Конспект урока окружающего мира по тема «Природа. Разнообразие природы.»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Б Бачерикова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов.
«Природа. Разнообразие природы.»
Урок изучения нового материала.
Создать условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека.
Образовательные : познакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; определять значение и ценность природы для человека.
Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения.
Образовательные ресурсы и средства обучения:
— Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
— Презентация « Природа. Разнообразие природы. »;
— Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 1-ая часть;
— Рабочая тетрадь Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 1-ая часть;
— Рабочие листы с таблицами и схемами;
— Объекты живой и неживой природы;
Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Организационная структура урока
Планируемые результаты урока (УУД)
— Добрый день, ребята! Я рада, что сегодня такой чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу, и день станет ещё добрее и светлее. Сядьте правильно и начнём наш урок.
Нужные ответы вместе находим,
Но вызывает всегда удивление один –
Урок о том, какой нас окружает мир!
Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
— Ребята, послушайте стихотворение, доскажите словечко и узнаете,
о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке
— Ребята, а что такое природа?
( На доске картинки: стул, река, радуга, солнце, белка, мухомор, дом, книга, берёза, машина)
. — Посмотрите на картинки, подумайте, что из увиденного можно отнести к природе. Картинки, которые не относятся к природе, я предлагаю вам убрать.
— Объясните, почему мы оставили именно эти изображения?
Дети устно вставляют пропущенные слова в стихотворение.
— Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.
Дети называют картинки, которые относятся к природе. Лишние картинки убирают с доски.
— Данные изображения, это объекты живой природы, а остальные изображения, это предметы, которые сделаны руками человека.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Определение темы урока и постановка учебной задачи
Учитель предлагает детям сформулировать тему урока.
— Ребята, какая тема нашего урока?
— Правильно! Тема нашего урока «Природа. Разнообразие природы.»
— Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения.
— Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке и чему научиться?
— Совпали ли наши предположения?
— Тема нашего урока «Природа».
Дети высказывают свои предположения.
— Узнаем, на какие царства ученые делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Изучение нового материала
— Ребята, назовите оставшиеся объекты ( река, радуга, солнце, белка, гриб, берёза,)
— Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить?
Распределите объекты на группы.
— По каким признакам мы распределяем объекты природы?
Работа в парах по карточкам. (Приложение 1)
— Работая в паре, определите, к какой группе относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами.
Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатное растение.
Проверка выполнения задания.
— На объекты живой и неживой и неживой природы.
Учащиеся распределяют картинки по группам.
Дети выполняют задание по карточкам в паре, объясняют правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя.
Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты.
Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
-А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, дети делают хлопок в ладоши, если слово обозначает объект неживой природы –учащиеся выполняют приседание.
(Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, комар, почва, гриб.)
Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.
Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.
— Предлагаю Вам, подробнее познакомиться с ЖИВОЙ природой.
-Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука). (слайд 2)
В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. (слайд 3)
— Чтобы узнать, как называются наши царства, давайте посмотрим на схему, которую мы составили.
Учитель обращает внимание детей на схему, которая находится на доске.
— Какие объекты мы отнесли к живой природе? (белка, мухомор, берёза)
— Перед вами представители трех царств, догадайтесь, как называются данные царства. Белка – это? Берёза — это? Мухомор – это? (слайд 4)
— Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать?
— Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. (слайд 5) Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. (слайд 6)
— Сколько царств существует в живой природе? Перечислите их названия.
— Работа в тетради. Откройте тетрадь на стр. 6 № 4. Прочитайте задание. Впишите названия царств в схему.
Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2)
— В карточках записаны объекты живой природы. Определите, к какому царству относятся данные объекты. Дополните таблицу своими примерами. Выполните взаимопроверку.
— К живой природе мы отнесли белку, гриб, берёзу.
— Белка – это животное, относится к царству животных.
Берёза – это растение, относится к царству растений.
Мухомор – это гриб, относится к царству грибы.
Дети высказывают свои предположения.
— По символическим рисункам определите названия царств и впишите их в схему.
Выполняют задание по карточкам, объясняют правильность своих выводов, выполняют взаимопроверку выполненного задания.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.
На доске расположен плакат «Муха» ( Приложение 3)
— Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Муха. Из какого царства она к нам прилетела?
— Перед вами экран с квадратами. С этой стороны влетела муха. Я буду говорить, как двигается муха по полю. Ваша задача следить за её движением глазками и ответить, через какую клетку она вылетела.
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз в соответствии с заданием.
Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.
Закрепление изученного материала
— Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые. В живой природе мы выделили четыре царства. Как вы думаете, связаны ли между собой все эти объекты?
— Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику и грибам.) (слайд 7).
— Какие выводы мы можем сделать?
— Как вы думаете, связан ли с природой человек?
Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости.
— В группах подумайте и обсудите, может ли человек обойтись без природы? Рассмотрите схему в тетради стр. 7 «Ценность природы для людей». Расскажите по схеме о ценности природы для людей. Докажите свою мысль.
Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания.
— Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Все царства связаны между собой. Живая и неживая природа, тоже тесно связана между собой.
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, высказывают свои мысли, формулируют выводы.
Выступление каждой группы.
Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде.
Учитель проводит беседу, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.
— Какую тему мы сегодня изучили?
— На какие группы делят природу?
— Назовите царства живой природы.
— Назовите значение природы для людей.
— Что вас заинтересовало на уроке?
— Что бы вы хотели еще узнать по теме «Природа. Разнообразие природы» ?
— Где могут пригодиться, полученные нами знания на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы.
— Природа. Разнообразие природы.
— Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.
— Царство растений, животных, грибов, бактерий.
— Природа для человека- источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности)
Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы.
Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
— Оцените свою работу на уроке с помощью Пирамиды успеха. (Приложение 4)
1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, нарисуйте человечка на самой вершине пирамиды.
2. Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке, расположите человечка на полпути к вершине успеха. Вы почти достигли самой вершины.
3. Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли, нарисуйте человечка внизу. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится.
Дети оценивают свою работу на уроке с помощью оценочного листа
Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учитель объясняет домашнее задание.
-Прочитать в учебнике статью «Природа» стр.4 -6 , ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 6 № 3,5.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
- Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМК А.А. Плешакова («Школа России»).
- Интернет — ресурс earlystudy.ru/sokrovischnica/zhivayanezhivaya-priroda-to-chto-sdelal-che
Распредели данных представителей по царствам: щука, ромашка, подберёзовик,
пихта, голубь, папоротник, бактерии, белый гриб, осина, лиса, подосиновик, ель,
комар, мухомор.
Источник