Конспект НОД «О чем поют весной птицы»
Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, а вы послушайте.
Воспитатель читает стихотворение:
«Вернулись раннею весной
Ребята, я сегодня проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?
Публикация «Конспект НОД „О чем поют весной птицы“» размещена в разделах
Воспитатель: -Почему птицы прилетели именно к нам? (Потому что они у нас жили. Они вернулись на свою родину, наступила весна, появились насекомые.)
Воспитатель: -Ребята, а весна наступила? Назовите мне пожалуйста признаки весны. (растаял снег, стало тепло, лопаются почки и появляются листочки, трава, подснежники, солнце греет, день становится длиннее) .
Воспитатель:- Какие чудеса происходят весной в природе? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы, подснежники, тюльпаны, нарциссы распускаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т. д.)
Воспитатель: -Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам возвращаются наши пернатые друзья. И самая первая птица, которая прилетает к нам в марте – это скворец. В народе говорят: «Скворцы прилетели, значит весна пришла!»
-Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелётные)
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в словесную игру «Хорошо- плохо»
Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.
-Что хорошего в том, что птицы улетают от нас (зимой холодно в наших краях. Им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т. к. все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год.)
-Что плохого в том, что птицы улетают от нас (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелетных птиц?
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовем так же. (Дети заводят хоровод и произносят слова игры- заклички)
«Уж вы пташечки, щебетушечки,
Весну ясную, весну красную
Ребята, у нас в группе есть чудо- деревья, на которые должны прилететь птицы. На столе лежат картинки перелётных и зимующих птиц. Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды по 5 человек, каждый возьмёт по 1-й птице.
Рассмотрите их, и определите, какие они- зимующие или перелётные. Давайте всех зимующих птиц пригласим на дуб, на котором изображена снежинка ( зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.). А всех перелётных птиц пригласим к берёзе, на которой изображено солнышко. (перелё тные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка)
(Дети берут по 1 птице, рассматривают их и крепят к деревьям.
Вопитатель:- Что за чудо- деревья! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Перелё тные: ласточка, скворец, иволга, соловей, кукушка; зимующие: синичка, сорока, голубь, дятел, воробей.)
Воспитатель: — Как одним словом можно назвать этих птиц (Перелётные) ,
Воспитатель: -Как вы догадались, что это ласточка (У неё голова, крылья. Спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Воспитатель: -Как вы догадались, что это иволга? (у неё жёлтое оперение, а крылья и кончик хвоста – чёрные.)
Воспитатель: -А по каким признакам догадались, что это скворец? (Он весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
Ребята, а как одним словом можно назвать птиц, которые остаются зимовать. (Зимующие).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем!
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Воспитатель: Что неправильно, почему (Мухи – это насекомые.)
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, куницы…
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Воспитатель: Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки…
Воспитатель: Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своим песнями.
— Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость. тревогу, волнение, страх и т. д.) .
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Кто, как кричит»
Поют свои нам песни птицы,
Поют о солнце, о весне
И нет их песенки чудесней».
(Воспитатель с детьми переходят к столам)
Воспитатель: -А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые) .
Воспитатель: -Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры др.) .
Воспитатель: -Где строят свои гнезда? (На деревья, на земле, под крышей, под балконом, в кустах.)
Воспитатель: -Грачи, вороны, сороки строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на дереве можно увидеть сразу несколько птичьих гнезд.
(рассматривают картинки с изображением птиц и их гнезд)
Воспитатель: -А вот посмотрите, как ловко устроено гнездо зяблика : свито из тонких прутиков, из сухих прошлогодних стеблей. А чтобы кто- нибудь из врагов гнездо не заметил, в стенки его вплетены лишайники, те самые, что на дереве растут и ленточки бересты, чтобы хорошо было замаскировано гнездышко, не скоро найдешь!
-Гнездо дрозда устроено в самой развилке сучков. Да так хорошо, прочно оно устроено, все стенки глиной промазаны.
-А гнездо иволги похожи на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.
-Обычно соловей поселяется на опушке леса, по берегам рек в густых камышах, в садовых кустах и кустарниках. Устраивают гнезда около земли.
-Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится из комочков размокшей после дождя земли или глины.
-А вот дятлы строят гнёзда в дупле, которое легко определить по круговому входному отверстию, вытянутому сверху вниз.
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Помоги собрать материал для постройки гнезда»
(соломинки, веточки, пёрышки, бутылки пластиковые, пробки, вата, фантики, карандаши)
-Вот когда гнезда готовы, какая следующая забота перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).
