- Фотосессия на природе в солнечный день: настройки камеры, схемы освещения и лайфхаки
- 4 сложности съемки при ярком солнце
- Настройки камеры
- Как расположить модель
- Когда лучше снимать
- Как сделать тени мягче
- Вспышка
- Отражатель
- Тень
- Защита оборудования
- Чек-лист фотографа: как снимать при ярком солнце
- Фотосъемка портрета на природе
Фотосессия на природе в солнечный день: настройки камеры, схемы освещения и лайфхаки
Ясный летний полдень кажется прекрасным моментом для съемки на свежем воздухе. Однако яркое солнце не всегда благоволит хорошим портретным кадрам, а подчас даже наоборот: вы можете столкнуться с разными проблемами, но все они вполне решаемы. В этой статье мы обсудим несколько важных моментов, чтобы ваша съемка удалась.
4 сложности съемки при ярком солнце
1. Когда вокруг много света, легко пересветлить снимок — нужно следить за экспозицией и выбирать правильные настройки камеры.
2. Во время съемки при ярком полуденном солнце, когда оно находится прямо сверху, у вашей модели могут появиться довольно резкие тени на лице. На это влияет в том числе и ее расположение.
3. Если вы сами когда-либо позировали для фото в солнечный день, то знаете, насколько иногда сложно выглядеть естественно и не щуриться.
4. Любая съемка на природе связана с дополнительными задачами: нужно правильно подобрать локацию, защитить оборудование и т. п.
А теперь обсудим, как же справиться со всем этим.
Настройки камеры
Главный совет: не переэкспонируйте фото — следите, чтобы у вас не пропадали детали в светлых частях кадра, и в целом он должен быть не слишком пересветленным.
— Начните с самого низкого значения ISO, например с ISO 100. Чем ниже ISO, тем менее чувствительна камера к свету и тем меньше цифрового шума будет на снимке.
— Попробуйте чуть прикрыть диафрагму объектива (выставляйте большее f-число). Конечно, фон будет не такой размытый, как при съемке на максимальной диафрагме. Но вы же выезжали на природу не затем, чтобы размывать всё вокруг до неузнаваемости? К тому же расстояние между фоном и моделью в таком случае обычно достаточно большое, что само по себе делает нечеткий задний план. Давать точную цифру по этому параметру мы не станем: всё зависит от внешних условий и вашего собственного художественного видения.
— Уменьшите выдержку. Чем короче выдержка, тем меньше света попадает на матрицу, а в солнечный день именно его переизбыток становится вашим главным врагом. Также чем больше вы открываете диафрагму, тем короче нужно делать выдержки. В яркий солнечный день вполне можно дойти до выдержки в 1/2500 секунды.
Также избежать переэкспонирования помогут ND-фильтры. В солнечный день благодаря им вы получите более ровное освещение без явных пересветов. Нейтральные фильтры переменной плотности RayLab ND2-400 позволяют самостоятельно контролировать количество света, проходящего через объектив, в зависимости от внешних условий и ваших задумок. Не переэкспонировать портрет помогут и другие методы: использовать гистограммы, экспонометр и т. п.
Как расположить модель
Общее правило — не располагайте модель лицом к солнцу. Во-первых, модель будет щуриться. Во-вторых, под носом и подбородком появятся глубокие тени.
Если расположить модель боком к солнцу, то мы получим тоже сразу несколько проблем: глаза будут частично находиться в глубокой тени, так же как и половина лица. А еще длинная тень от носа подойдет не каждой модели 🙂
Более выигрышный вариант — расположить модель спиной к солнцу. Лицо будет освещено равномерно, а контровой свет подчеркнет силуэт фигуры. Проблемы этого метода — потеря контраста и радужные блики, а еще солнце может попадать в кадр, мешая фокусировке. Решить их поможет бленда и правильно выставленная экспозиция, также можно воспользоваться и вспышкой.
Следующий способ: модель находится боком к солнцу, при этом мы подсвечиваем ее лицо с другого бока с помощью отражателя или выносной вспышки.
И наконец, третье выигрышное расположение — модель находится в тени.
Когда лучше снимать
Иногда лучше подождать час или два после полудня, пока солнце немного переместится, чтобы получить более ровное боковое освещение.
