Познавательный образ его природа

11. Проблема познания в философии. Объект и субъект познания. Единство познания и практики.

Все люди от природы стремятся к знанию. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области оно не осуществлялось. Теория познания развивалась вместе с философией, на протяжении всей её истории. Теория познания иначе называется гносеологией или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: познавание, знание, наука. Предметом теории познания является познавательное отношение субъекта к объекту познания, возможность познания объекта.

Под объектом в широком смысле понимается материальный мир, окружающий человека. Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли.

Субъект— это личность, соц. группы, классы, общество в целом.

Основанием субъект — объектных отношений выступает практическая деятельность, которая, развиваясь, формирует познавательные отношения. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта.

Содержание и специфика процесса познания зависят от объекта познания, которыми являются природа и общество.

Формируется способность познавать отношения с людьми, самих человеческих свойств и условий бытия. Формируется потребность самопознания. Необходимость познания, в конечном счете, обуславливается потребностями практики, поэтому явления природы став предметом трудовой деятельности, так или иначе, превращаются в объект познания. Человек живёт в окружении мира. Он находится в постоянном взаимодействии с природой и событиями общественной жизни. Мы взаимодействуем с миром через наши потребности. Практика – это деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения сложившихся потребностей. Во – первых, она является источником познания. Во – вторых, является сферой приложения знаний. В – третьих, служит критерием результатов познания.

12. Формирование познавательного образа. Природа и сущность идеального.

Формирование познавательного образа можно понять как результат чувственно- практической деятельности субъекта познания. Субъект разделяет существенные свойства объекта деятельности и строит модель в виде познавательной схемы. Осуществляется переход предмета в деятельность. Формирование познавательного идеального образа есть результат предметной деятельности и использования языковых средств;

формируясь на основе предметно — практической деятельности, познавательный образ приобретает самостоятельный характер.

Идеальное по своей природе есть особая форма отражения действительности общественным индивидом и вместе с тем особая форма его активности. По содержанию идеальное есть отражение объективного мира и самого себя, по способу своего бытия оно есть сознательно переживаемое психическое состояние определенного человека.

Читайте также:  Природные ресурсы республик ссср

13. Чувственное и рациональное в познании.Большинство философских систем Нового времени выделяли 2 основных этапа:чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание является начальным этапом познания.

Для познания объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов. Такая форма деятельности называется чувственной деятельностью или чувственным познанием.

Есть три формы чувственного отражения : ощущение, восприятие и представление.

Ощущения — простейший и исходный элемент чувств познания.

На первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей

Восприятие — целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения.

Представление – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, и потом восстанавливаются по сохранившемся в мозгу связям. Благодаря многократной работе механизмов восприятия мы в нашем сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам.

Процессы чувственного восприятия очень сложны.

РАЦИОНАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ.

Позволяет получать знания об объектах, свойствах которые не могут быть восприняты непосредственно на чувственных ступенях познания.

Рациональное познание доступно лишь людям.

Понятие — операции ума человека, направленные на выделение существенных свойств в предмете деятельности. Всякое понятие имеет суждение и объем. Понятия существуют в голове человека лишь в виде суждений.

Суждение — форма абстрактного мышления, в которой что – либо утверждается или что – либо отрицается. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие.

Умозаключение — выводное знание, которое в содержании суждений присутствовало только в неявном виде, а в итоге получилось нечто новое.

Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств. Это вид умозаключения. Гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории.

Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний.

Источник

Гносеологический образ и его свойства

Результатом познания того или иного объекта (либо мира в целом) является его гносеологический образ, т. е. его целостное представление в нашем знании.

Читайте также:  Проведения исследовательских работ природа таежной зоны

Гносеологический образ объекта может быть рассмотрен в трех аспектах:

1) Предметный аспект. В этом контексте речь должна будет идти собственно о содержании знания об исследуемом объекте, взятом в совокупности выявленных свойств.

2) Операциональный аспект. Здесь подразумевается зависимость любого знания от тех способов, с помощью которых оно было получено, подчеркивается соотносимость всякого интеллектуального образа вещи с той ситуацией, в рамках которой вообще сложилось представление о ней.

