Кормовое поведение голубей в гнездовой период
Фадеева, З. В. Кормовое поведение голубей в гнездовой период / З. В. Фадеева, А. В. Аралов. — Текст : непосредственный // Инновационные технологии в сельском хозяйстве : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/conf/agr/archive/167/10820/ (дата обращения: 18.08.2023).
В статье приводятся материалы по изучению кормового поведения голубей в гнездовой период. Особое внимание акцентировано на кормление птенцов зобным молочком.
Пищеварительная система голубей отличаются рядом особенностей строений и функций. Помимо обычной для птиц предварительной обработкой корма в зобе этот орган у голубей выполняет и другую важную функцию. В ответ на секрецию пролактина у голубей обоего пола слизистая оболочка зоба продуцирует в гнездовой период зобное молочко для кормления птенцов. Оно содержит: 75–77 % воды, 11–19 % протеина, 5–7 % жира, 1,2–1,8 %минеральных веществ (Harmuth, 1972; Simetal., 1986; Аралов,1999) (рис.1.) [1, с. 56; 3, с. 126–128].
Рис. 1. Содержание питательных веществ в зобном молочке
Впервые дни птенцы получают это зобное молочко. На 8–10-й день его образование в основном прекращается, и птенцы получают размягченное в зобе родителей зерно. Цель исследований — изучение особенности кормового поведения голубей (Columbalivia) в гнездовой период (формирование пищевых реакций у птенцов, роль самки и самца в их кормлении). Исследование проводили в соответствие с методическими рекомендациями ВНИТИП [1, с. 56; 2, с. 250–251].
Для изучения пищевой реакции использовали по 4 пары голубей породы Гривуны и Елецкие. Наблюдения проводили ежедневно с 1-го дня вылупления птенцов до 10-ти дневного возраста. После вылупления птенцы покрыты эмбриональным пухом, глаза, ушные отверстия закрыты. Сразу или в течение первых 2-х минут с момента вылупления птенца родители приступают к его кормлению. Во всех случаях первой кормит всегда самка. Птенец волнообразными движениями поднимает голову вверх и опускает вниз. После 2–6 таких движений самка опускает голову до уровня головы птенца и даже ниже её. В момент, когда её клюв соприкасается с клювом птенца, он делает 7–13 слабых клевательных движений. Самка таким путем даёт возможность птенцу соприкасаться с её клювом и подготавливает птенца к приёму корма. В свою очередь клевки птенца вызывают активизацию зоба и отрыгивание пищи. Эта форма общения служит стимулом для родителей и в ответ на один из них самка приступает к кормлению. Кормящая птица опускает туловище и голову с закрытыми глазами вниз и, держа её на уровне вытянутой вверх шеи птица, отрыгивает зобное молочко в его клюв. Такие действия повторяются 15–20 раз (15–30 с.), что соответствует количеству отрыгиваний. После этого кратковременный перерыв в кормлении птенец извлекает клюв из клюва родителей, а через 8–10 с. Кормления возобновляется. Если птенец насытился, он забирается под родителей, демонстрируя отказ от дальнейшего приема пищи. Следующее кормление наступает через 1,5–2,5 ч. Наблюдения показали, что впервые 4 дня гнездовой жизни птенцов, родительские пары голубей кормили птенцов до 8 раза за период наблюдений (с 6 00 до 19 00 ). Самка в среднем в 2 раза чаще кормит птенцов. У родительской пары нет четких разделений по кормлению птенцов, каждый из родителей может кормить любого из двух птенцов. С возрастом птенцов частота кормления снижается, и к концу изучаемого периода сократилась почти наполовину. Количество клевательных движений птенцов при первом после вылупления прикасаний с клювом взрослой птицы достигает 7–12 ударов. Их количество увеличивается до 6го дня жизни, затем сохраняется на относительно постоянном уровне 22,8±1,35 клевка перед каждым кормлением. В среднем только 30 %клевков наносятся по клюву, шее, голове и зобу (рис. 2.).
В последующие дни по мере роста птенцы, помимо открывания клюва, движения головы вверх и вперед к голове родителя, пытаются встать на ноги и делают легких толчок вверх. На 2-й день жизни уже 35 % от всех клевков достигают цели. В 3-й день птенцы более активные — 55 % клевков наносят по клюву. На 4-й день увеличивается количество клевков, но достигается большая точность — 69,5 %. В этот день птенцы начинают открывать глаза, но пока в стрессовых ситуациях или при наличии раздражителей (например, при включение яркого света). На 5-й день, когда ушные отверстия и глаза открыты птенцы выпрашивают корм активнее и количество клевков, достигших цели — 80 %. В следующие дни оно незначительно увеличивается и до конца гнездовой жизни остается приблизительно на этом уровне. Обнаружены статистические различия по точности клевательных движений между первыми и остальными днями, а также между вторым и третьими днями гнездовой жизни птенцов.
Рис. 2. Интенсивность клевания в первые десять дней гнездового периода
Из рис.2. видно, что с возрастом увеличивается интенсивность клевания. В 1-й день жизни средняя частота клевков составляет 1,2, во 2-й — 4, в 3-й — 5,9 раза/мин. На 6-й день жизни она была на уровне 13 клевков/мин. и в остальные дни практически не изменилась. Различия в интенсивности клевков между первым и вторым днями жизни были достоверны (р Подпишитесь на нашу рассылку: Подписаться
Источник
Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки
Егоркина, В. В. Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки / В. В. Егоркина, Л. Р. Сейтназарова, Д. С. Сызранов, Е. Ю. Савинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/314/ (дата обращения: 18.08.2023).
Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.
Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.
- Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
- Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
- Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
- Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
- Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
- Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
- Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?
Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.
Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.
Маршрутный метод наблюдения.
Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.
Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.
В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.
Кол-во подлетов
Время прилета, отлета
Источник
Поведение птиц при кормлении
Вход
Цели : прививать желание заботиться о птицах;
формировать знания о повадках птиц;
воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Маленький мальчишка, в сером тулупчике,
По двору гуляет, крошки подбирает.
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Трудовая деятельность : Кормление птиц.
побуждать к самостоятельному выполнению элементарных по ручений (кормление птиц, уборка участка);
воспитывать желание ухаживать за животными.
Цели: у чить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;
бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;
быстро убегать, находить свое место;
быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
2. «С кочки на кочку.»
Цель :развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.
Выносной материал : к орм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, каран даши, совочки, машинки.
Источник