Многие модели выглядят лучше всего, когда свет падает немного сбоку. Именно поэтому момент вскоре после восхода и перед закатом («золотой час») — лучшее время для фотосъемки. Главное, следите за балансом белого!
Но фотографировать «по часам» не всегда удобно. Яркое солнце не должно мешать намеченным планам, поэтому расскажем, как смягчить тени во время съемки в солнечный день.
Как сделать тени мягче
Вспышка
Конечно, может показаться странным включать вспышку при ярком солнечном свете, но это эффективный способ расправиться с резкими тенями.
Вы можете использовать и встроенную (если располагаетесь довольно близко к модели), и накамерную вспышку на «горячий башмак», и выносную. Эту вспышку лучше располагать чуть сбоку от модели, для этого вам понадобится дополнительная стойка. Во многих камерах можно контролировать интенсивность вспышки с помощью функции компенсации вспышки, поэтому не останавливайтесь на первом кадре: увеличьте или уменьшите мощность вспышки после первого пробного снимка, пока не получите правильную экспозицию.
Кроме того, вспышка поможет создать красивые блики в глазах модели, придав портрету изюминку.
Отражатель
Идея здесь схожа с использованием вспышки, но для заполнения теней мы отражаем свет непосредственно от солнца.
Отражатель лучше закрепить сбоку от модели на стойке (если у вас есть ассистент, можно обойтись и без нее), а с другого бока будет светить солнце, при этом отражатель тени на лице с противоположной стороны.
Отражатель 5-в-1 Raylab RF-05 80 см — довольно универсальный вариант для выездной съемки. Он складывается в компактный чехол, подходящий для транспортировки, а благодаря наличию ручек этот отражатель удобно держать во время съемки.
Но, конечно, не всегда получится взять с собой отражатель и стойки, поэтому можно использовать и естественные источники отражения или подручные средства.
Практически любая белая или светлая поверхность (белая футболка, лист бумаги, поле белых цветов, белая стена) может действовать как отражатель, если будет находиться под правильным углом.
Тень
Наконец, можно снимать в тени. Важно, чтобы место было не слишком темное и тень была не слишком резкая. Избегайте также «пятнистого» света под деревьями с неплотной кроной. Вам нужно найти слегка затененное место с мягким ровным освещением.
Подходящую тень поможет создать даже большая широкополая шляпа, но тут нужно следить за общей экспозицией кадра. Если вы хотите сделать хедшот (фотопортрет выше груди), можно попросить модель подержать зонт или любой другой объект, создающий тень на лице.
Защита оборудования
Любая съемка на природе связана с потенциальной опасностью для вашего фотооборудования. Поэтому нелишне заранее озаботиться его сохранностью.
Для фотооборудования лучше подобрать удобную сумку или рюкзак.
Для объектива подойдут UV-фильтры: они защитят фронтальный элемент от попадания пыли и влаги. При этом благодаря высокой степени светопропускания и отсутствию искажения при цветопередаче такой фильтр можно использовать, не снимая, и устанавливать с ним другие, например ND-фильтры. Кроме того, UV-фильтры, типа RayLab UV Slim, поглощают ультрафиолетовое излучение.
Если вы пользуетесь штативом, лучше взять с собой устойчивый, который не упадет от порывов ветра. К примеру, Raylab Pro 70 оснащен противоскользящими накладками в основании ножек и встроенным металлическим крюком для дополнительного груза.
Кстати, ветреная погода может сыграть на руку, особенно если у вашей модели длинные волосы. Ветер делает снимки более воздушными, а в кадре появится дополнительная динамика.
Чек-лист фотографа: как снимать при ярком солнце
- Выберите подходящее время для фотосессии: избегайте полуденного солнца или вообще сдвиньте съемку на «золотой час».
- Не располагайте модель прямо напротив солнца, иначе вам придется бороться с резкими тенями на ее лице.
- Солнце за моделью даст интересный контровый свет, а если оно будет сбоку, можно добавить дополнительный источник света — от вспышки или отражателя.
- Простой вариант: найдите тень и снимайте там, при мягком ровном освещении.
- Чтобы не пересветлить снимок, выставляйте в настройках минимальное значения ISO и минимальную выдержку. Можно прикрыть диафрагму, но это решение будет зависеть от того, насколько размытый задний фон вы хотите получить.
