Практические методы обучения
Эти методы предусматривают приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы. К практическим методам относятся наблюдения, практические работы, исследовательский эксперимент.
Наблюдение — это планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания.
Развитие умения младших школьников наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира – одна из главных задач учителя. Этому методу уделяли огромное внимание педагоги-естественники А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, К.П. Ягодовский, В.В. Половцов, М.Н. Скаткин, С.А. Павлович, Е.А. Валерианова и др.
Учитель должен провести предварительную работу по подготовке наблюдений:
- определить цель наблюдения;
- выбрать объект;
- разработать задания и познакомить с ними учащихся;
- подобрать необходимое оборудование;
- познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов.
- укажите ее размеры, сравнивая с хорошо известными птицами (например: птица маленькая, не крупнее воробья или величиной с ворону);
- какова раскраска птицы: головы, спинки, грудки, крыльев, хвоста;
- какой у птицы клюв (длинный, короткий, тонкий, массивный, прямой, изогнутый);
- какие у птицы крылья (широкие, укороченные, длинные, узкие, закругленные);
- укажите длину и форму хвоста, ног, наличие хохолка и другие особенности птицы;
- опишите повадки птицы: как она передвигается по земле (шагом, бегом, прыжками); какой у нее полет (машущий, парящий, планирующий, скользящий, прямой, волнообразный);
- если можно, передайте звуками ее голос или сравните с каким-нибудь знакомым звуком (свистом, скрипом и т.д.);
- сделайте вывод: как внешний вид птицы связан с образом ее жизни.
- В экспериментальном исследовании важную роль играет предварительная гипотеза, т.е. предположение, выдвигаемое для объяснения тех явлений, которые предполагается изучать посредством эксперимента.
- Для проведения исследования необходимо иметь контрольныйиэкспериментальный экземпляры исследуемых объектов.
- Важным отличием эксперимента от обычного наблюдения является вариацияусловий наблюдения. В природе на один объект воздействует широкий спектр условий. В экспериментальном опыте по возможности устраняются те явления, которые маскируют изучаемый процесс и вводятся факторы его усиливающие.
- При постановке эксперимента необходимо руководствоваться методомединственногоразличия условий проведения контрольного и экспериментального опытов. Например, мы хотим исследовать влияние прекращения полива на рост листьев лука репчатого. При этом контрольные и экспериментальные экземпляры лука должны находиться в условиях одинаковой освещенности и температуры. Варьировать должен только один фактор — полив. Контрольные экземпляры поливают сразу при подсыхании верхнего слоя почвы, а у экспериментальных полив прекращают. В ходе исследовательского эксперимента проводятся ежедневные наблюдения за контрольными и экспериментальными экземплярами. Фиксация результатов ведется только в те дни, когда наступают заметные изменения.
- Самостоятельнаяпостановка или принятиеотучителя учебной задачи.
- Преобразованиеусловийзадачис целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
- Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенных формах.
- Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
- Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
- Контроль за выполнением предыдущих действий.
- Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Источник