Поурочный план на тему природа

Конспект урока окружающего мира по тема «Природа. Разнообразие природы.»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Б Бачерикова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов.

«Природа. Разнообразие природы.»

Урок изучения нового материала.

Создать условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека.

Образовательные : познакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; определять значение и ценность природы для человека.

Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения.

Образовательные ресурсы и средства обучения:

— Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

— Презентация « Природа. Разнообразие природы. »;

— Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 1-ая часть;

— Рабочая тетрадь Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 1-ая часть;

— Рабочие листы с таблицами и схемами;

— Объекты живой и неживой природы;

Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Организационная структура урока

Планируемые результаты урока (УУД)

— Добрый день, ребята! Я рада, что сегодня такой чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу, и день станет ещё добрее и светлее. Сядьте правильно и начнём наш урок.

Нужные ответы вместе находим,

Но вызывает всегда удивление один –

Урок о том, какой нас окружает мир!

Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

— Ребята, послушайте стихотворение, доскажите словечко и узнаете,

о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке

— Ребята, а что такое природа?

( На доске картинки: стул, река, радуга, солнце, белка, мухомор, дом, книга, берёза, машина)

. — Посмотрите на картинки, подумайте, что из увиденного можно отнести к природе. Картинки, которые не относятся к природе, я предлагаю вам убрать.

— Объясните, почему мы оставили именно эти изображения?

Дети устно вставляют пропущенные слова в стихотворение.

— Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

Дети называют картинки, которые относятся к природе. Лишние картинки убирают с доски.

— Данные изображения, это объекты живой природы, а остальные изображения, это предметы, которые сделаны руками человека.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Определение темы урока и постановка учебной задачи

Учитель предлагает детям сформулировать тему урока.

— Ребята, какая тема нашего урока?

— Правильно! Тема нашего урока «Природа. Разнообразие природы.»

Читайте также:  Ландшафтоведение природно территориальный комплекс

— Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения.

— Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке и чему научиться?

— Совпали ли наши предположения?

— Тема нашего урока «Природа».

Дети высказывают свои предположения.

— Узнаем, на какие царства ученые делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Изучение нового материала

— Ребята, назовите оставшиеся объекты ( река, радуга, солнце, белка, гриб, берёза,)

— Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить?

Распределите объекты на группы.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07ff/00188586-d56cc9b4/hello_html_3767972a.png

— По каким признакам мы распределяем объекты природы?

Работа в парах по карточкам. (Приложение 1)

— Работая в паре, определите, к какой группе относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами.

Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатное растение.

Проверка выполнения задания.

— На объекты живой и неживой и неживой природы.

Учащиеся распределяют картинки по группам.

Дети выполняют задание по карточкам в паре, объясняют правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

-А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Живое -неживое». Учитель называет слова. Если оно обозначает объект живой природы, дети делают хлопок в ладоши, если слово обозначает объект неживой природы –учащиеся выполняют приседание.

(Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, комар, почва, гриб.)

Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

— Предлагаю Вам, подробнее познакомиться с ЖИВОЙ природой.

-Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука). (слайд 2)

В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. (слайд 3)

— Чтобы узнать, как называются наши царства, давайте посмотрим на схему, которую мы составили.

Учитель обращает внимание детей на схему, которая находится на доске.

— Какие объекты мы отнесли к живой природе? (белка, мухомор, берёза)

— Перед вами представители трех царств, догадайтесь, как называются данные царства. Белка – это? Берёза — это? Мухомор – это? (слайд 4)

— Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать?

Читайте также:  Изучение природы своей местности

— Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. (слайд 5) Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. (слайд 6)

— Сколько царств существует в живой природе? Перечислите их названия.

— Работа в тетради. Откройте тетрадь на стр. 6 № 4. Прочитайте задание. Впишите названия царств в схему.

Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2)

— В карточках записаны объекты живой природы. Определите, к какому царству относятся данные объекты. Дополните таблицу своими примерами. Выполните взаимопроверку.

— К живой природе мы отнесли белку, гриб, берёзу.

— Белка – это животное, относится к царству животных.

Берёза – это растение, относится к царству растений.

Мухомор – это гриб, относится к царству грибы.

Дети высказывают свои предположения.

— По символическим рисункам определите названия царств и впишите их в схему.

Выполняют задание по карточкам, объясняют правильность своих выводов, выполняют взаимопроверку выполненного задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

На доске расположен плакат «Муха» ( Приложение 3)

— Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Муха. Из какого царства она к нам прилетела?

— Перед вами экран с квадратами. С этой стороны влетела муха. Я буду говорить, как двигается муха по полю. Ваша задача следить за её движением глазками и ответить, через какую клетку она вылетела.

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

Закрепление изученного материала

— Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые. В живой природе мы выделили четыре царства. Как вы думаете, связаны ли между собой все эти объекты?

— Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику и грибам.) (слайд 7).

— Какие выводы мы можем сделать?

— Как вы думаете, связан ли с природой человек?

Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости.

— В группах подумайте и обсудите, может ли человек обойтись без природы? Рассмотрите схему в тетради стр. 7 «Ценность природы для людей». Расскажите по схеме о ценности природы для людей. Докажите свою мысль.

Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания.

— Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Все царства связаны между собой. Живая и неживая природа, тоже тесно связана между собой.

Читайте также:  Отдых природа снять дом

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, высказывают свои мысли, формулируют выводы.

Выступление каждой группы.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде.

Учитель проводит беседу, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.

— Какую тему мы сегодня изучили?

— На какие группы делят природу?

— Назовите царства живой природы.

— Назовите значение природы для людей.

— Что вас заинтересовало на уроке?

— Что бы вы хотели еще узнать по теме «Природа. Разнообразие природы» ?

— Где могут пригодиться, полученные нами знания на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы.

— Природа. Разнообразие природы.

— Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

— Царство растений, животных, грибов, бактерий.

— Природа для человека- источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности)

Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы.

Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

— Оцените свою работу на уроке с помощью Пирамиды успеха. (Приложение 4)

1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, нарисуйте человечка на самой вершине пирамиды.

2. Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке, расположите человечка на полпути к вершине успеха. Вы почти достигли самой вершины.

3. Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли, нарисуйте человечка внизу. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью оценочного листа

Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учитель объясняет домашнее задание.

-Прочитать в учебнике статью «Природа» стр.4 -6 , ответить на вопросы, выполнить задание в рабочей тетради стр. 6 № 3,5.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

  1. Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть.
  3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 3 класса к УМК А.А. Плешакова («Школа России»).
  4. Интернет — ресурс earlystudy.ru/sokrovischnica/zhivayanezhivaya-priroda-to-chto-sdelal-che

Распредели данных представителей по царствам: щука, ромашка, подберёзовик,

пихта, голубь, папоротник, бактерии, белый гриб, осина, лиса, подосиновик, ель,

комар, мухомор.

Источник

Оцените статью