1 Характеристика научного знания. Функции науки
Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие
возможность опытного подтверждения, обоснованность
постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития.
помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение
Суть- предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений.
4. Производственная (катализатор развития)
Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования производства.
Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС)
2)Характеристика религии и науки как видов знания наука и религия
Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих друг с другом.
Понимание соотношения науки и религии в течение долгого времени сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Религия и научное знание стали рассматриваться как различные и правомерные формы духовной активности человека.
Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания
пересекаются друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание.
В науке существуют структуры, которые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. \
Но между наукой и религией есть различия.
Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.
Наука стимулирует дальнейшее освоение реальности.
В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразующие компоненты.
Наука изучает сущее, религия – мир должного. И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука.
Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.
И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной»
Источник
Работа по обществу 10 класс
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
4. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?
А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.
Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
5. Воздействие политической системы на общество называется
1) консенсусом 2) социальным развитием 3) социальным управлением
6. Нормы нрава, в отличие от норм морали,
1) регулируют общественные от ношения
2) обеспечиваются силой общественного мнения
3) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
4) выражаются в форме официальных документов
7. Игра, учение, труд выступают в качестве
1) критериев истины 2) видов деятельности 3) социальных качеств 4) биологических потребностей
8. Установите соответствие
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
2. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.
А. Индивид. Б. Индивидуальность. В. Личность.
9. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания:
1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа;
2) сохранение в памяти обобщенного чувственно-наглядного образа предмета;
3) отражение в сознании человека отдельных свойств предметов.
А) ощущение; Б) восприятие; В) представление.
Источник
14. Прочитайте текст и выполните задания к нему
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977
- Как психолог трактует понятие «индивид»? Приведите пример употребления данного термина.
- Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
- В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
- В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?
Источник