Портрет неизвестной с птичкой

Проклятая русская Джоконда: почему картина «Неизвестная» приносит несчастья

«Неизвестная» – самая знаменитая картина русского художника Ивана Крамского, мастера жанровой живописи XIX века. Часто ее ошибочно именуют «Незнакомкой», но даже те, кто не знает названия картины, вздрагивают, увидев ее. Считается, что этот портрет немного высокомерной молодой женщины приносит несчастье. Причем проклятие настолько сильно, что удачу отпугивает не только оригинал, но и репродукция.

До сих пор нет данных, что за женщина позировала художнику для портрета. Да и существовала ли она в реальности или явилась Крамскому как наваждение?

Художник сделал всё, чтобы окружить портрет, завершенный в 1883 году, плотной завесой тайны. Мы видим молодую женщину, во внешности которой есть что-то восточное. Место действия можно определить достоверно — «Неизвестная» позирует, сидя в открытом экипаже на Невском проспекте в Петербурге близ Аничкова моста. Весь ее наряд — последний писк моды 80-х годов XIX века. Одежда и аксессуары очень дорогие.

Однако это как раз не означает, что дама из высшего света, наоборот, скорее выдает в ней содержанку или родственницу очень богатого человека неаристократического положения. В те времена настолько фанатичное следование моде считалось в русском элитном обществе моветоном.

Предположительно шаткое положение женщины подчеркивают ее поза и взгляд. Она держится горделиво и даже царственно, но напряжена и грустна.

Именно из-за этого сложного взгляда и общей атмосферы мистики и таинственности «Неизвестную» Крамского стали называть проклятой русской Джокондой.

Версий о личности «Неизвестной» не счесть. Говорили, что Крамской писал ее с Матрены, крестьянки, вышедшей замуж за князя Бестужева, другое предположение: девушка — лезгинка, дочь полковника из азербайджанских Кусар, третий вариант — на картине Екатерина Долгорукова-Юрьевская, морганатическая жена императора Александра II. Впрочем, сохранились дагерротипы княгини Юрьевской, на «русскую Джоконду» она совсем не похожа.

Читайте также:  Как колоть бициллин птице

И дело даже не в том, кто эта женщина. Главное — какая жуткая слава за ней тянется. Предание о «Неизвестной» гласит, что всему виной неудовлетворенное желание. Крамской писал работу с уверенностью, что она украсит Третьяковскую галерею в Москве. Однако, несмотря на то, что талантливый живописец был приближен ко двору, меценат Павел Михайлович Третьяков, основатель галереи, по каким-то своим резонам отказался ее покупать.

«Неизвестная» оказалась в частной коллекции и незамедлительно принесла несчастье новому владельцу: «одурманенная» полотном его жена сбежала с любовником. Он начал пить, транжирить имущество, продал и оригинал Крамского. Второй хозяин «Неизвестной» потерял в пожаре дом и все добро, при этом картина осталась невредимой. Третий просто, без затей разорился.

Сам художник, к слову, тоже погиб таинственно и внезапно: он просто свалился замертво в процессе работы над портретом доктора Карла Раухфуса всего через 5 лет после окончания работы над своей «Джокондой».

Колдовское разрушительное шествие «Неизвестной» продолжалось вплоть до 1925 года — именно тогда, после заграничных скитаний, полотно вернулось в Россию и наконец-то заняло место в Третьяковке. Специалисты по эзотерике утверждают, что с тех пор «проклятая Джоконда» успокоилась. Однако суеверные люди по-прежнему избегают зала, где она выставляется, и никогда не украшают свое жилище репродукциями «Неизвестной». Фото: Wikipedia

Сетевое издание THE VOICEMAG
Учредитель ООО «Фэшн Пресс»: 119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6, этаж 3, пом. II;
Адрес редакции: 119435, г. Москва, Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 6, этаж 3, пом. II;
Главный редактор: Великина Екатерина Сергеевна
Адрес электронной почты редакции: info@thevoicemag.ru
Номер телефона редакции: +7 (495) 252-09-99
Знак информационной продукции: 16+ Cетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ЭЛ № ФС 77 — 84177 от 09 ноября 2022 г.

Читайте также:  Жар птица р 344

© 2007 — 2023 ООО «Фэшн Пресс»
При размещении материалов на Сайте Пользователь безвозмездно предоставляет ООО «Фэшн Пресс» неисключительные права на использование, воспроизведение, распространение, создание производных произведений, а также на демонстрацию материалов и доведение их до всеобщего сведения.

Источник

Самая загадочная из всех незнакомок: кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Иван Крамской. Неизвестная, 1883

Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная» , которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником? Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».

Иван Крамской. Автопортрет, 1867

Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».

Иван Крамской. Автопортрет, 1874

Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.

Иван Крамской. Неизвестная, фрагмент

Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».

Читайте также:  Опарыш как корм птице

Этюд к картине *Неизвестная*

Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность. Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.

Иван Крамской. Девушка с кошкой, 1882

Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.

Иван Крамской. Неизвестная, 1883

Впрочем, все версии так и остаются на уровне предположений, а имя незнакомки остается тайной. Традиция писать портреты незнакомок сохраняется и в современной живописи – например, незнакомки художника Jason Thielke

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Оцените статью