Практические методы при изучении природы

Практические методы обучения

Эти методы предусматривают приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной работы. К практическим методам относятся наблюдения, практические работы, исследовательский эксперимент.

Наблюдение это планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания.

Развитие умения младших школьников наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира – одна из главных задач учителя. Этому методу уделяли огромное внимание педагоги-естественники А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Л.С. Севрук, К.П. Ягодовский, В.В. Половцов, М.Н. Скаткин, С.А. Павлович, Е.А. Валерианова и др.

Учитель должен провести предварительную работу по подготовке наблюдений:

  • определить цель наблюдения;
  • выбрать объект;
  • разработать задания и познакомить с ними учащихся;
  • подобрать необходимое оборудование;
  • познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов.
  • укажите ее размеры, сравнивая с хорошо известными птицами (например: птица маленькая, не крупнее воробья или величиной с ворону);
  • какова раскраска птицы: головы, спинки, грудки, крыльев, хвоста;
  • какой у птицы клюв (длинный, короткий, тонкий, массивный, прямой, изогнутый);
  • какие у птицы крылья (широкие, укороченные, длинные, узкие, закругленные);
  • укажите длину и форму хвоста, ног, наличие хохолка и другие особенности птицы;
  • опишите повадки птицы: как она передвигается по земле (шагом, бегом, прыжками); какой у нее полет (машущий, парящий, планирующий, скользящий, прямой, волнообразный);
  • если можно, передайте звуками ее голос или сравните с каким-нибудь знакомым звуком (свистом, скрипом и т.д.);
  • сделайте вывод: как внешний вид птицы связан с образом ее жизни.
  1. В экспериментальном исследовании важную роль играет предварительная гипотеза, т.е. предположение, выдвигаемое для объяснения тех явлений, которые предполагается изучать посредством эксперимента.
  2. Для проведения исследования необходимо иметь контрольныйиэкспериментальный экземпляры исследуемых объектов.
  3. Важным отличием эксперимента от обычного наблюдения является вариацияусловий наблюдения. В природе на один объект воздействует широкий спектр условий. В экспериментальном опыте по возможности устраняются те явления, которые маскируют изучаемый процесс и вводятся факторы его усиливающие.
  4. При постановке эксперимента необходимо руководствоваться методомединственногоразличия условий проведения контрольного и экспериментального опытов. Например, мы хотим исследовать влияние прекращения полива на рост листьев лука репчатого. При этом контрольные и экспериментальные экземпляры лука должны находиться в условиях одинаковой освещенности и температуры. Варьировать должен только один фактор — полив. Контрольные экземпляры поливают сразу при подсыхании верхнего слоя почвы, а у экспериментальных полив прекращают. В ходе исследовательского эксперимента проводятся ежедневные наблюдения за контрольными и экспериментальными экземплярами. Фиксация результатов ведется только в те дни, когда наступают заметные изменения.
  • Самостоятельнаяпостановка или принятиеотучителя учебной задачи.
  • Преобразованиеусловийзадачис целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта.
  • Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенных формах.
  • Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
  • Построение системы частных задач, решаемых общим способом.
  • Контроль за выполнением предыдущих действий.
  • Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Читайте также:  Изменения природы весной 3 класс

Источник

Оцените статью