Воспитатель: -А кто заботиться, высиживает, согревает, бережет их? (Мама- птица, самка)
Воспитатель: -Кто заботиться, кормит мама и птенцов? (папа, самец)
Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы) .
Воспитатель: -Ребята а мы можем как-то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники.)
(дети проходят к стульчикам)
— Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу, в парке, в сквере? (тихо, спокойно; не рвать и не ломать растения, не разорять птичьи гнёзда и т. д.)
-Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека? (Приносят пользу).
– А какую пользу они приносят природе? (птицы защищают растения от вредных насекомых)
— Упражнение на развитие мелкой моторики «Птичка» (дети разбирают прищепки –«клювики» и встают в круг)
Ищет птичка и в траве, (открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки)
И на ветках, и в листве, (то же пальцами левой руки)
И среди больших лугов (прищипывать ногтевые фаланги с 1 по 4 пальцев левой руки)
Мух, червей, слепней, жуков. (то же правой)
Воспитатель:- Ребята, а как вы считаете, надо охранять всех птиц и все живое на Земле?
– Как же вы будете защищать природу? (Вспоминают «Правила друзей леса»с показом картинок)
Давайте будем любит, беречь и охранять природу.
Я, ребята, птиц люблю,
Не держу их дома в клетке.
— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
— О каких новых перелетных птицах вы узнали?
— Что интересного мы узнали о кукушке?
— Из какого материала птицы делают гнёзда?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
1) М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду»
2) В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Экология», «Познавательное развитие»
3) Н. Н. Кондратьева «Мы»— программа экологического образования детей.
Конспект занятия по экологии «О чём поют птицы весной?» (средняя группа) Цель:уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых, развивать интерес.
Конспект открытого интегрированного занятия по аппликации в средней группе «Скворечник» Конспект занятия в средней группе Тема: «Скворечник» Программные задачи: 1. Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из.
Источник
Почему весной птицы поют? дайте пожалуйста научный ответ!
Первые вестники весны в средней полосе России грачи. Недаром про них говорят, что они «на крыльях весну приносят». Обычно они прилетают к 17 марта, вслед за ними — к 22 марта — скворцы и жаворонки.
Еще в полях лежит снег, и только по буграм и склонам зачернеют проталины, как в теплый солнечный день польется с небес знакомая песня полевого жаворонка. На улицах городов и сел приветствуют возвращение весны скворцы. Они поют, прищелкивая желтоватыми клювами, и их черное оперение играет на солнце, отливая фиолетовым, синим и зеленым блеском. Скворец обычно поет, усевшись где-нибудь повыше, как и черный дрозд.
Оперение у этих птиц одинаково темное, и многие их путают. Но у скворца хвост довольно короткий, и когда птица сидит, он опущен; хвост у черного дрозда длинный и обычно торчит. Кроме того, у дрозда-самца клюв необыкновенно красивого огненно-желтого цвета, а у скворца — цвета слоновой кости с небольшим налетом желтизны, Песни черного дрозда удивительно мелодичны.
Говорят, в лесу не услышать игры более искусного флейтиста. Его нередко принимают за певчего дрозда. Но если вы услышите это пение в лиственных рощах, по долинам ручьев, а в последние годы и в городах, можете не сомневаться: поет черный, а не певчий дрозд.
Певчий дрозд — обитатель дремучих еловых лесов и в городах гостит лишь в дни весенних и осенних перелетов. Теплой весной, когда «прозрачные леса как будто пухом зеленеют» , начинает петь соловей и разносится по лесу тревожное «ку-ку» — песня кукушки.
Весенние песни, будь то мартовские карканья ворон, барабанные дроби дятлов, чуфыканья тетеревов, хохот и взвизгивания филинов, перезвоны синиц или майские соловьиные трели, «плач» иволги, щебет ласточек, всегда связаны с наступлением предбрачного периода. Каждый самец исполняет свою характерную песню, оповещающую о том, что его гнездовая территория занята. Когда самец поет, он словно говорит:
«Здесь живу я, и другому тут нечего делать! » Песня служит как бы визитной карточкой, по которой птицы одного вида отличают своих собратьев от чужих. Каждый самец исполняет особую мелодию, так что соседям ясно, с кем они имеют дело. Территория, охраняемая пением, будет принадлежать не только самому певцу. Вскоре она станет местом жительства всего его семейства. Следовательно, пение птиц имеет еще одно назначение: звонкая серенада должна привлечь самку, обещая ей безопасное место для гнездования.
Источник