Порядок упразднения особо охраняемых природных территорий

Подготовлены разъяснения об упразднении, изменении границ и режима особо охраняемых природных территорий регионального значения

Законодательством не предусмотрено упразднение, уменьшение площади, изменение границ, в результате которого исключаются территории, ранее входящие в состав особо охраняемых природных территорий (ООПТ), или изъятие части ООПТ. Также запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда.

Регионы согласовывают решения о создании и изменении режима особой охраны ООПТ с Минприроды. Изменение границ ООПТ также является изменением режима их охраны. Приведен перечень документов, представляемых в Министерство для согласования решения об изменении режима особой охраны существующей ООПТ (Письмо Минприроды России от 4 мая 2023 г. № 15-31/16619).

Читайте также:

Подготовлены поправки в Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096.

Изменения внесены в приложения № 6 и 26 к государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды».

Кроме того, планируется обязать медорганизации осуществлять учет медицинских отходов и предоставлять в Роспотребнадзор сведения об их количестве и составе, а также о действиях, осуществленных с медицинскими отходами.

Среди главных изменений – утилизация с 2027 года 100% упаковки, создание реестра добросовестных утилизаторов, дифференциация ставок экологического сбора в зависимости от материала товаров.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2023. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «НПП «Гарант-Сервис-Университет»

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Минприроды объяснило, как упразднить ООПТ

Минприроды объяснило, как упразднить ООПТ

С ликвидацией или сокращением площади региональных особо охраняемых природных территорий связаны многочисленные скандалы. С разъяснениями по данному вопросу выступило федеральное Минприроды.

В опубликованном Письме Минприроды РФ от 4 мая 2023 г. N 15-31/16619 «Об ООПТ регионального значения» ведомство сообщает:

✔ законодательство РФ НЕ предусматривает упразднение, уменьшение площади, изменение границ ООПТ, в результате которого исключаются территории, ранее входящие в состав ООПТ, или изъятие части ООПТ.
✔ согласно статьям 58 и 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается.
✔ согласно п. 6 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы госвласти субъектов РФ согласовывают решения о создании и об изменении режима особой охраны региональных ООПТ с Минприроды РФ.
✔ изменение границ ООПТ также является изменением режима охраны ООПТ.

Читайте также:  Какую пользу приносят лягушки природе

Для получения согласования решения органа госвласти субъекта РФ об изменении режима особой охраны существующей региональной ООПТ в Минприроды необходимо представить:

— проект решения органа госвласти субъекта РФ о внесении изменений в действующее положение об ООПТ либо об утверждении нового положения об ООПТ,
— пояснительную записку, обосновывающую необходимость такого изменения или принятия нового положения;
— выдержки из законодательства субъекта РФ, регламентирующие вопросы изменения режима особой охраны региональной ООПТ;
— копии писем территориального органа Федерального агентства по недропользованию в субъекте РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений о согласовании указанных документов в случае, если планируемые изменения (установление нового) режима особой охраны ООПТ затрагивают интересы указанных госорганов;
— материалы, обосновывающие необходимость и целесообразность указанных изменений.

***
Природоохранный юрист Наталия Лисицына приводит ещё одно важное письмо на эту тему — Росреестра от 23.05.2023 N 18-4343-ТГ/23 «По вопросу внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости либо исключения из него сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения».

Росреестр отмечает, что законодательством «. вопросы ликвидации ООПТ не урегулированы, исключение из ЕГРН сведений об ООПТ в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений о ликвидации ООПТ не предусмотрено.
Учитывая изложенное, полагаем, что исключение каких-либо сведений об ООПТ возможно только на основании вступившего в силу решения суда, содержащего соответствующие указания органу регистрации прав. При этом полагаем, что решение о ликвидации ООПТ регионального значения в обязательном порядке также должно быть согласовано с Минприроды России».

Источник

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (последняя редакция)

С 01.09.2023 в абз. 1 преамбулы вносятся изменения (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Читайте также:  Объекты неживой природы 2 класс китай

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С 01.09.2023 абз. 3 преамбулы излагается в новой редакции (ФЗ от 18.03.2023 N 77-ФЗ). См. будущую редакцию.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

  • Раздел I. Общие положения
    • Статья 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях
    • Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития
    • Статья 2.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 3. Утратила силу
    • Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий
    • Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5. Участие граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий
    • Статья 5.1. Порядок посещения особо охраняемых природных территорий
    • Статья 6. Общие положения о государственных природных заповедниках
    • Статья 7. Задачи государственных природных заповедников
    • Статья 8. Порядок создания государственных природных заповедников
    • Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
    • Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники
    • Статья 11. Управление государственными природными заповедниками
    • Статья 12. Общие положения
    • Статья 13. Основные задачи национальных парков
    • Статья 14. Порядок создания национальных парков
    • Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков
    • Статья 16. Управление национальными парками
    • Статья 17. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков
    • Статья 18. Общие положения
    • Статья 19. Порядок создания природных парков
    • Статья 20. Управление природными парками
    • Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
    • Статья 22. Общие положения
    • Статья 23. Порядок создания государственных природных заказников
    • Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников
    • Статья 25. Общие положения
    • Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями
    • Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы
    • Статья 28. Общие положения
    • Статья 28.1. Порядок создания дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 33. Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
    • Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
    • Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
    • Статья 37. Международные договоры
    • Статья 38. Заключительные положения

    Источник

    В Госдуму внесен законопроект о наделении регионов правом упразднять особо охраняемые природные территории и изменять их границы

    Речь идет об особо охраняемых природных территорий регионального значения. Соответствующие поправки предлагается внести в ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Проект федерального закона № 288302-8).

    Предполагается, что порядок упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также изменение их границ, будет устанавливаться законом субъекта РФ, а само упразднение ООПТ / изменение их границ – осуществляться по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    Среди причин, по которым может быть принято решение об упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также изменении их границ, в законопроекте называются:

    • необходимость исключения из состава ООПТ земельных участков и водных объектов, необходимых для реализации национальных целей и стратегических задач, а также значимых проектов в области социально-экономического развития РФ;
    • необходимость исключения из состава ООПТ земельных участков и водных объектов в целях строительства и реконструкции линейных объектов при отсутствии альтернативных решений по размещению соответствующих объектов;
    • утрата природоохранной ценности указанных территорий.

    Законопроектом также предусмотрены положения, определяющие порядок согласования проекта решения об упразднении ООПТ / изменении их границ.

    Автор инициативы (депутат от фракции «Единая Россия» В.В. Пинский), ссылаясь на результаты проведенных инвентаризационных работ в Приморском крае, отмечает, что отдельные природные комплексы и объекты по прошествии времени могут претерпевать существенные изменения или вовсе утрачивать особое, природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение. В качестве примера в пояснительной записке приводится Синельниковский родник, отнесенный в 1984 г. к памятникам природы Приморского края, который иссяк предположительно из-за изменения гидрологического режима.

    Однако отсутствие на федеральном уровне законодательно установленного механизма упразднения, фактически утративших свой статус особо охраняемых природных территорий, не позволяет актуализировать систему ООПТ края исходя из реального состояния объектов природы. Даже если данный вопрос урегулирован в законодательстве субъекта РФ. Основная причина – отсутствие в федеральном законодательстве норм, наделяющих субъекты РФ соответствующими полномочиями. Предлагаемые поправки направлены на устранение данного пробела и будут способствовать, заверяет автор инициативы, эффективному развитию и оптимизации системы особо охраняемых природных территорий регионального значения.

    Источник

    Читайте также:  Изучение природы человеком 3 класс
Оцените статью