, ученые пришли к выводу, что наличие той или иной способности связано с некоторыми врожденными анатомическими особенностями структуры мозга человека, которые отражаются в характере мыслительных и поведенческих процессов личности. Исследователи отмечают, что в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга разных людей имеются существенные индивидуальные различия. Кроме того, были замечены индивидуальные различия в строении клеточных слоев, что, очевидно, оказывает влияние на специфику функционирования головного мозга, и, в частности на особенности проявления способностей.

Читайте также:  Луговая 1б ооо природа

Врожденные индивидуальные особенности мозга непосредственно находят свое проявление в типологических особенностях человека, которые претерпевают изменения в процессе жизнедеятельности человека.

Типологические способности, которые обнаруживаются у ребенка в самом раннем возрасте, и являются задатками или типологическими природными свойствами. Следует отметить, что типологические особенности имеют многогранное значение. В них заложены природные предпосылки способностей и характера. Общие задатки, такие как сила и тонус активности, степень уравновешенности, чувствительность и подвижность протекания процессов, безусловно, оказывают влияние на формирование способностей. Так, например, высокая активность и скорость протекания нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью нервной системы способствуют образованию волевых и коммуникативных качеств личности, которые имеют особое значение для становления общественной активности и развития организаторских способностей. С другой стороны, слабая нервная система в сочетании с высокой чувствительностью, может благоприятно сказаться на развитии художественных способностей.

Помимо общих типологических свойств личности, характеризующих особенности протекания нервно-психологических процессов, выделяют некоторые особенности, характеризующие деятельность отдельных систем анализаторов. Эти типологические особенности имеют прямое отношение к наличию специальных способностей.

Например, известный ученый И. П. Павлов отмечает, что люди с преобладанием первой сигнальной системы, определяющей образное отражение действительности, преимущественно принадлежат к художественному типу личности (музыканты, писатели, художники). Этот тип людей характеризуется невероятной живостью и полнотой восприятия действительности, отличается высокой эмоциональностью и чувствительностью. Воображение у таких людей, как правило, преобладает над абстрактным мышлением. У людей с более сильным развитием второй сигнальной системы формируется, как правило, мыслительный тип личности, который характеризуется сильным развитием абстрактного мышления. У этих людей интеллект и логическое мышление преобладают над эмоциональной сферой. Представители же среднего типа сочетают в себе черты и художественного и мыслительного типов. К этому типу, по мнению Павлова, относится подавляющее большинство людей, в том числе и исключительно одаренные, гениальные люди.

Исходя из теории Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, можно сделать выводы о том, что гразличия художественного и мыслительного типов главным образом состоят в том что художественный тип в осуществлении своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а мыслительный тип – на вторую. Однако у обоих типов вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль.

Читайте также:  Живая природа зимой признаки

В настоящее время, учение Павлова о сигнальных системах подтверждено анатомическими исследованиями деятельности головного мозга. Кроме того, в ходе исследований, было обнаружено, что левое полушарие преимущественно отвечает за функционирование второй сигнальной системы, а правое – за функционирование первой.

Таким образом, способности являют собой сплав природных и приобретенных особенностей личности. Природные свойства, являясь врожденными, в процессе деятельности перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе практического применения наработанных в процессе обучения умений и навыков. В процессе деятельности неизбежно формируются и новые свойства, необходимые для успешной профессиональной деятельности, образуются компенсаторные механизмы недостающих свойств.

Источник

Задатки, способности и их классификация.

Задатки — это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Задатки весьма многозначны, они — лишь предпосылки развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены.

Рассмотрим соотношение между способностями и задатками на конкретном примере. Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоняние — особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является ли это какой-либо способностью? Нет, ведь всякая способность — это способность к чему-то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ряду деятельностей. В противном случае само слово «способность» становится бессмысленным. Поэтому подобная особенность нервно-психической организации человека остается безликим задатком. Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными ощущениями, исторически сложатся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и получит ли он в условиях этой деятельности возможности для развития указанных задатков. Но если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где нужны именно особо тонкие обонятельные ощущения, и если данный конкретный человек имеет соответствующие природные задатки, то ему легче, чем кому-либо другому, развить у себя соответствующие способности. Например, есть редкая и ценная профессия — парфюмеры, которые могут быть названы «композиторами ароматов». Основная их задача создавать оригинальные ароматы, подготовляя серийный выпуск новых сортов духов. Разумеется, профессиональные способности этих людей представляют собой результат развития задатков, которые заключаются в особенностях строения и функционирования обонятельного анализатора.

Читайте также:  Дикая природа центральной америки

Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.

Способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде, которые в свою очередь подразделяются на:

общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Таким образом, способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.

Источник

Оцените статью