Понятия природа и сущность

Сущность понятия «природа»

Вначале возникла природа, затем из неё выделился человек как разумное существо, который позже вместе с себе подобными создал общество.

В широком смысле под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений (Вселенная, материя). В узком смысле природа — совокупность естествен­ных условий существования человеческого общества. Ее еще можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, соз­дающей и защищающей жизнь на Земле, в которую входят атмо­сфера, гидросфера, литосфера, флора, фауна и т.д.

Общество и природа вместе составляют реальный мир. При­рода — это основа, на которой возникло и развивается общество. Природа существует и развивается по своим собственным, неза­висимым от человека и общества законам. Однако с появлением и развитием человеческого общества биосфера, по мнению В.И. Вернадского (1863-1945 гг.), закономерно переходит в ноо­сферу.

Ноосфера (от греч. «сфера разума») — область планеты, охва­ченная разумной человеческой деятельностью. Овладевая зако­нами природы и развивая технику, человечество всё более пре­образует природу соответственно своим потребностям. В своих работах, написанных в 20-е гг. XX в., В.И. Вернадский с опти­мизмом оценивал расширение ноосферы, так как уже в то время были видны прогрессивные изменения природы и бурное развитие техники, а негативные последствия человеческой деятельно­сти для природы были ещё не так очевидны. Общество отдели­лось от природы, но не потеряло с ней взаимосвязи.

Природа (географические и климатические особенности, флора и фауна, полезные ископаемые и т.д.) может влиять на общество и положительно, и отрицательно. Так, Саудовская Аравия обязана своим процветанием богатейшим нефтяным ме­сторождениям. Природные условия определяют виды хозяйственной деятельности общества: например, в тундре выгоднее разводить оленей, а в тропиках — выращивать бананы. Следует отметить, что природа может существенно замедлить развитие общества: вспомним цунами, землетрясения, засухи и т.д. В свою очередь, общество также воздействует на природу и благотворно (выведение новых сортов растений, сохранение вымирающих видов животных), и негативно (загрязнение окружающей среды, хищническое истребление лесов и т.д.). Обособление общества от природы означает не оторванность от нее, а наличие особых, присущих только обществу черт.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Природа (естество, сущность)

Приро́да (естество́, су́щность) — бытие, характеризуемое сущностными различиями; онтологическое содержание ипостаси.

1) Сущность Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа одна – божественная. Бог един по сущности и троичен в Лицах.
2) Сущность по отношению к объектам тварного мира – общее неизменное «начало», охватывающее тварные индивидуумы, представляющие тот или иной низший вид (человек, лягушка, лиса) и объединяющее их как вид. В этом значении «вид» и «природа» – синонимы.
3) В Лице Господа Иисуса Христа заключены две сущности (природы): божественная и человеческая. Они соединены в Нём неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно).
4) Тварный мир.

Читайте также:  Отличие экосистем человека от природных экосистем

В каких областях богословия термин «природа» употребляется в первых двух значениях?

В значении «сущность» («естество») понятие «природа» употребляется в таких разделах Православной Догматики как учение о Пресвятой Троице, учение о Лице Господа Иисуса Христа, учение о человеке (см. подробнее: Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция».).

При этом в формате учения о человеке термин «природа» нередко заменяется синонимом «вид». В разделе же о Пресвятой Троице такая замена недопустима.

Это связано с тем, что понятие «человек», в зависимости от вариантов употребления, может указывать и на представителя (человеческого) вида, и на вид в целом.

Как вид человек объединен с некоторыми другими видами более общей структурой — родом (род — это то, что охватывает собой несколько видов, имеющих общие родовые характеристики). Так, например, род «живое существо» включает в себя и «человека», и различные виды животных.

Бог же, будучи Самобытным, Сам в Себе есть превыше всего. Он не имеет над Собой никакого более общего рода, объединяющего Его с какими-либо прочими видами. Поэтому, хотя мы и говорим, что Три Лица Пресвятой Троицы имеют единую сущность, однако не утверждаем, что Они принадлежат одному виду и являются Друг по отношению к Другу обособленными Индивидуумами.