3) Оценочный аспект. Здесь проявляется отношение субъекта к изучаемому объекту, сказываются познавательные цели человека, а также его планы по использованию объекта и по применению полученных знаний.

Как можно видеть, предметный аспект гносеологического образа определяется воздействием окружающей действительности на субъекта познания, а операциональный и оценочный аспекты полностью зависят от противоположно направленного влияния собственно познающей стороны.

Таким образом, необходимо констатировать определенную двойственность всякого гносеологического образа, заключающуюся во взаимодействии в самой его природе субъективного и объективного начала. С одной стороны, гносеологический образ никогда не может выйти за пределы субъективности, поскольку является лишь идеальным отображением объекта, не тождественным ему в совокупности его реальных физических свойств. В силу данных обстоятельств субъективное начало гносеологического образа реализуется также и в его сущностной неполноте по сравнению с реальным содержанием соответствующего феномена действительности, и в его противоречивости, обусловленной взаимовлиянием внутри его структуры представлений об актуальном состоянии и представлений о возможных превращениях рассматриваемого объекта.

С другой стороны, гносеологический образ объективен по смыслу, так как действительность отображается в нем в ее объективных связях и отношениях. При этом он, помимо прочего, опосредуется познавательным и социальным опытом предшествующих поколений людей, который для всякого познающего субъекта имеет характер объективной действительности.

Познание, следовательно, является видом активной практической деятельности, в ходе которой мир не только исследуется, но и творчески преобразуется.

Таким образом, рассмотрение понятия «гносеологический образ» ставит нас перед настоятельной необходимостью исследования вопроса о роли и значении субъекта в познании мира.

В таком исследовании необходимо учитывать прежде всего уровень исходных знаний субъекта, поскольку этот уровень всегда значим для построения более или менее адекватного образа действительности. Следует обратить внимание также на степень владения субъектом различными познавательными приемами и навыками, на его представления о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки, на его видение собственно назначения знания.

Читайте также:  Природные катастрофы медицинские последствия

Необходимо, помимо прочего, иметь в виду и то, что субъектом познания может быть как отдельный человек, так и социальная группа. И в этом контексте следует говорить об исторической, социальной и культурной обусловленности субъекта познания.

Эта обусловленность демонстрирует тот факт, что именно познание в единстве его системных принципов «конструирует» действительность, организует ее в определенный порядок. Познание есть внесение конкретного смысла в реальность. Испанский философ Х. Ортега‑и‑Гассет формулирует эту мысль следующим образом: «Жить – значит быть полностью погруженным в загадочное. На эту первоначальную и доинтеллектуальную загадку человек реагирует, приводя в действие свой интеллектуальный инструментарий, и, прежде всего, воображение. Он создает математический мир, физический мир, религиозный мир, миры морали, политики и поэзии». То есть речь в конечном итоге идет о «творении», конструировании человеком в ходе познания всеобъемлющего мира разного рода теорий, выяснение взаимоотношений и взаимосвязей которого с миром природы постепенно превращается в одну из важнейших собственно познавательных проблем. Современное познание вообще оперирует своим предметом, как некоторым конструктом, познание которого заключается в осознании его «сделанности».

Помимо прочего познание следует рассматривать еще и как явление, адаптирующее человека к его обстоятельствам, к миру вещей, объектов, окружающему его, посредством включения этих объектов в некую схему порядка, интегрированного вокруг самого человека и его нужд, представляющего весь мир в формах, необходимых человеку.

Познавательными проблемами этой адаптации занимается сейчас так называемая эволюционная эпистемология, утверждающая, что сама логика эволюции человека как вида обусловила выбор направления его когнитивной эволюции и что реальность «приручается» человеком посредством измысливания некоего гипотетического положения вещей, которое может обусловливать все то, что оказывается в поле человеческого зрения. Одной из важнейших предпосылок подобного измысливания является функционирование своего рода «наследственных рабочих гипотез», т. е. передающихся по наследству (в биологическом и культурном смыслах) форм и привычных стилей мышления. Таким образом, познание является здесь как процесс образования своеобразных культурных ниш, адаптированных для проживания человека, как процесс «разрешения» глобальной нелинейной антропной природной ситуации.

В целом необходимо сделать вывод о неизбежном наличии определенной меры субъективности в любых результатах познания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

Оцените статью