Поведение птиц при кормлении

Кормовое поведение голубей в гнездовой период

Фадеева, З. В. Кормовое поведение голубей в гнездовой период / З. В. Фадеева, А. В. Аралов. — Текст : непосредственный // Инновационные технологии в сельском хозяйстве : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/agr/archive/167/10820/ (дата обращения: 18.08.2023).

В статье приводятся материалы по изучению кормового поведения голубей в гнездовой период. Особое внимание акцентировано на кормление птенцов зобным молочком.

Пищеварительная система голубей отличаются рядом особенностей строений и функций. Помимо обычной для птиц предварительной обработкой корма в зобе этот орган у голубей выполняет и другую важную функцию. В ответ на секрецию пролактина у голубей обоего пола слизистая оболочка зоба продуцирует в гнездовой период зобное молочко для кормления птенцов. Оно содержит: 75–77 % воды, 11–19 % протеина, 5–7 % жира, 1,2–1,8 %минеральных веществ (Harmuth, 1972; Simetal., 1986; Аралов,1999) (рис.1.) [1, с. 56; 3, с. 126–128].

Рис. 1. Содержание питательных веществ в зобном молочке

Впервые дни птенцы получают это зобное молочко. На 8–10-й день его образование в основном прекращается, и птенцы получают размягченное в зобе родителей зерно. Цель исследований — изучение особенности кормового поведения голубей (Columbalivia) в гнездовой период (формирование пищевых реакций у птенцов, роль самки и самца в их кормлении). Исследование проводили в соответствие с методическими рекомендациями ВНИТИП [1, с. 56; 2, с. 250–251].

Для изучения пищевой реакции использовали по 4 пары голубей породы Гривуны и Елецкие. Наблюдения проводили ежедневно с 1-го дня вылупления птенцов до 10-ти дневного возраста. После вылупления птенцы покрыты эмбриональным пухом, глаза, ушные отверстия закрыты. Сразу или в течение первых 2-х минут с момента вылупления птенца родители приступают к его кормлению. Во всех случаях первой кормит всегда самка. Птенец волнообразными движениями поднимает голову вверх и опускает вниз. После 2–6 таких движений самка опускает голову до уровня головы птенца и даже ниже её. В момент, когда её клюв соприкасается с клювом птенца, он делает 7–13 слабых клевательных движений. Самка таким путем даёт возможность птенцу соприкасаться с её клювом и подготавливает птенца к приёму корма. В свою очередь клевки птенца вызывают активизацию зоба и отрыгивание пищи. Эта форма общения служит стимулом для родителей и в ответ на один из них самка приступает к кормлению. Кормящая птица опускает туловище и голову с закрытыми глазами вниз и, держа её на уровне вытянутой вверх шеи птица, отрыгивает зобное молочко в его клюв. Такие действия повторяются 15–20 раз (15–30 с.), что соответствует количеству отрыгиваний. После этого кратковременный перерыв в кормлении птенец извлекает клюв из клюва родителей, а через 8–10 с. Кормления возобновляется. Если птенец насытился, он забирается под родителей, демонстрируя отказ от дальнейшего приема пищи. Следующее кормление наступает через 1,5–2,5 ч. Наблюдения показали, что впервые 4 дня гнездовой жизни птенцов, родительские пары голубей кормили птенцов до 8 раза за период наблюдений (с 6 00 до 19 00 ). Самка в среднем в 2 раза чаще кормит птенцов. У родительской пары нет четких разделений по кормлению птенцов, каждый из родителей может кормить любого из двух птенцов. С возрастом птенцов частота кормления снижается, и к концу изучаемого периода сократилась почти наполовину. Количество клевательных движений птенцов при первом после вылупления прикасаний с клювом взрослой птицы достигает 7–12 ударов. Их количество увеличивается до 6го дня жизни, затем сохраняется на относительно постоянном уровне 22,8±1,35 клевка перед каждым кормлением. В среднем только 30 %клевков наносятся по клюву, шее, голове и зобу (рис. 2.).

Читайте также:  Жар птица во владикавказе

В последующие дни по мере роста птенцы, помимо открывания клюва, движения головы вверх и вперед к голове родителя, пытаются встать на ноги и делают легких толчок вверх. На 2-й день жизни уже 35 % от всех клевков достигают цели. В 3-й день птенцы более активные — 55 % клевков наносят по клюву. На 4-й день увеличивается количество клевков, но достигается большая точность — 69,5 %. В этот день птенцы начинают открывать глаза, но пока в стрессовых ситуациях или при наличии раздражителей (например, при включение яркого света). На 5-й день, когда ушные отверстия и глаза открыты птенцы выпрашивают корм активнее и количество клевков, достигших цели — 80 %. В следующие дни оно незначительно увеличивается и до конца гнездовой жизни остается приблизительно на этом уровне. Обнаружены статистические различия по точности клевательных движений между первыми и остальными днями, а также между вторым и третьими днями гнездовой жизни птенцов.

Рис. 2. Интенсивность клевания в первые десять дней гнездового периода

Из рис.2. видно, что с возрастом увеличивается интенсивность клевания. В 1-й день жизни средняя частота клевков составляет 1,2, во 2-й — 4, в 3-й — 5,9 раза/мин. На 6-й день жизни она была на уровне 13 клевков/мин. и в остальные дни практически не изменилась. Различия в интенсивности клевков между первым и вторым днями жизни были достоверны (р Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться

Источник

Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки

Егоркина, В. В. Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки / В. В. Егоркина, Л. Р. Сейтназарова, Д. С. Сызранов, Е. Ю. Савинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/314/ (дата обращения: 18.08.2023).

Читайте также:  Какие птицы летят ключом

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Читайте также:  Все зимующие птицы сибири

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

Кол-во подлетов

Время прилета, отлета

Источник

Поведение птиц при кормлении

Вход

Цели : прививать желание заботиться о птицах;

формировать знания о повадках птиц;

воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером тулупчике,

По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)

Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)

Трудовая деятельность : Кормление птиц.

побуждать к самостоятельному выполнению элементарных по­ ручений (кормление птиц, уборка участка);

воспитывать желание ухаживать за животными.

Цели: у чить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;

бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;

быстро убегать, находить свое место;

быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
2. «С кочки на кочку.»

Цель :развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

Выносной материал : к орм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, каран­ даши, совочки, машинки.

Источник

Оцените статью