Имитатор пения птиц
Устройство, схема которого представлена на рисунке ниже, вырабатывает сложный сигнал звуковой частоты, напоминающий птичье пение. Основой для него послужил несколько необычный несимметричный ждущий мультивибратор, собранный на двух биполярных кремниевых транзисторах разной проводимости. Источник питания GB1 (батарея «Корунд») через разъем X1 постоянно подключен к каскаду на транзисторе VT2, который отделен от первого каскада на транзисторе VT1 нормально разомкнутой кнопкой SB1. Особенность устройства — наличие трех времязадающих цепей, чем, собственно, и обусловлен характер звукового эффекта. У имитатора отсутствует общий выключатель питания, поскольку ток потребления в режиме ожидания не превышает 0,1 мкА, а это значительно меньше тока саморазряда батареи. Работает устройство так. Стоит только нажать на кнопку SB1, и конденсатор С1 зарядится до напряжения батареи GB1. После отпускания кнопки конденсатор станет питать транзистор VT1. Он откроется, и через его переход «коллектор-эмиттер» потечет ток базы VT2, который также откроется. Тут вступает в действие RC-цепочка положительной обратной связи, составленная из резистора R2 и конденсатора С2, и генератор возбуждается. Поскольку вход генератора относительно высокоомный, а включенный последовательно с конденсатором С2 резистор R2 имеет большое сопротивление, последует импульс тока значительной длительности. Он, в свою очередь, окажется заполненным «паузой» более коротких импульсов, частота которых лежит в пределах звукового диапазона. Возникают эти колебания благодаря наличию параллельного LC-контура, состоящего из индуктивности обмотки капсюля BF1, его собственной емкости и емкости конденсатора С3, включенного по переменному току параллельно обмотке BF1. Из-за нелинейности процесса заряда-разряда конденсаторов С2 и С3 звуковые колебания будут дополнительно модулироваться по частоте и амплитуде. В результате формируется звук, воспроизводимый телефоном BF1 как свист, который непрерывно меняет тембр, а затем обрывается — следует пауза. После разряда конденсатора С2 начинается новый цикл его заряда — генерация возобновляется. С каждым последующим звуком по мере убывания напряжения на конденсаторе С1 мелодия свиста становится иной, все чаще перемежаясь щелканьем, характерным для птичьего пения, а громкость постепенно снижается. Под конец «трели» слышно несколько тихих, нежных, затухающих свистов. После чего напряжение на базе VT1 станет ниже порога его открывания (около 0,6-0,7 В), оба гальванически связанных транзистора закрываются, и звук прекращается. Спустя некоторое время конденсатор С1 полностью разрядится (через собственное внутреннее сопротивление, резистор R1, транзистор VT1 и эмиттерный переход VT2), образованная элементами R1, С1, VT1 цепь оказывается подключенной между базой и эмиттером транзистора VT2, еще более его подзапирая и обеспечивая тем самым высокую экономичность устройства в режиме ожидания. Работу имитатора возобновляют, повторно нажав кнопку. В устройстве можно использовать транзисторы серий КТ201, КТ301, КТ306, КТ312, КТ315, КТ316, КТ342 (VT1); КТ203, КТ208, КТ351, КТ352, КТ361 (VT2) со статическим коэффициентом передачи по току не менее 30. Резистор R1 любой малогабаритный, например МЛТ-0,125, подстроечный резистор — СПО-0,4, СП3-9а. Конденсаторы С2, С3 — МБМ (КЛС, К10-7В), С1-оксидный, например К50-6. Телефон BF1 — капсюль ДЭМШ-1, миниатюрный «наушник» ТМ-2А (в нем удаляют пластмассовую насадку — звуковод) или другой, но обязательно электромагнитный, с сопротивлением обмотки до 200 Ом; кнопка КМ1-1 или МП3. Налаживание сводится к подбору положения движка подстроечного резистора, при котором воспроизводится нужный звуковой эффект. Характер «пения» нетрудно изменить, подобрав опытным путем следующие элементы: С1 в пределах 20-100 мкФ (определяет общую продолжительность звучания), С2 в пределах 0,1-1 мкФ (длительность каждого отдельного звука). Кроме того, С2 и R1 (в пределах 470 кОм- 2,2 МОм) определяют длительность пауз между первым и последующими звуками. Тембровая окраска звуков зависит от емкости конденсатора С3 (1000 пФ-0,1 мкФ).
