Права граждан особо охраняемые природные территории

«О мерах по обеспечению прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков»

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-экспертного сообщества вопрос «О мерах по обеспечению прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков», участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, являются особо охраняемыми природными территориями.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются природоохранным законодательством, базовой основой которого является Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния и занимают почти 13% площади Российской Федерации. Среди них особую категорию составляют национальные парки, которых к настоящему времени насчитывается 58.

Одной из основных особенностей правового регулирования их функционирования является то, что с одной стороны действующим законодательством допускается и предполагается нахождение в их границах населенных пунктов, на территории которых осуществляется повседневная жизнедеятельность граждан. С другой стороны права граждан, проживающих в таких населённых пунктах, существенно ограничены.

В настоящее время в границы 23 национальных парков входит порядка 700 населённых пунктов различных уровней.

Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности
(за исключением земельных участков с ранее возникшими правами частной и иных форм собственности). Они не подлежат отчуждению из федеральной собственности и изъяты из оборота.

Установлен запрет на предоставление на территориях национальных парков земельных участков любым лицам кроме учреждений, осуществляющих управление национальными парками. Исключение составляют только случаи предоставления земельных участков в аренду для рекреационной деятельности в специально определенных функциональных зонах национальных парков.

Отдельно запрещено предоставление земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, запрещено строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Читайте также:  Красота природы сочинение пример

Все это приводит к существенному ограничению прав граждан, проживающих в границах данных территорий. Затруднены проведение программ социально-экономического развития и реализация мер поддержки населения. Невозможность законного урегулирования вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью, приводит к нарастанию социальной напряженности и переходу таких отношений во внеправовое поле.

Наиболее сложная ситуация сложилась на территории национального парка «Русский север», на территории которого расположено более 240 населенных пунктов и проживает около 13 тысяч человек.

Обсуждение показало, что решение указанной проблемы возможно исключительно путем внесения изменений в природоохранное, земельное и иное законодательство.

Учитывая изложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:

1.Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

во взаимодействии с Советом Федерации, Правительством Вологодской области, Кирилловским муниципальным районом организовать выездное рабочее совещание на территорию национального парка «Русский север»
с целью оценки ситуации с обеспечением прав граждан, проживающих
в населенных пунктах, расположенных в границах национального парка «Русский север»

сформировать межведомственную рабочую группу с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Совета Федерации, Государственной Думы, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представителей субъектов Российской Федерации, представителей Общественной палаты Российской Федерации, экспертного сообщества
по совершенствованию законодательства в сфере организации
и функционирования национальных парков, обеспечения прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков

рекомендовать межведомственной рабочей группе:

I. подготовить предложения по изменению действующего законодательства, в том числе с учетом результатов рабочего совещания на территории национального парка «Русский север», направленные на:

— определение оснований и процедуры уточнения границ национальных парков, режима охраны;

— корректировку положений законодательства, исключающих в настоящее время возможность предоставления земельных участков гражданам, юридическим лицам для иных видов деятельности помимо рекреационной, в том числе для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
в границах населенных пунктов;

— отмену запрета на приобретение земельных участков
в собственность в пределах земель, находящихся в государственной
и муниципальной собственности, включённых в состав национальных парков
в границах населённых пунктов;

Читайте также:  Государственный природный заповедник кузнецкий алатау расположение

— установление четких критериев отнесения земельных участков, расположенных в границах национальных парках к федеральной собственности, муниципальной собственности, собственности субъектов Российской Федерации;

— закрепление полномочий за федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, на оформление разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также рассмотрение уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах (у которых установлены границы), расположенных в границах национальных парков.

II. проработать вопросы, направленные на:

— установление для национальных парков отдельной функциональной зоны в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, соблюдению их конституционных прав, социально-экономического развития населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков;

— расширение прав граждан, проживающих вблизи границ национальных парков, на пользование лесными и иными ресурсами национальных парков;

— отмену обязательности проведения государственной экологической экспертизы для социально значимых объектов капитального строительства, в границах населенных пунктов, включённых в состав национальных парков;

— определение режима для ведения традиционной деятельности коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающими на территории особо охраняемых природных территорий.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ускорить осуществление мероприятий по постановке на кадастровый учет и закреплению границ национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения

во взаимодействии с субъектами Российской Федерации обеспечить своевременное рассмотрение обращений граждан по вопросам получения разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, разграничения прав собственности на имущество (земельные участки) и другим вопросам, связанным с реализацией населением своих конституционных прав на территориях национальных парков в рамках действующего законодательства,
в том числе с учетом сложившейся судебной практики

во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации подготовить и внести в установленном порядке изменения в положения о национальных парках, связанные со вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющие основные виды разрешенного использования и возможные вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков применительно к каждой функциональной зоне национальных парков

Читайте также:  Значение плотности природного газа при стандартных условиях

обеспечить учет интересов представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации при подготовке представлений в Правительство Российской Федерации по созданию новых национальных парков и расширению территорий уже существующих

проработать вопрос о необходимости создания консультативных советов с участием местного населения, в том числе представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных учреждениях, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в целях решения вопросов обеспечения текущей жизнедеятельности населения, проживающего на территории национальных парков

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

взять на особый контроль обеспечение правовых режимов охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, соблюдение прав граждан, проживающих на территориях национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения.

4. Руководителям субъектов Российской Федерации обеспечить осуществление мероприятий по постановке на кадастровый учет населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения

5. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию:

во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другими органами государственной власти доработать проект федерального закона, создающего возможность уточнения границ национальных парков в целях обеспечения прав граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков

осуществлять координацию и контроль за исполнением настоящих рекомендаций, информировать о ходе работы заместителя Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьева

организовать проведение совещания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию с участием заинтересованных органов государственной власти об итогах исполнения настоящих рекомендаций

Срок: второе полугодие 2020 года.

Источник

Оцените статью