Языческие философы, различали субстанцию (ousia) и природу (phusis). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же – субстанцию, определенную ее существенными разностями…

Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (phusin) и формой (morphe|n), – например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ousia – субстанция – происходит от (глагола) einai, а phusis – природа – от глагола pephukenai, но einai и pephukenai означают одно и то же – быть, существовать. Равным образом слова eidos – вид и morphe|| – форма – имеют значение одинаковое со словом phusis – природа. Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (energeia). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это – акциденции, характеризующие ипостась.

Читайте также:  Концепция рефлекторной природы психики

Анафема поместного Константинопольского Собора 1087 г. против мон. Нила Калабрийского.

«Если кто станет учить, что все человеческие ипостаси пребывали в воспринятой Владыкою плоти и сообожились с нею, да будет анафема. Ибо это очевидная нелепость и, более того, явное нечестие. Как, по здравому рассуждению, может пребывать в чистой и не имеющей никакого греха [Христовой плоти] то, что сделалось скверным и нечистым? Как можно обоженному низвергнуться в погибель? И не Богородицей ли будет тогда и родительница [всякого человека]? И, что всего смехотворнее, не увлечет ли развратник, отсылаемый в геенну, с собою и содержащую его [плоть Христову]? И множество еще подобных порождений этой нелепицы может обнаружить тот, кто рассмотрит ее внимательнее.

Если кто станет нести вздор, будто лишь по Воскресении обожился Господь наш Иисус Христос, восприняв обожение как награду за добродетельную жизнь, да будет анафема. Ибо мы веруем, что обоготворилась плоть Владыки в силу самого соединения и общения, как богословствует песнопевец (μελωδοῦ), а по Воскресении она сделалась нетленной».

Gouillard J. Le Synodikon del’Orthodoxie: ed. et comment. // Travaux et mémoires. 1967. Vol. 2. P. 300–303.

Близкие понятия

Источник

20. Понятие «природа». Природа как основа жизнедеятельности общества

Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).

Вопросы, которые ставит перед собой и старается решить философия, касаются вечных проблем. Одна из них, немаловажная, а сегодня приобретшая особенно острое звучание, — проблема отношений между человеком и природой.

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.

Читайте также:  Нормы рационального использования природных ресурсов

Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности.

Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное.

21. Общество как система. Структура общества.

Общество — совокупность людей, их объединений, а также совокупность взаимоотношений между ними.

Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.в. в трудах таких социальных мыслителей, как О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, П.А.Сорокини др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.

Под её элементом понимается мельчайшая часть общества или их совокупность. В качестве таковых могут выступать те или иные социальные субъекты (индивиды, их объединения, например, этнос, социальный слой, семья и т.п.), отношения (производственные, политические, религиозные и др.) , институты (производство, государство, система права, образования и т.д.). В качестве подсистем общества выделяют также основные сферы его жизни. Следует учитывать, что все эти части общества не однообразны, они сложны, многокачественны, иерархичны и выполняют жизненно важные для общества функции – сохранение, воспроизводство социальной системы, а также её развитие и совершенствование.

Устойчивые связи между элементами социальной системы образуют её структуру. В общем плане её можно определить как исторически сложившуюся форму организации общества, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимоотношений различных его частей. В качестве таковых могут выступать не только социальные субъекты (носители активности, направленной на объект), но и объекты – разнообразные явления, на которые направлена преобразовательная активность субъекта.

Соц. структура общества рассматривается в различных ракурсах. Когда выявляется детерминистская (причинно-следственная) связь соц. явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается как целостная система, включающая 4 основные сферы:

По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип соц. связей, общество как соц. система включает следующие подсистемы:

– соц. институты и организации,

– соц. роли, нормы и ценности.

Каждая из них и здесь представляет собой достаточно сложную соц. систему, имеющую свои подсистемы.

Источник

Оцените статью