Рис. 3. Система цветковых растений К. Линнея
Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства (рис. 3). Например, в один из 24 классов растений попали вместе сирень и ива, в другой — барбарис и тюльпан. Все растения, не имеющие цветков, Линней определил в отдельный класс — тайнобрачные. Однако, наряду с водорослями, споровыми и голосеменными растениями, он отнёс туда также грибы и лишайники. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».
Линней так выразил своё кредо учёного: «Когда я впервые стал изучать природу, я увидел её противоречие с тем, что можно было бы считать замыслом Творца. Я отбросил прочь предубеждения, стал во всём сомневаться, и тогда мои глаза впервые открылись, и я увидел истину».
Наряду с этим в XVII-XIX вв. в Европе существовала и иная система взглядов на изменяемость организмов, которая сложилась ещё на основе мировоззрений античных
философов. Многие выдающиеся учёные того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом учёные не стремились, да и не имели возможности доказывать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом (от лат. transformo — превращаю). Среди представителей этого направления были Эразм Дарвин (дед Чарлза Дарвина), Роберт Гук, Иоганн Вольфганг Гёте, Дени Дидро, в России — Афанасий Каверзнев и Карл Рулье.
Вопросы для повторения и задания Что было известно о живой природе в Древнем мире? Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в ХУШ в.? Что такое систематика? По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея? Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?
Подумайте! Выполните! Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю (см. рис. 1). Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.
Источник
Эволюционное учение появилось лишь с возникновением в философии материалистического мировоззрения. Господствовавшее до того идеалистическое мировоззрение провозглашало творцом всей природы Бога. Согласно материалистическому учению первоначально возникла неживая, а затем живая природа и в ходе ее длительного развития появились высокоразвитые существа.
Рассматривая природу с идеалистических позиций, ученые считали ее раз и навсегда созданной Богом, неизменной и целесообразной. Такое направление в науке называется метафизическим. Из представителей данного направления следует отметить Карла Линнея (XVIII в.), наиболее прогрессивного ученого, работы которого — «Система природы» и «Философия ботаники» — не только сыграли огромную роль для своего времени, но и послужили фундаментом для новых исследований живой природы.
С накоплением научной информации меняются взгляды в философии — формируется материалистическое учение. В биологии появляются первые представления об эволюции, содержавшиеся уже в поздних работах Линнея, а затем эволюционное учение Жан-Батиста Ламарка (XVIII-XIX вв.).
В России еще в XVIII в. складывались эволюционные представления, которые нашли отражение в трудах М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. В XIX в. исследованиями зародышевого развития животных большой вклад в науку внес К. М. Бэр. Разработанные им закономерности были отмечены Ч. Дарвином и названы «законом зародышевого сходства».
В качестве основы классификации Линней взял категорию вида. Сходные виды объединяются в роды, роды — в отряды, отряды — в классы, которые являлись высшей категорией. При классификации организмов ученый учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поэтому классификация Линнея оказалась искусственной. Сам Линней это осознавал и указывал на необходимость разработки естественной.
Изменчивость представлялась Ламарку ничем не ограниченной. Поэтому он отрицал реальность существования видов в природе.
Положения об эволюции органического мира Ламарк распространил и на объяснение происхождения человека от высших «четвероруких обезьян». Он рассматривал человека как часть природы, показал его анатомо-физиологическое сходство с животными и отметил, что развитие человека подчиняется тем же законам, что и развитие всех других живых существ.
Источник