Источник
Уроки гончарного дела
Птичка-свистулька. Лепим методом прищипывания
Только тех, которые поют,
Птичками, птичками, птичками зовут…
Весна вступает в свои законные права, травка зеленеет, и солнышко иногда блестит, и конечно же птички все звонче и звонче начинают заявлять о себе: «Мы тут, мы с вами»…
Сегодня мы будем лепить из глины птичку-свистульку методом прищипывания. Это самый простой и доступный метод лепки из глины, который не требует каких-то специальных инструментов. Нужны только наши руки. Единственный инструмент, который нам сегодня понадобится это круглая палочка, с одной стороны подточенная в виде прямоугольной лопатки, с другой стороны просто заостренная конусом. Такую палочку можно сделать из древка от старой кисточки. Палочка нам будет нужна, чтобы сделать отверстия, благодаря которым наша птичка станет настоящей певуньей.
Кончик в виде лопатки должен быть ровным, без бугорков.
Толщина — около 0,5-1 мм, ширина 3-4 мм.
Итак, начинаем лепить. Берем небольшой кусочек глины, делаем из него колобок, и надавливая большим пальцем,
Сжимая (прищипывая) глину большим пальцем изнутри, а остальными снаружи,
формируем чашечку с толстыми стенками.
Также большой палец может идти снаружи, а остальные внутри.
Должна получиться вот такая чашечка, с толщиной стенок около 4 мм. Со временем, когда у вас будет больше опыта, можно делать стенки и тоньше — около 2 мм.
Теперь нам нужно постепенно закрыть нашу чашечку. Для этого стенки нужно «подсобрать».
Делаем складку и, выравнивая ее, вытягиваем глину вверх. Чашечка начинает вытягиваться и постепенно превращается в грушу. Пока отверстие еще довольно большое, указательный палец внутри поддерживает форму.
Теперь обхватываем большими и указательными пальцами с четырех сторон и
постепенно уменьшаем диаметр.
Получаем вот такой выступ-хоботок. Это будет хвостик нашей птички.
Для пущей важности можно его немного приподнять…
В нижней части делаем углубление, для того чтобы птичка была устойчивой.
Теперь слепим нашей птичке клюв. Скатываем небольшой шарик,
сжимаем его пальцами с трех сторон, так, чтобы получился конус,
и приклеиваем его с помощью шликера к туловищу.
Острым концом нашей палочки делаем углубления-глазки.
И теперь самый ответственный момент — нужно сделать отверстия, благодаря которым наша птичка «запоет». Вставляем нашу круглую палочку в нижней части около хвостика под углом около 45° к поверхности.
Вот так это выглядит в разрезе:
Теперь плоским концом палочки делаем отверстие в самом хвостике.
Кончик лопатки должен выходить на острую кромку, полученную на предыдущем шаге.
Эта острая кромка рассекает поток воздуха — так получается звук.
Все ходы-выходы должны быть достаточно ровными, без заусенцев, так чтобы воздух свободно проходил и нигде не «застревал».
А чтобы птичка пела с переливами, нужно сделать еще одну или две дырочки по бокам в области крыльев. Зажимая и открывая дырочки, можно будет наиграть простенькую мелодию из трех нот.
В сыром виде нужно протестировать птичку-свистульку во всех «режимах» и убедиться, что есть звук при всех открытых дырочках. После этого убираем птичку подальше от вездесущих детей на сушку и обжигаем…
Добавляем немного цвета… И вот, наши птички-свистульки готовы дать первый концерт)
Кроме птичек методом прищипывания можно лепить все, что угодно. Например, посуду, как это делают в замечательной мастерской MIDFOREST.
Хороших вам весенних выходных, до новых встреч!
И успехов в гончарном деле и лепке из глины!
Источник