- При любом выезде на природу не забывайте о защите оборудования — фоторюкзак, UV-фильтры и ветроустойчивые штативы позволят избежать эксцессов и сэкономить на дорогостоящем ремонте.
Источник
Фотосъемка портрета на природе
Здравствуйте, дорогие читатели журнала PhotoCASA! Меня зовут Яковлева Полина. Фотографией увлекаюсь относительно недавно — примерно с 2013 г., когда купила фотоаппарат Canon 600D с кит-объективом 18–135 mm. Фотоаппарат верно служит мне и по сей день, а вот с объективом пришлось распрощаться, т. к. мне практически сразу не хватило светосилы, но об этом чуть позже.
Занятие фотографией изначально воспринималось мной как хобби, и в настоящее время творчество занимает почти 90 % от всех съемок. Сегодня я хотела бы поделиться своими секретами съемки портрета на природе, рассказать о выборе места, настройках камеры и используемых приемах.
Объектив Canon EF-S 18–135 mm f/3.5–5.6 IS USM
Это одна из моих самых первых фотосессий. Если есть интересная задумка и модель, то кадры получаются на любой объектив. Дополнительно использовался отражатель. Насчет настроек обычно я не заморачиваюсь: диафрагма открыта на максимум, ISO минимальное — чаще 100 или 200, выдержка подбирается в зависимости от освещения. На открытой диафрагме получается размыть фон, отделив модель от него, а также сделать более
качественные кадры в условиях недостаточного освещения. Снимаю в формате RAW, чтобы при обработке обеспечить себе большую свободу для творчества.
Когда задумалась о покупке нового светосильного объектива, мой выбор пал на «Гелиос-40». Да, он тяжелый, да, он мануальный и не прост в съемке, но меня покорила картинка, которая на него получается, и, конечно же, ни с чем не сравнимое боке. Купила «Гелиос-40» — и жизнь моя кардинально изменилась. Фотографии стали насыщеннее и красочнее.
«Гелиос-40-2», f/2.0, ISO 100, 1/125 с
«Гелиос-40-2», f/2.0, ISO 100, 1/400 с
Мое любимое время для съемки — закат. В большинстве случаев я ставлю модель спиной к солнцу и получаю контровой свет, что придает изображению желто-красный оттенок и создает ровную заливку светом. Благодаря этому портреты получаются мягкими и приятными взгляду, как на примерах ниже:
«Гелиос 40-2», f/2.0, ISO 100, 1/125 с
Особое внимание уделяю выбору одежды для модели. Чтобы кадр смотрелся гармонично, я подбираю ее в соответствии с окружающей средой. Использую пастельные тона, а также белый и черный цвета, которые смотрятся почти всегда выигрышно.
Чтобы создать настроение в кадре, показать историю, подчеркнуть смысл и не отвлекать внимания от модели, нужно подобрать соответствующую
локацию. Удачно выбранное место для съемки — это уже 50 % успеха. Фон может быть однородным, ровным или с перепадами света. На «Гелиосе» получается интересный рисунок, когда на солнце переливается листва, тем самым создается неповторимая игра света и тени, а также это добавляет снимку больше объема.
Меня часто спрашивают, как я добиваюсь такой резкости на фотографиях. Я использую функцию LiveView, что значительно облегчает фокусировку на объекте. Что касается обработки, то ей я подчеркиваю уже изначально резкий кадр. Резкость добавляется в несколько этапов: контурная резкость и
локально на глаза, губы, волосы.
«Гелиос 40-2», f/2.0, ISO 200, 1/160 с
Кто сказал, что зимой нельзя получать яркие и солнечные фотографии? На закате солнышко как всегда имеет золотистый оттенок, а снег выступает в качестве естественного отражателя.
«Гелиос 40-2», f/2.0, ISO 100, 1/400 с
Когда солнце только встает, свет очень мягкий, лучи солнца стелются по поверхности земли. Перед самым восходом свет становится голубым, при таком освещении преобладают синие лучи, придающие всему вокруг холодный оттенок.
Снимки получаются с особой драматической атмосферой.
Напоследок хочется пожелать всем удачных творческих кадров! Самое главное — чаще практиковаться и не бояться экспериментировать.
Текст и фото: Полина Яковлева
Следите за новостями журнала PhotoCASA в социальных сетях:
Вконтакте, Дзен, Инстаграм, Живой Журнал, YouTube
Источник